Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА

Репина Д.А. 1 Раскина Е.А. 1 Новикова А.О. 1 Дорохов Е.В. 1 Карпова А.В. 1
1 Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко
1. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
2. Сергиенко А.В. Оценка уровня здоровья и степени адаптированности студентов в процессе учебной деятельности / А.В. Сергиенко, В.Н. Яковлев, Е.А. Павлова, Е.Н. Фролихина // Здоровье человека-6: материалы 6 Международного конгресса валеологов. – СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2011. – С. 188-190.
3. Дерябина А.С. Гендерные подходы в психологических теориях и исследованиях // Молодой ученый. – 2011. – Т. 2, № 8. – С. 92-95.
4. Дорохов Е.В. Влияние экзаменационной нагрузки на психофизиологическое состояние студентов / Е.В. Дорохов [и др.] // Здоровье человека-7: материалы VII Межд. научн. конгресса валеологов. – СПб., 2014. – С. 150-153.
5. Дорохов Е.В. Выраженность синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинских вузов // Медицинская наука и образование: материалы 62-ой годичной научно-практической конференции ТГМУ им. Абуали ибни Сино. – Душанбе, 2014. – Т. II. – С. 216-218.

Общеизвестно, что студенческий экзамен представляет собой одну из наиболее напряженных форм умственной деятельности обучаемого, включающей в себя не только реальную оценку подготовки учащегося, но и его способность концентрироваться и справляться с эмоциональным напряжением. Как правило, в период сессии, студенты, мотивированные получением высокого результата, используют большинство резервов своего организма. Однако в некоторых случаях, это может привести к истощению физических и интеллектуальных ресурсов, что негативно сказывается на здоровье молодых людей. Невозможно отрицать, что девушки и юноши одного возраста совершенно по-разному реагируют на напряженную для них ситуацию. Следует отметить, что изучение стрессоустойчивости у людей разного пола может в будущем помочь скорректировать учебную программу, условия проведения учебных испытаний и упорядочить трудовую деятельность студентов. В связи с вышесказанным актуальность работы по изучению функционального состояния девушек и молодых людей во время сессии не вызывает сомнений.

Цель работы: оценка гендерных особенностей психоэмоционального состояния обучаемых при прохождении экзаменационных испытаний.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 191 студент второго курса ВГМА имени Н.Н. Бурденко. Из них было 47 юношей и 144 девушки. Работа проводилась непосредственно перед экзаменом по нормальной физиологии с использованием аппаратно-программного комплекса «Истоки здоровья», включающего в себя психологические тесты: тест зрительно-моторной реакции, тревожности, цветовых выборов, общей реактивности, смысложизненных ориентаций, тест Айзенка, а также функциональные тесты, основанные на записи и анализе сердечного ритма. Данные анализировались в программах Excel и Kyplot по критерию Wilcoxon (Mann-Whitney).

Результаты и их обсуждение

Как первичная реакция на опасную ситуацию или её ожидание выступает тревога с её физиологическими, психологическими и когнитивными компонентами [1]. Ситуативная тревожность – это субъективно переживаемые эмоции человека в стрессовой ситуации, такой как экзамен. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая склонность субъекта воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных условиях. Уровень личностной тревожности, определенный по методике Спилбергера у девушек во время экзамена составляет 33,3±1,7, а у юношей 33,1±1,34. В целом эти показатели не имеют больших различий и не коррелируют между собой, и такие значения относятся к среднему уровню личностной тревожности.

Намного больше информации дало изучение уровня ситуативной тревожности. Выяснилось¸ что в данной ситуации меньше волнуются девушки, их показатель 41,6±1,8 тогда как показатель у юношей – 42,53±1,33. Тем не менее, в обеих группах превалируют процент людей с высоким уровнем тревоги, как это представлено в таблице 1.

Комплексным показателем, отражающим сложность функционирования сердечно-сосудистой системы является индекс функциональных изменений (ИФИ), представленный на рисунке 1. Он рассчитывался по формуле [1].

ИФИ = 0,011ЧП + 0,014САД + 0,008ДАД + + 0,014В + 0,009МТ – 0,009Р – 0,27 [1].

Данный показатель у юношей 2,67±0,28, а у девушек 2,34±0,3. (*** р<=0,001). Помимо того, большее количество лиц женского пола характеризуются удовлетворительной степенью адаптации, в то время как в противоположной группе напряжение адаптационных механизмов обнаружено у 45% исследуемых. При этом срыва адаптации ни у кого из испытуемых не выявлено.

Таблица 1

Уровень ситуативной тревожности

 

Девушки

Юноши

 

низкая

средняя

высокая

низкая

средняя

высокая

Количество человек

30

52

62

12

14

21

В процентах от всех девушек

21%

37%

43%

26%

30%

45%

Средннее

21,3±1,04

39,59±2,04

53,37±1,54

23,83±2,08*

41±1,54*

54,8±1,03*

Примечание *р<0,05 по сравнению с девушками

missing image file

Девушки Юноши

Рис. 1. Индекс функциональных изменений

В аппаратно-программном комплексе «Истоки здоровья», который применялся при проведении исследований, в качестве метода определения состояния ЦНС, ее основных функциональных характеристик (возбудимость, реактивность, подвижность, устойчивость реагирования) используется анализ временных показателей простой сенсомоторной реакции. В ходе теста определяется уровень функциональных возможностей (УФВ), являющийся наиболее полной характеристикой состояния ЦНС и позволяющий судить о ее способности сформировать и достаточно долго удерживать соответствующее функциональное состояние.

УФВ у молодых людей – 3,19±0,9, а у девушек – 3,66±0,86 (*р<0,05). Кроме того, более половины девушек имеют высокий уровень функциональных возможностей ЦНС. Это говорит о том, что устойчивость реакций у лиц женского пола выше, и они лучше способны сконцентрироваться на простом отвлеченном задании непосредственно перед экзаменом. Напротив, юноши, имея высокие показатели ситуативной тревожности, способны думать в основном о предстоящем испытании и хуже справляются с предложенными тестами.

По итогам аттестации студентов было выявлено, что в целом девушки лучше освоили учебную программу. Так, только 4% девушек, принимавших участие в исследовании, не смогли сдать экзамен в основной период сессии. При этом 16% юношей, не сдавших экзамен с первой попытки, успешно его пересдали. Студентов, которые знают предмет на удовлетворительно приблизительно равные проценты (51% девушек и 49% юношей). Среди девушек на 10% больше хорошистов (28%), а количество отличников в обеих группах 17%.

Также в ходе работы исследовалось множество других показателей физического здоровья и вегетативного гомеостаза, часть которых представлена в таблице 2.

Таблица 2

Некоторые показатели физического здоровья и вегетативного гомеостаза

Показатель

Общие резервы здоровья

ЧСС

в покое

Мода

Среднее

время

реакции,

мс

Юноши

47,37±12,5*

93,8±13

204,34±18,5

217±24,58*

Девушки

44,5±9,8

94,76±14,2

207,48±21,3

209±31,7

Примечание *р < 0,05 по сравнению с девушками

Анализируя данные, представленные выше в таблице 2, легко заметить, что общие резервы физического здоровья выше в мужской группе (p<0,05).Однако показатель способности ЦНС сформировать и достаточно долго удерживать соответствующее функциональное состояние, лучше и девушек, так как среднее время реакции на простой раздражитель у них понижено, относительно мужчин (р<0,05). Оценка моды, характеризующей наиболее вероятный уровень функционирования системы кровообращения, не позволяет выявить определенную тенденцию в группах, в связи с тем, что у каждого студента в данный момент наблюдалась строго индивидуальная реакция со стороны симпатической и парасимпатической нервной системы.

Вывод

Таким образом, по итогам исследований можно сделать вывод о том, что вопреки сложившемуся стереотипу о неустойчивости женского психоэмоционального статуса [3], с преодолением экзаменационного стресса лучше справляются именно девушки, что подтверждается различными тестами. В современном обществе, когда женщины учатся и работают наравне с мужчинами, они научились преодолевать всевозможные препятствия, в том числе, психологически трудные экзаменационные испытания

Так, у тестируемых студенток показатель ситуативной тревожности, ниже, чем в мужской группе. Также, выявленный у них уровень функциональных изменений свидетельствует об удовлетворительной степени адаптации, а степень функциональных возможностей находится на высоком уровне.

Данные результаты можно отчасти объяснить гендерными особенностями женской психологии: лабильность характера позволяет девушкам легче переключаться на решение различных задач и преодолевать негативные мысли, связанные с экзаменом, в то время как мужской психотип предполагает строгую нацеленность на достижение конкретного результата.


Библиографическая ссылка

Репина Д.А., Раскина Е.А., Новикова А.О., Дорохов Е.В., Карпова А.В. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12216 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674