Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА

Жаббарова А.А. 1 Буранкулова А.С. 1 Байжанова Н.С. 1
1 Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д.Асфендиярова
1. Айзенк Г.Ю. Понятие и определение интеллекта // Вопросы Психологии. – 1995. – № 1. – С. 111-131.
2. Don Campbell, The Mozart Effect: Tapping the Power of Music to Heal the Body, Strenghten the Mind and Unlock the Creativa Spirit, 199.
3. Colwell R., Richardson C. The New Handbook of Research on Music Teaching and Learning: A Project of the Music Educators National Conference, Oxford University Press. –18 Nis. 2002.
4. Levitin, Daniel J. This Is Your Brain On Music: The science of a Human Obsession, Dutton / Penguin, 2006.
5. Самбурская А.А. Музыка интеллекта [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://alicepush.ucoz.ru/index/0-5
6. Якушева С.Д, Якушева О.В. Влияние музыки на интеллектуальную деятельность школьников. Теория и практика современной педагогики: материалы международной заочной научно-практической конференции. – 25 января, 2011.
7. Bilim ve Teknik Dergisi. Müzik ve Beyin, Sayı : 512, Temmuz, TÜBİTAK Yayınları, Ankara. 2010.

Актуальность темы

Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение [1]. Музыка как вид искусства считается одним из мощных средств воздействия на психическое и функциональное состояние человека, в том числе – работу интеллекта через регуляцию эмоционального и соматического фона. Психолого-физиологические исследования свидетельствуют о положительном воздействии музыки на работу головного мозга, психомоторику, развитие речи и психические процессы (внимание, восприятие, мышление, память), процессы дыхания, кровообращения, работу желез внутренней секреции (уровень сахара в крови), состояние мышечного тонуса и на функции других систем организма [2,3,4,5,6,7]. Представлялось интересным исследовать влияние музыки различных направлений на интеллект людей молодого возраста (студентов).

Цель исследования: изучение влияния музыки различных направлений на интеллект студентов 3 курса медицинского университета.

Материалы и методы исследования

Исследование уровня интеллекта студентов 3 курса казахскоязычного отделения медицинского университета проводилось при помощи IQ теста Айзенка [1]. Уровень IQ студентов определяли в покое (без прослушивания музыки), при прослушивании музыки трех различных направлений: народой музыки – кюй Курмангазы «Адай», классической музыки – Vivaldi «Love in the Venice» и направления «heavy metal» – группы «Iron Maiden»: «2 minutes to midnight». Музыкальные предпочтения студентов и в целом их отношение к музыке изучались при помощи анонимного анкетирования, включавших 15 вопросов.

Результаты исследования и их обсуждение

По данным проведенного анкетирования следует, что 60% студентов любят слушать народную музыку, 30% – слушают изредка, 10% – вообще не слушают. В отношении прослушивания направления «тяжелый металл»: любят слушать 40%; слушают иногда – 30%; вообще не слушат – 30% студентов. Классическую музыку предпочитают слушать 20%, слушают иногда – 40%, вообще не слушают – 40% опрошеннных студентов (рис. 1).

Музыкальным предпочтением студентов медиков казахского отделения является народная музыка. Относительно высокий выбор (40%) студентами направления «тяжелый металл» объясняется, по-мнению, самих студентов малым содержанием слов, что не отражается в момент прослушивания на мыслительных процессах. Классическая музыка (музыка оперная, балетная), по-мнению студентов, хотя и благотворно влияющая на процессы высшей нервной деятельности (память, внимание, мышление), но все же не соответствует национальным музыкальным традициям, на которых воспитывались студенты.

Оценка полученных результатов по уровню IQ теста Айзенка проводилась при помощи специальной шкалы (рис. 2).

Проведенные исследования показали, что в состоянии покоя показатель IQ «хорошо» был у 19% студентов; при прослушивании народной музыки – у 59% студентов; при прослушивании направления «тяжелый металл» – у 10% студентов; при прослушивании классической музыки – у 9% студентов. При прослушивании направления «тяжелый металл» и классической музыкы почти у половины студентов отмечались самые наименьшие значения показателя IQ (рис. 3). Восприятие музыки отдельным индивидом – это подлинно человеческий процесс, возникший в ходе совместной деятельности людей и зависящий от многих предпосылок культурно-исторического опыта. Это итог и этап многовекового развития человеческой культуры [5].

Высокий уровень IQ студентов при прослушивании народной музыки объясняется тем, что восприятие музыки человеком с детства обеспечивается обоими полушариями, каждое из которых регулирует различные функции, цельное впечатление от музыки обеспечивается интеграцией специализированных когнитивных и эмоциональных процессов, протекающих в обоих полушариях. И на формирование этих процессов в большей степени оказывает влияние народные обычаи, традиции, в том числе и музыкальные.

missing image file

Рис. 1. Данные анкетирования студентов

missing image file

Рис. 2. Шкала для оценки результатов уровня IQ теста Айзенка

missing image file

Рис. 3. Показателя IQ при прослушивании различных направлений музыки

Вывод

Музыкальным предпочитанием студентов медиков по данным анкетирования является народная музыка. Выявлено, что наиболее высокий показатели IQ студентов отмечались при прослушивании народной музыки, наименьшие показатели IQ у студентов отмечались при прослушивании классической музыкой.


Библиографическая ссылка

Жаббарова А.А., Буранкулова А.С., Байжанова Н.С. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 2-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12242 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674