Строительство, как и любая производственно-хозяйственная деятельность предполагает также вывоз промышленных отходов. Существует два общеизвестных способа утилизации промышленных отходов: захоронение на промышленном полигоне и переработку строительных отходов в целях использования их как вторичное сырье. Первый из представленных способов утилизации представляет опасность для экологической составляющей региона. В рамках этого способа утилизации существует ряд методик по захоронению промышленных отходов в горных выработках отработанных карьеров и шахт. Однако следует отметить, что организация такого полигона в значительной степени сказывается на экологии. Второй из представленных способов утилизации предпочтительней, во-первых, это не наносит вред окружающей среде, во-вторых, за отходы, используемые в качестве вторичного сырья, не взимается плата в бюджет. Более того, на этом способе утилизации, при грамотном распоряжении, можно еще и заработать. Данный факт в условиях Мирового финансового кризиса является немаловажным. С увеличением темпов строительного рынка возросла потребность застройку. Одним из вариантов, высвобождения площадей является снос старых зданий и сооружений, при котором возникает значительное количество строительных отходов. В целом по России ежегодно образуется около 20 млн. тонн строительных отходов. О том, какая доля от этой суммы приходится на Красноярск, остается лишь предполагать, так как официальной статистики по строительному мусору в городе не существует. В 2013 году в г. Красноярске ликвидировано 250 несанкционированных свалок с объёмом от 5 до 42 тыс. м3. Общий объём вывезенных со свалок отходов составил 93,366 тыс. м3. В свою очередь, перед строительной отраслью поставлена главой края новая задача – несмотря на кризис ежегодно вводить в Красноярске 750 тысяч кв. м жилья, в районах края – 600 тысяч. Город должен оставаться в авангарде по объемам сданных «квадратов», так как здесь сохраняется динамика спроса на недвижимость, есть неплохой задел по земельным участкам, намечены долгосрочные проекты комплексной застройки. Составлен также план сноса аварийного жилья, которое по своим объёмам вырисовывается в солидную цифру строительных отходов хотя бы в качестве бетонных фундаментов зданий, не говоря уже о других конструкционных элементах, которые могут быть переработаны, но более вероятно, окажутся на переполненных и без того городских свалках и полигонах.
Исследования Европейской Ассоциации по ежегодному сносу зданий на нашей планете показали, что образуется этого хлама строительных отходов целых 2,5 млрд. т, а то и свыше. Отметим, что из них только в Европе – 180 млн. т. Для цивилизованной Европы, реально смотрящей на эти вещи, и видящей в этой «горе мусора» настоящую проблему, возникают цели и задачи, связанные с этим, о чем не скажешь про нас с вами. Единственным городом, кто действительно заботится об этой проблеме, так это только, пожалуй, Москва. Появилось множество фирм, которые предлагают за определенную стоимость вывезти весь строительный, а за одним и бытовой мусор. А постиндустриальная Европа тем временем изобретает новые способы избавления от этой напасти, причем основным способом утилизации этих самых отходов так и остается – переработка строительного мусора. Выпускается все более совершенное оборудование – дробильно-сортировочные комплексы, в чем сильно преуспели в Китае. В Германии функционируют более 400 заводов, перерабатывающих строительный мусор. Из 59 млн тонн лома, образующегося на стройплощадках Германии, перерабатывается порядка 80 %. Спрос на переработку неуклонно стимулируется ростом платы за вывоз строительных отходов, поэтому многим застройщикам выгоднее тратить средства, время и усилия на утилизацию мусора, чем доставлять его на свалку. Влияние природоохранных и правительственных организаций, а также повышение стоимости земли приводят к тому, что в некоторых развитых государствах законодательно запрещено вывозить на полигоны строительные отходы, которые можно переработать. В Швеции индустрия рециклинга настолько развита, что там готовы завозить мусор из-за границы для переработки и извлечения дохода. Но мировой опыт пока мало востребован в России. Причина кроется не только в отсутствии государственной поддержки, но и в сильной криминализации бизнеса свалок и полигонов: не каждый возьмётся сделать бизнес на переработке отходов и мусора, ведь насколько проще организовать их нелегальное захоронение на стихийных свалках. Между тем большая часть строительного мусора, образующегося при подготовке территорий под застройку, – это отходы от сноса сооружений, более 70 % можно использовать вторично, проведя необходимую сортировку, очистку и переработку. Из сказанного выше можно сделать вывод, повсеместное внедрение рециклинга строительного мусора становится все более очевидным решением проблемы нашей страны в отношении строительных отходов, в том числе города Красноярск. Переработка мусора, способов организации которой уже не один, за что спасибо иностранным новаторам и практикам, рисует только положительные перспективы. Это подразумевает, что использование такого вторичного сырья способно снизить себестоимость массы работ в строительстве, использоваться для муниципальных нужд края, в качестве отсыпки дорог, к примеру, и при всем этом поддерживать должный уровень экологической безопасности для жителей города.
Библиографическая ссылка
Щепетова А.М. НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ РЕЦИКЛИНГА СТРОИТЕЛЬНЫХ ОТХОДОВ В ГОРОДЕ КРАСНОЯРСК // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 3-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12096 (дата обращения: 22.12.2024).