Одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики страны является налоговая система. Для наилучшего функционирования налоговой системы необходимо урегулирование отношений между государственными органами и хозяйствующими субъектами, которое в рамках налогового администрирования выражается в налоговом контроле.
На данный момент в Российской Федерации (далее РФ) функционирует довольно сложный механизм налогообложения, несовершенство которого приводит к постоянным изменениям законодательства о налогах и сборах, в частности, налогового контроля.
В рамках эксперимента, Федеральной налоговой службой России был опробован в 2012 году проект Институт налогового мониторинга между территориальными налоговыми органами и крупнейшими налогоплательщиками, который по итогам его реализации показал положительный результат. Об этом заявил глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров на рассмотрении законопроекта: «Эксперимент, который мы проводили, естественно, с согласия компаний, которые были готовы в этом принять участие, показал свою чрезвычайную эффективность». По его словам, все больше компаний хотели подключиться к этому эксперименту, однако в то время без законодательной базы это было невозможно [1].
Отметим также, что схожие системы «расширенного взаимодействия» уже несколько лет успешно функционируют во многих странах мира, таких как: США, Южной Корее, Германии, Великобритании, Нидерландах.
Одной из первых подобную систему начали использовать в Голландии в 2005 году, где данный метод контроля получил название горизонтальный мониторинг. После того как был введен горизонтальный мониторинг, административная нагрузка на компании уменьшилась, что положительно повлияло на привлекательность Нидерландов для инвестиций. Все проблемные вопросы начали решаться на стадии зарождения, вследствие чего количество возражений и апелляций резко сократилось. Возросло качество услуг, предоставляемых налоговыми органами [2].
С 1 января 2015 года Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" для повышения эффективности системы налогового администрирования в РФ введен принципиально новый вид налоговых проверок - налоговый мониторинг.
Однако если брать во внимание особенности развития экономики в Российской Федерации и нестабильность законодательства в целом, возникает вопрос о дальнейшем развитии налогового мониторинга: станет ли он со временем единственной формой налогового контроля, получит ли распространение наряду с выездными и камеральными налоговыми проверками или вовсе не оправдает себя.
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо провести сравнительный анализ уже существующих форм налогового контроля и только появившегося налогового мониторинга.
В целях проведения анализа будем рассматривать выездные и камеральные налоговые проверки, как единый комплекс контрольных мероприятий, где по завершении одной формы контроля начинается следующая.
Таблица 1. Сравнительная характеристика форм налогового контроля
Критерий |
Камеральная налоговая проверка |
Выездная налоговая проверка |
Налоговый мониторинг |
В отношении кого проводится |
По всем налогоплательщикам, подавшим налоговую декларацию (расчеты) |
По тем налогоплательщикам, по которым есть достаточные основания полагать, что они нарушают налоговое законодательство |
По налогоплательщикам, подавшим заявление в налоговый орган при одновременном соблюдении условий п.3 ст.105.26 НК РФ. |
На основании чего проводится |
На основании поданной декларации, без специального решения руководителя налогового органа |
На основании решения руководителя налогового органа |
На основании решения налогового органа |
Сроки проведения контрольных мероприятий |
В течение двух месяцев со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) |
В течение двух месяцев (может быть продлен до 4 или 6 месяцев) |
С 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг до 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг |
Период, за который проводится проверка |
Налоговый период, за который подана налоговая декларация (расчеты) |
Период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки |
Календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о проведении налогового мониторинга |
Оформление результатов проверки в случае обнаружения нарушений налогового законодательства |
Составление акта налоговой проверки |
Составление мотивированного мнения |
|
Несогласие с решением налогового органа (мотивированным мнением) |
Организация в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки представляет письменные возражения в налоговый орган |
Организация в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения представляет разногласия в налоговый орган |
|
Порядок рассмотрения возражений (разногласий) |
Руководитель налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по акту в течение 10 дней. Впоследствии чего проводится рассмотрение материалов налоговой проверки совместно с проверяемым лицом. |
Налоговый орган в течение трех дней со дня получения разногласий направляет их со всеми имеющимися у него материалами для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры в Ф РФ. |
Главным преимуществом налогового мониторинга перед выездной и камеральной налоговой проверкой является открытое и оперативное решение спорных налоговых вопросов с налоговыми органами. Электронный информационный обмен позволит налоговым органам в режиме реального времени получать необходимую информацию об организации и проверять налоговые декларации и налоговую отчетность. Это в свою очередь значительно снижает налоговые риски налогоплательщика и прогнозируемость налоговых поступлений в бюджет государства.
Ранее любые возникающие при ведении хозяйственной деятельности налоговые неопределенности разрешались только при проведении налоговой проверки, что отдельных случаях могло занять до трех лет. Сегодня механизм мотивированного мнения позволяет разрешать возникающие вопросы в более сжатые сроки (в течение одного года). Возможность оперативно узнать о мнении налогового органа по спорному вопросу, сама по себе является преимуществом налогового мониторинга, поскольку позволяет налогоплательщику принимать рациональные и взвешенные решения.
Так же, организация, в деятельности которой при проведении налогового мониторинга были обнаружены нарушения налогового законодательства, не будет уплачивать пени и штрафы, если она исполнила мотивированное мнение налогового органа. Очевидным преимуществом представляется снижение затрат на контроль за деятельностью налогоплательщиков, в связи с сокращением налоговых проверок, а так же связанных с ними судебных споров, что не в меньшей степени затрагивает организации.
Кроме того наличие соглашения о проведении налогового мониторинга можно рассматривать как гарантию прозрачности экономической деятельности фирмы. Для многих безответственных компаний, недобросовестно исполняющих свои налоговые обязанности, начало применения процедуры налогового мониторинга будет сопровождаться определенными проблемами: им придется потратить немало времени и средств для подготовки внутренней документации, эффективной системы внутреннего контроля и обеспечения качества налоговой отчетности. Однако в долгосрочной перспективе данные вложения несомненно принесут положительный результат, повысив привлекательность организации для иностранных инвесторов, которым важна транспарентность деятельности инвестируемой компаний.
Как отметил заместитель главы Федеральной налоговой службы России Сергей Аракелов, налоговый мониторинг - «это взаимовыгодное сотрудничество: налогоплательщик получает определенность по вопросам налогообложения, то есть минимизирует налоговые риски, а налоговый орган тратит меньше материальных и трудовых затрат на налоговое администрирование. Данные положения закрепляются соглашением сторон» [3].
Однако, на раннем этапе развития, налоговый мониторинг не является совершенным.
Одним из серьезных вопросов в рамках налогового мониторинга можно считать вопрос о налоговой тайне. Сотрудники налоговых органов, имеющие обширный доступ к документации налогоплательщика, получают информацию, которая могла бы стать ценной для компании-конкурента. Если в период работы налогового инспектора в налоговых органах утечка информации строго отслеживается, то после его ухода с работы вопрос о соблюдении налоговой тайны остается открытым.
В качестве реализации своих прав, организация может самостоятельно запросить в налоговых органах мотивированное мнение, касающееся вопросов совершенных фактов хозяйственной жизни организации. Но c целью получения ответа на возникающие налоговые вопросы перед совершением сделки, организации необходимо подавать запрос в Министерство финансов для получения разъяснения или пользоваться услугами сторонних консультантов.
Как было указано выше, применяемая только для крупных налогоплательщиков система налогового контроля не представляется совершенной, что составляет потенциал для её дальнейшего развития.
Важно отметить, что введение налогового мониторинга позволяет поднять налоговое администрирование на качественно новый уровень, включающий в себя построение доверительных отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Кроме того, систему налогового мониторинга можно рассматривать в качестве нового вида государственной услуги, способной улучшить и упростить ведение учета в крупных организациях. Это позволяет рассчитывать на увеличение инвестиционного климата России, в связи с повышением привлекательности системы налогообложения для иностранных организаций.
Таким образом, при взаимном сотрудничестве налогоплательщиков и налоговых органов, налоговый мониторинг, как только что появившаяся отрасль налогового администрирования, даст правительству России новые возможности для развития экономики страны, как на внутреннем, так и на международном уровне.
[1] Статья Сделку одобрит инспектор, Интернет-версия Российской бизнес газеты http://www.rg.ru/2014/07/08/monitoring.html
[2] №8, 2012 год Журнал Вестник, статья Горизонтальный мониторинг - новый сервис для добросовестных налогоплательщиков http://www.visnuk.com.ua/ru/pubs/id/623
[3] РБК daily. http://rbcdaily.ru/politics/562949984292063
Библиографическая ссылка
Сидельников А.Р., Саркисян Э.П. НОВАЯ ФОРМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=11978 (дата обращения: 26.12.2024).