Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СЛУХИ, СПЛЕТНИ И ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Кустова У.И. 1 Пугачев Е.П. 2 Пушкарева Т.П. 3
1 Сибирскоий федеральный университет
2 Школа-интернат №25 ОАО «Российские железные дороги»
3 Сибирский федеральный университет
Проблема слухов, сплетен и искажения информации - одна из ключевых проблем социальной коммуникации. Эти явления массово и интенсивно проявляются в повседневной жизни каждого человека, влияя на его взаимоотношения, настроение, принятие решений. Они влияют на настроения и поведение целых сообществ, приводят к успеху или к краху крупные проекты и корпорации. Несмотря на негативное отношение в целом к неофициальной информации, большинство старшеклассников так или иначе ее использует и транслирует по своим каналам коммуникации, а основными «мишенями» слухов выступают личности, добивающиеся определенных успехов и актуальные события, связанные с возможностью роста и достижений. Проведенное эмпирическое исследование проблемы слухов и сплетен показало ее высокую значимость в коммуникативной среде старшеклассников, что доказывает крайнюю необходимость в целенаправленном развитии информационной культуры и критического мышления у детей и подростков, формировании «иммунитета» к попаданию под воздействие непроверенной информации.
искажение информации
старшеклассники
информационная культура.
1. Горбатов Д.С. Ключевые основания типологии слухов / Д.С. Горбатов // Вопросы психологии. - 2010 № 2. с.101-110.
2. Горбатов Д.С. Психология слухов и сплетен [Текст] / Д.С. Горбатов. – СПб.: Речь, 2012. – 233 с.
3. Горбатов Д.С. Сплетничание как социально-психологический феномен // Психологический журнал. – 2009б. – Т. 30. – № 1. – с. 64–72.
4. Горбатов Д.С., Сплетня как средство социализации / Д.С. Горбатов //
Вопросы психологии. - 2007. - № 3. 106-115 с.
5. Жуков К.С. Азбука избирательной компании [Текст] : Организационно-
методические и социально-психологические аспекты : учеб. пособие / К.С. Жуков, А.Д. Карнышев. – М.: ИМА-пресс, 2001. – 328 с.
6. Карнышев А.Д. Психология и технология политического соперничества :
[Текст] / А.Д. Карнышев, К.С. Жуков, В.Ф. Шестак. – М.:ИМА-пресс, 2001. – 208с.
7. Карнышев А.Д. Социальная и экономическая психология [Текст] : научно-
практическое руководство для бакалавров и магистров / А.Д. Карнышев. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. – 484 с.
8. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. – СПб.: Питер, 1997. –
688 с.: ил.
9. Мерзлякова М. Сплетни и слухи: бороться или использовать? [Электронный
ресурс] /Е. Мерзлякова, В. Петухов. –Режим доступа: http://www.hrliga.com/index.php/%3C/%3C/phpBB2/index.php?module=profession&op=view&id=639
10. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи [Текст] :
Лекции по социальной и политической психологии / А.П. Назаретян: Изд-во Питер, 2003. – 192 с.
11. Ольшанский Д. В. Психология масс. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с. —
(Серия «Мастера психологии»).
12. Осетрова Е.В. Возникновение, обращение и факторы развития слухов //
Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2011. № 1. С. 170–176.
13. Ронин Р. Своя разведка [Текст]: Практическое пособие / Р. Ронин. – Мн.:
«Харвест». 1998. – 368. – (Коммандос).
14. Чернова Г.Р. Психология общения [Текст] : учеб. пособие / Г.Р. Чернова,
Т.В. Слотина. – СПб.: Питер, 2012. – 240 с.: ил.
15. Шейнов В.П. Психологическое влияние. – Минск: Харвест, 2007. – 800 с.

Введение

Слухи на протяжении многих веков воспринимаются обществом как недостоверные или искаженные сведения, исходящие, в основном от тех, «кому это выгодно». Понятие сплетен практически всегда сопровождается такими характеристиками, как «лживость» или даже  «злонамеренность». При этом, несмотря на тенденцию к повсеместному социальному осуждению, оба этих вида коммуникации распространены повсеместно. Не случайно в современной психологии сплетничание рассматривается уже не как пустое времяпрепровождение, наполненное проекцией внутренней враждебности и бесцеремонным вторжением в частную жизнь, а как стремление его участников прийти к совместному пониманию проблемной ситуации, как способ осмысления ими событий и оценивания поступков.

Современные исследователи считают, что сплетни помогают нам в осознании своей социальной среды и самих себя, своих пределов и возможностей.  Сравнивая себя с другими, мы стимулируем себя на достижение успеха, или видим собственные беды в реальном свете. Кроме того, существуют мнения, что сплетни помогают нам поддерживать собственное чувство социальной эффективности.

Вместе с тем, слухи и сплетни и сопутствующие им  искажения информации становятся причиной огромнейшего числа проблем, конфликтов, личных трагедий и обвалов целых корпораций. Исследование психологии сплетен и слухов, изучение проблемы искажения информации в связи только с указанными аспектами уже приобретает особую актуальность.

Цель работы: Комплексное исследование слухов, сплетен и искажения информации как  проблемы  социальной коммуникации. 

Задачи:

1.                  Провести теоретический анализ основных подходов к изучению психологии слухов, обобщить доступные материалы по данной теме.

2.    Исследовать особенности отношения старшеклассников к слухам и их источникам.

3.    Разработать рекомендации по формированию конструктивного

отношения к слухам, снижению психологических потерь от искажения информации. 

Гипотеза работы:

Несмотря на негативное отношение в целом к неофициальной информации, большинство старшеклассников так или иначе ее использует и транслирует по своим каналам коммуникации, а основными «мишенями» слухов выступают личности, добивающиеся определенных успехов и актуальные события, связанные с возможностью роста и достижений.

Объект исследования:  Группа одиннадцатиклассников  НОУ «Школа-интернат № 25 ОАО «РЖД».

Предмет исследования: Отношение старшеклассников к проблеме слухов и сплетен, а также связанным с ними искажениям информации.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение, анкетирование с помощью специальной анкеты, беседа, методы первичной математической обработки данных.

Выборка исследования: в основную группу респондентов вошли 20 учеников 11-х классов НОУ «Школа-интернат № 25 ОАО «РЖД». Из них -10 девушек и 10 юношей.

Методологической основой работы стал принцип комплексного подхода. Сплетни и слухи исследуются нами с точки зрения всего комплекса проявлений и последствий.

Теоретической основой исследования выступают работы отечественных специалистов в области психологии слухов Д.С. Горбатова и Д.В. Ольшанского.

Новизна работы заключается в обобщении доступных теоретических материалов по проблеме, а также в попытке изучить особенности отношения к слухам старшеклассников.

Практическая значимость. По результатам работы  подготовлен буклет с рекомендациями по выстраиванию конструктивного  отношения к слухам, максимальному снижению точности передаваемой и получаемой информации.  Работа будет интересна специалистам кадровых и маркетинговых служб.  Кроме того, материалы исследования  можно использовать в качестве основы для проведения дальнейших прикладных исследований в области психологии слухов.

Глава I  Слухи и сплетни как проблема социальной коммуникации

1.1    Слухи – сущность и  содержание понятия

Западные исследователи, такие как Ф.Бартлетт, К. Киркпатрик, Г. Олпорт и др., еще в 20-40-е годы XX столетия высо­ко оценили роль, которую играют слухи и сплетни, как в формировании психологии масс, так и в управлении массовыми процессами, и стали целенаправленно изучать закономерности их возникновения и распространения. В результате политики и идео­логи вскоре стали активно использовать такие знания на практике, в своих собствен­ных интересах. Согласно оценкам ведущих специалистов мира, сегодня информационное воздействие на население с помощью слухов и сплетен стоит практически в одном ряду с воздействием через прессу, радио, телевиде­ние и кино.

Не случайно, что изучение слухов поставили на научную основу военные.  В 30-х годах XX века немецкие военные развернули целый ряд экспериментов в этом направлении, правда, все исследования были строго засекречены. После Второй мировой войны специалисты вместе с секретными материалами перебазировались в Штаты. После чего всякая коммерческая  деятельность со слухами и сплетнями была законодательно запрещена. Однако уже в 60-е годы, по оценке американских экспертов, пропаганда при помощи слухов по значению была сопоставима с пропагандой через СМИ, а механизмы распространения слухов профессионально изучали в ЦРУ, Пентагоне и спецподразделениях американской армии. Значительное внимание уделяют этой проблеме специалисты в области коммерческой конкурентной борьбы, имиджмейкеры и политтехнологи.

Самое известное определение «слухов» на основе их динамики было сформулировано американским социологом Т. Шибутани: «Слухи — это импровизированные новости, появившиеся в ре­зультате коллективного обсуждения». По мнению Шибутани, в основе происхождения слухов лежит важное, но непонятное лю­дям событие. Всякий раз, когда общественность хочет о чем-то знать, но не получает однозначных разъяснений, возникают слухи [6, с.312]. 

Согласно определению Д.В. Ольшанского, «слухи — это особая, обычно недостоверная информация (и/или искажающая форма передачи любой информации, придающая ей некоторую особенность), передающаяся исключительно в устной форме, как бы «по секрету», и функционирующая исключительно в звуковой форме».  При этом, автор подчеркивает, что слухи и сплетни — это «всегда искаженная, не вполне достоверная или вполне недостоверная, по крайней мере, не проверенная по каким-то причинам информация». Если с течением времени слухи  подтверждаются  фактами, то они перестают быть «слухами» и превращаются в знание, в достоверную информацию [12, с. 275]. 

Согласно общим социально-психологическим определениям, слухи — это «массовидное  явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией. Чаще всего слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по какому-либо интересующему людей вопросу» (Платонов, 1984). В несколько иной, однако,  не менее  известной социально-психологической трактовке, слухи — это тот «специфический вид межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории» («Психология: словарь», 1990).

Проанализировав  многочисленные определения слухов, выделим наиболее существенное для них в содержательном социально-психологическом плане.

Итак, особенности слухов: недостоверность содержащейся в них информации; обязательное наличие сильного эмоционального компонента.

По мнению профессора А.Д. Карнышева, чтобы какая-то информация стала слухом, необходимо чтобы: она была значимой для объекта воздействия (т.е. прямо ка­салась его интересов); она была понятной всем участникам процесса трансляции слуха; обладание «свежей» информацией способствовало повыше­нию престижа тех, кто имеет отношение к данным слухам  [6, с. 314-315, 8]. 

1.2 Основные подходы к классификации слухов, виды слухов и их использование

Специалисты обычно классифицируют слухи по трем параме­трам:

1.    Информационному (в соответствии со степенью достовер­ности сюжета слуха).

2.    По степени влияния на психику людей.

3.    Экспрессивному (в соответствии с эмоциональными состоя­ниями, выраженными в содержании слуха и особенностями эмоциональных реакций на него).

Как уже отмечалось  выше, слухи — всегда в той или иной степени недостоверная информация,  поэтому один  из наиболее простых способов построения типологии слухов сводится именно к их классификации по степени достоверности содержащейся в слу­хе информации. По информационной характеристике выделяют  четыре типа слухов: слухи абсолютно недостоверные, недостоверные слухи с элементами правдоподобия, правдоподобные слухи, достоверные слухи с элементами неправдоподобия  [8, с. 142]. 

Вариант похожей классификации мы находим у Д.С. Горбатова [3, с. 49].   Автор, используя это же основание, предлагает делить слухи на реалистические (субъективно достоверные, передаваемые с полной уверенностью в их соответствии действительности); гипотетические (субъективно возможные, воспроизводимые с целью проверки  уточнения, сопровождаемые вопросами, выражениями сомнений и неуверенности);  фантастические (субъективно недостоверные, пересказываемые с целью опровержения ложной информации, поступившей от легковерных или злонамеренных лиц)  [3, с. 49- 50].  

По степени влияния на психику людей слухи делят (А.И. Китов, 1990г.; А.Д. Карнышев, К.С. Жуков, 2001г. ) на:

-     Будоражащие общественное мнение, но не вызывающие яв­но выраженного антиобщественного поведения отдельных лиц или целых групп.

-     Вызывающие антиобщественное поведение среди некото­рой части определенных социальных групп.

-     Нарушающие социальные связи и организационно-управ­ленческие отношения между людьми, вызывающие массо­вые беспорядки, панику и т.д. [6, с.314].  

С точки зрения эмоциональных характеристик, выделяются три основных типа слухов (наиболее известная и используемая до настоящего времени трихотомическая конструкция  Р. Кнэппа [США, 1944г.]:

1.    «Осуществления мечты» (pipe-dream) или «слухи-желания» (wish rumor), выражающие позитивные ожидания, устремления и надежды аудитории. Многие из них представляют собой не только предвосхищение хода событий, но и попытку выдать желаемое за действительное.

2.    «Слухи – пугала» (bogie rumor), связанные с тревогами, актуальными опасениями и глубинными страхами тех, среди кого они циркулируют. Диапазон выражения негативных эмоций при этом довольно широк – от пессиместических до откровенно панических.

3.    «Вбивающие клин» (wedge-driving) или «агрессивные» (aggression) слухи, направленные на разрушение социальных связей. В качестве их характерной особенности выделялись проявления враждебности по отношению к представителям органов власти, к представителям конкурирующей группы и т.д.  [2; 3,с. 37 – 38]. 

Специалисты  коммерческих служб безопасности  при  работе по сбору информации рекомендуют относиться к любым слухам предельно осторожно, никогда не забывая о стремлении людей выдавать предполагаемое за действительное и о вероятности забрасывания кем-то целевой дезинформации.

Р. Ронин (1998) отмечает, что при ведении «активной игры»  коммерческими спецслужбами, тщательно подобранные слухи часто запускаются для: оптимального распространения правды; создания определенного мнения о событии, ситуации или человеке; подготовки окружающих (путем притупления их реакции) к намечаемому деянию; обхождения официальной цензуры; выяснения отношения людей к сообщаемому; разжигания  смуты, страха и неуверенности.

Заурядный компрометирующий слух «растворяется» за две недели, хотя действие его обычно продолжается и дальше. Человек передает подхваченные слухи из-за свойственного всем желания похвастаться , а поэтому перехватить их можно где угодно и от кого угодно. Очень активны в этом отношении все коммуникабельные люди, всегда имеющие самые обширные социальные и деловые контакты.

Чтобы выйти же на имеющиеся слухи, в сущности, не требуется прилагать особенных усилий; надо попросту вращаться в подходящем обществе, чутко слушать окружающих и вести непринужденные беседы, как бы между прочим, касаясь разрабатываемой тематики и время от времени высказывая легкое сомнение сообщаемому [14, с. 54-55].   

1.3  Сплетничание – понятие и критерии

По мнению специалистов,  благодаря сплетням люди учатся ориентироваться в новом коллективе: быстро узнают, кто против кого дружит, кто «серый кардинал», действительно ли жестко соблюдается рабочий график, или можно опаздывать, а пара историй, рассказанных «отчаянным сплетником», и вовсе заменяет официальное представление коллективу. Таким образом, можно понять, что для этой группы людей значимо, что порицается, что считается подвигом. «Сплетни – своего рода психологический тест, - отмечает профессор социологии и криминалистики Джек Левин. – Через их характер проявляется сфера интересов того или иного человека» [3].

Еще одна функция слухов – создание альянсов. Делясь пикантным секретом с кем-либо да еще с обязательным «только никому, ладно?», мы высказываем доверие собеседнику, показываем, что он для нас -  ценный получатель этой информации. Тот, с кем можно поделиться сплетней, - определенно «свой». Первый раз с оценивающей ролью слухов человек сталкивается еще в детстве: как часто в песочнице малыши обсуждают мальчика, который дерется, или девочку, которая ябедничает, прямо на глазах у «героев»? В этих детских шушуканьях психологи видят  активную социализацию – дети пытаются обозначить для себя, «что такое хорошо и что такое плохо».

Сплетня сообщает о границах, которые не исследует пересекать, и о правилах, но которым нужно играть. По мнению доктора психологии Ральфа Росноу, это своего рода контролер, который «дает установки и управляет небольшими группами людей». Кроме того, он утверждает: к сплетням склонны люди, менее уверенные в себе, подверженные необоснованным тревогам, беспокойствам и страхам. С одной стороны, они выбалтывают о себе практически все каждому встречному (по определению психологов: «нуждаются в ухе»), с другой – сильно преувеличивают значение получаемой ими непроверенной информации.

Благодаря обмену сплетнями создаются свои «круги посвященных» и в профессиональных сообществах. В них входят люди, которые хоть и не учились в одном университете и не состояли в студенческом братстве, тем не менее неявно связаны. Постепенно они начинают поддерживать друг друга в рабочих вопросах.

Доктор философии Роберт Триверс, один из основоположников социальной психологии, зашел еще дальше. Он утверждает, что сплетни помогают нам поддерживать собственное чувство социальной эффективности. Поняв, почему так легко верим услышанному и повторяем это, он даже вычислил  идеальную форму сплетни: она должна быть одновременно наполнена симпатией к жертве и содержать явно очерняющую ее информацию. По мнению Триверса, подобный рецепт позволяет участнику пересудов сохранить достоинство и в то же время – слушать и рассказывать шокирующие подробности из жизни окружающих.

Что касается содержания понятия «сплетничание», то исследователи полагают, что о нем можно говорить на основе сочетания не менее десяти критериев.

            Для описания проблемы функций сплетничания применяется два уровня анализа: групповой и индивидуальный. На групповом уровне сплетничание воспринимается как один из распространенных способов саморегуляции  (поддержка единства, ценностей, контроль конкуренции и отбор лидеров и т.д.) того или иного сообщества для преодоления проблемных ситуаций или достижения каких-либо целей. На индивидуальном уровне  сплетничание рассматривается  в контексте получения  личных преимуществ наряду с  другими людьми или в ущерб им.

            Э. Фостер (2004) выделил четыре основные  социальные функции сплетен: информационную, развлечения, влияния и дружбы (близости).

            В целом, следует отметить, что проведенный нами  анализ доступных материалов по психологии сплетен,  показал, что данная проблема  отечественными учеными практически не рассматривалась.  Исключения составляют лишь работы по выявлению потенциала сплетен при осуществлении политической пропаганды Д. В. Ольшанского (2003) и обобщающая монография  по психологии слухов и сплетен Д.С. Горбатова (2012).

1.4  Проблема искажения информации в процессе коммуникации

Закономерность подключения психологических факторов к передаче,  приему и интерпретации даже самой объективной информации с полной силой  ставит вопрос о возможных изменениях в ее содержании и качестве, которые могут произойти на различных стадиях информационного процесса, сказать в различных ее формах. Такие нежелательные  изменения могут быть двух основных видов:

1.    Искажение информации – т.е. такая передача сообщения, при которой неправильно истолковывается ее смысл; при этом искажение может произойти случайно, в силу различных сбоев в системе информирования, некомпетентности «передатчиков» или «получателей» информации, и преднамеренно, в интересах какого-нибудь лица или группы лиц.

2.    Потеря информации – недополучение всего  или части сообщения, которое так же

может произойти по различным причинам, даже увязано с первым случаем ее изменения (так если утрата информации осуществляется умышленно, это может быть оценено как сознательное ее искажение).

            Существует немало и других объективных и субъективных причин, из-за которых информация может быть искажена или утеряна ее существенная часть. Например, «злую шутку» может сыграть с человеком его «проблемная»  память, из-за которой могут оказаться забытыми немаловажные обстоятельства. В связи с этим источнику, и передатчику, и получателю информации необходимо использовать необходимые приемы и изъяны неполной или искаженной информации. К традиционным в данном плане методам можно отнести:

-     Повторение сообщения в различных вариантах и формах, по разным каналам или во времени. Если есть сомнения в точности полученных данных и сведений можно использовать два и более канала для освещения одних и тех же событий.

-     Верификация – перепроверка истинности информации с целью его подтверждения. Перепроверка   особенно необходима в случаях направления или поступления отчетов и докладов, «снизу вверх». Как уже говорилось, получатели информации, находящиеся на более высоком иерархическом уровне обычно знают, что информация искажается в «лучшую сторону», поскольку сами такие должностные  лица пользовались аналогичными приемами, приукрашивания отчетов, будучи в подчиненном положении, сами практиковали те же или подобные «хитрости».

-     Выпрямление связей – устранение посредников в потоках информации, отлаживание качественной обратной связи.

Наряду с повышением объективности информации, исключением ее искажений и потерь, принципиальное значение в организации деятельности имеет отлаживание и упорядочение информационных потоков, приведение их в соответствие с психологическими возможностями субъектов деятельности.

Отметим, что перечисленные проблемы и приемы их преодоления подходят  практически для любого коллектива, в том числе и ученического.

Выводы

1.    Слухи, сплетни и искажение информации  являются одной из самых актуальных и неизученных проблем социальной коммуникации.

2.    В основе происхождения слухов лежит важное, но непонятное лю­дям событие.  Основные особенности слухов - недостоверность содержащейся в них информации  и  обязательное наличие сильного эмоционального компонента. Идеальная информация  для формирования слуха должна быть значимой, понятной всем участникам процесса его трансляции и способствующей повыше­нию их престижа.

3.                  Для классификации слухов существует несколько оснований: информационное, экспрессивное, а также классификация по степени влияния на психику людей.  Все виды слухов могут быть использованы целенаправленно для тех, или иных целей, например, политических, или экономических. Разработаны и активно используются специальные технологии управления слухами. Однако, в свободном доступе таких материалов немного.

4.    Сплетни как вид социальной коммуникации также имеют ряд признаков, главный из которых, отличающих их от слухов - ограниченная область распространения. Социальные функции сплетен: информационная функция, а также функции развлечения, влияния и дружбы (близости).

5.    В целом, следует отметить, что проведенный нами  анализ доступных материалов по психологии сплетен,  показал, что данная проблема  отечественными учеными практически не рассматривалась за исключением выявления потенциала сплетен при осуществлении политической пропаганды.

6.    Искажение информации в процессе коммуникации происходит по целому ряду причин как непреднамеренно, так и целенапрвленно. Основными методами решения данной проблемы выступают проверка правильности понимания и запоминания информации, ее верификация и так называемое «выпрямление связей» (устранение или минимализация посредников при передаче информации).

Глава II  Исследование  особенностей отношения старшеклассников к слухам                      и их источникам

            Исследование  особенностей отношения старшеклассников к слухам проводилось нами с помощью специально составленной анкеты, которая включала в себя восемь закрытых вопросов  и три открытых. В опросе приняли участие двадцать респондентов – учеников одиннадцатых классов г. Вихоревка. Рассмотрим результаты опроса.

            В начале опроса респондентам было предложено  с точки зрения собственных представлений определить понятие «слухи». Большинство респондентов рассматривает слухи, как непроверенную, но заслуживающую внимание  информацию. 10,6% опрошенных считают слухи заведомо ложной информацией, недостойной абсолютно никакого внимания. 15,9%  связывают это понятие с неофициальной информацией.

            По отношению к содержащейся в слухах информации, опрошенная нами аудитория старшеклассников разделилась примерно пополам. 55% респондентов утверждают, что полностью игнорируют сведения, содержащиеся в актуальных слухах, и не берут ее в расчет при принятии решений. 40% старшеклассников прислушиваются к слухам, учитывают их при выстраивании своего поведения, принятии решений и т.д., но обязательно проверяют достоверность информации.  Небольшая часть опрошенных считает, что «дыма без огня не бывает» и полностью доверяют слухам.

Большая часть респондентов (60%)  отметила, что не блокирует полученную из неофициальных источников информацию, попадающую в категорию слухов, а передает ее дальше по своим коммуникативным каналам. При этом 15% старшеклассников утверждает, что адресатами такой информации становятся люди из очень ограниченного круга, а 45% передают только то, что считают нужным и интересным.

            Рассмотрим личное значение слухов и сплетен. В качестве источника новой информации слухи рассматривает каждый четвертый из опрошенных нами респондентов (25%). 10 % - используют слухи как способ распространения информации в собственных (например, манипулятивных) целях. Для большинства старшеклассников участие в обсуждении и распространении слухов  выступает  в качестве способа отвлечься и переключиться с повседневных забот на что-то другое, поболтать на отвлеченные темы.

            На вопрос отражались ли  слухи и сплетни на отношениях с друзьями, одноклассниками, влияли ли они  на  успешность в целом, 65% опрошенных ответили положительно. При этом 10% признались в том, что сплетни и слухи периодами сильно осложняли им жизнь, остальным они доставляли  мелкие неприятности  и приводили к незначительным конфликтам.  35%  утверждают, что лично никогда не сталкивались с какими-либо проблемами, связанными с рассматриваемой темой.

Почти 70% респондентов, так или иначе, используют информацию, содержащуюся в  слухах и сплетнях.  Почти 50% из них прислушиваются к слухам с целью быть в курсе событий и учиться на чужих ошибках. 13,5 % используют такую информацию в личных целях, сознательно изменяя и дополняя ее. Один респондент (4,5%) признался, что специально запускал нужную для него информацию и сам становился источником слухов и сплетен. 31, 5% старшеклассников утверждают, что слухи и сплетни для достижения каких-либо своих целей не используют.

Данные по основным мотивам участия  наших респондентов в процессе распространения неофициальной информации показали, что мотивы распространения неофициальной информации разделили группу респондентов на две практически равные части. 47,7%  участвуют в распространении слухов с целью проверить реакцию на какие-то события. Чуть  меньше (42,4%) опрошенных используют слухи в качестве темы для активизации общения и обсуждения волнующих вопросов. Нашлись респонденты, мотивы которых отличаются от большинства.  Один старшеклассник (5,3%) отметил, что в таких ситуациях им движет желание повлиять на взаимоотношения в группе. Еще одним движет желание быть в центре внимания.

            Поскольку в современном мире слухи сплетни распространяются не только в мире реальном, но и в виртуальном пространстве (а зачастую виртуальное общение здесь играет даже большую роль), мы решили проанализировать отношение старшеклассников  к слухам, обсуждаемым во «всемирной паутине». Как показали полученные нами результаты, неофициальной информацией, полученной из социальных сетей и на форумах в Интернете, для общей осведомленности пользуются 80% респондентов. На диаграмме видно, что при этом 10% опрошенных полностью доверяют Интернет-обсуждениям, а 70% прислушиваются, но при обращении к полученной информации проверяют ее из других источников.  20% респондентов утверждают, что не доверяют такому источнику информации.

               Чтобы выяснить характер отношения к изучаемой нами проблеме, мы попросили респондентов составить краткий психологический портрет человека, склонного к распространению слухов и сплетен. Характеристика - положительная, или отрицательная и должна была показать нам это отношение. Перейдем к результатам этой части исследования. Большинство характеристик, данных человеку, склонному к распространению слухов и сплетен относятся к разряду отрицательных и негативных. Из нейтральных и положительных  особенностей  такого человека названы только общительность, любознательность и внимательность.  Анализ наиболее популярных тем слухов и сплетен показал, что самыми обсуждаемыми на момент проведения опроса стали учеба (34,8%), личная жизнь (26, 1 %) и олимпиада (20,3%).

Попытка выяснить психологические особенности человека, который чаще всего становится «мишенью» для слухов и сплетен, привела нас к следующим результатам.  Чаще всего «мишенями» для слухов и сплетен становятся успешные люди (29%) и люди с вызывающим поведением (18%). Менее часто в качестве объектов обсуждений называют людей, неприятных коллективу и людей с низким интеллектом.

Выводы

1.    Большинство старшеклассников  рассматривает слухи, как непроверенную, но заслуживающую внимание  информацию. Они, в разной степени доверяя,  но прислушиваются к слухам, учитывают их при выстраивании своего поведения, принятии решений и т.д. Достаточно большое число респондентов  используют такую информацию в личных целях, сознательно изменяя и дополняя ее.

2.    Большая часть респондентов  не блокирует полученную из неофициальных источников информацию,  а передает ее дальше по своим коммуникативным каналам, при этом зачастую искажая ее.

3.    В качестве источника новой информации слухи рассматривает каждый четвертый, а каждый десятый  использует слухи как способ распространения информации в собственных  целях. Участие в обсуждении слухов в основном  выступает  в качестве способа отвлечься и  поболтать.  Почти половина отметила, что использует слухи для активизации общения, темы для него.

4.    Очень важно, что большинство старшеклассников прислушиваются (проверяя ее из других источников), а некоторые  полностью доверяют информации, полученной на Интернет – форумах и в социальных сетях.

5.    Большинство характеристик, данных человеку, склонному к распространению слухов и сплетен относятся к разряду отрицательных и негативных, что показывает отрицательное отношение (декларируемое)  к данному явлению.

6.    Анализ наиболее популярных тем слухов и сплетен  показал, что самыми обсуждаемыми  для старшеклассников  стали учеба,  личная жизнь и олимпиада. «Мишенями» же для слухов и сплетен у них чаще всего становятся успешные люди и люди с вызывающим поведением.

Заключение

              Проблема  слухов, сплетен и искажения информации  одна из ключевых проблем  социальной коммуникации. Эти явления массово и интенсивно проявляются в повседневной жизни каждого человека, влияя на его взаимоотношения, настроение, принятие решений. Они влияют на настроения и поведение целых сообществ, приводят к успеху или к краху крупные проекты и корпорации. Вместе с тем – это один из самых сложных предметов для научных исследований, достоверные результаты которых получить очень сложно. Все это делает изучение психологии слухов и сплетен актуальным и перспективным.

              Актуальность темы нашего исследования, как показал проведенный нами анализ литературы, обусловлена и существенным дефицитом серьезных научных публикаций по рассматриваемой проблеме.  Большинство из них, как правило,  являются обзором, или комментариями к двум-трем серьезным разработкам в данной области.

В основе происхождения слухов, как правило, лежат важные, но непонятные лю­дям события.  Основные особенности слухов - недостоверность содержащейся в них информации  и  обязательное наличие сильного эмоционального компонента. Информация, наиболее активно распространяющаяся посредством слухов, всегда значима,  понятна всем участникам этого процесса, способствует повыше­нию их престижа.

Для классификации слухов существует несколько оснований: информационное, экспрессивное, а также классификация по степени влияния на психику людей.  Все виды слухов могут быть использованы целенаправленно для тех, или иных целей, например, политических, или экономических. Разработаны и активно используются специальные технологии управления слухами.

            Сплетни как вид социальной коммуникации также имеют ряд признаков. От слухов сплетни отличаются ограниченной областью распространения. Социальные функции сплетен: информационная функция, а также функции развлечения, влияния и дружбы.

Искажение информации в процессе коммуникации происходит по

целому ряду причин как непреднамеренно, так и целенаправленно. Основными методами решения данной проблемы практически во всех сферах выступают проверка правильности понимания и запоминания информации, ее верификация и так называемое «выпрямление связей» (устранение посредников) при передаче информации. 

            Проведенное нами эмпирическое исследование проблемы слухов и сплетен показало ее высокую значимость в коммуникативной среде старшеклассников.  С разной степенью доверия,  большинство опрошенных прислушиваются к слухам, учитывают их при выстраивании своего поведения, принятии решений и т.д. Более того, услышанная неофициальная информация в основном активно распространяется ими дальше, искажаясь и дополняясь. Достаточно много респондентов призналось, что изменяют содержание  слухов и сплетен исходя из своих интересов и пристрастий. Подавляющее большинство старшеклассников доверяет и транслирует неофициальную информацию, полученную в социальных сетях и на форумах в Интернете. Все это показывает крайнюю необходимость в целенаправленном развитии информационной культуры и критического мышления у детей и подростков, формировании «иммунитета» к попаданию под воздействие непроверенной информации.

            Несмотря на то, что участие в обсуждении слухов и сплетен рассматривается старшеклассниками как способ отвлечься, поболтать, найти общую тему для общения, то есть связаны с «легкими»  коммуникативными мотивами, большинство респондентов отметили, что эти явления приводили их к конфликтам, а некоторым существенно «осложняли жизнь».

Самыми обсуждаемыми  темами для старшеклассников  стали: учеба,  личная жизнь и олимпиада в Сочи. «Мишенями» же для слухов и сплетен у них чаще всего становятся успешные люди и люди с вызывающим поведением. В целом же респонденты продемонстрировали негативное отношение к слухам и сплетням как проблеме социальной коммуникации.

Таким образом, оба положения гипотезы работы нашли свое подтверждение. Цель нашего исследования достигнута, все поставленные задачи решены.  Вместе с тем остается много вопросов, которые требуют дальнейшей разработки. Так, например, отдельного исследования заслуживает тема гендерных различий в отношении слухов и сплетен. Этот и другие аспекты темы станут для нас предметом новых исследований.


Библиографическая ссылка

Кустова У.И., Пугачев Е.П., Пушкарева Т.П. СЛУХИ, СПЛЕТНИ И ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=11888 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674