Состояние преступности несовершеннолетних в современной России вызывает тревогу в обществе, от общей преступности она составляет всего 10-15%. По данным Министерства внутренних дел (МВД) России, за последний год число несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел за совершение общественно опасных деяний превысило 84 тыс. [8] А, ведь, начав преступления в подростковом возрасте, многие люди уже не в состоянии отказаться от этого: общение с другими преступниками, оторванность от позитивных социальных групп, от семьи, трудовых коллективов, добыча средств к существованию только или преимущественно путем совершения преступлений, становятся привычным образом жизни.
Чаще всего, подростки совершают преступления против собственности (80 % подростковой преступности), среди которых основное место занимают кражи, за ними следуют грабежи, разбои и вымогательства. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка составляют около 7 %, преступления против здоровья населения и общественной нравственности – около 6 %, а преступления против личности – около 3 %. [7]
Причины преступлений, совершаемых несовершеннолетним – это неумение законным путем удовлетворять свои потребности, это злость на семью, общество, государство, так как они вовремя не оказали ему поддержку.
Особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Первой среди главных причин преступности несовершеннолетних является негативная ситуация в семье. Здесь существует множество различных случаев:
1. Материально необеспеченные семьи. По версии правоохранительных органов, несовершеннолетние часто идут на совершение преступления из-за недостатка материальных средств. Так, место имел случай, когда подросток И. из малообеспеченной семьи украл телефон у своего одноклассника, объяснив это тем, что ему очень хотелось такой же телефон, а родители купить ему не в состоянии.
2. Обеспеченные семьи. Нельзя утверждать, что, если в семье нет денег, то дети этой семьи – будущие преступники. Несовершеннолетний А. рос и воспитывался в роскоши. Его семья ни в чем не нуждалась. Родители постоянно ездили отдыхать за границу. Однажды, А. был задержан правоохранительными органами по причине незаконной езды на автомобиле, наезда на женщину на пешеходном переходе, а также за нахождение в состоянии наркотического опьянения. Отсюда, вывод, в его семье было всё, кроме внимания, заботы и любви, т.е. этот подросток был предоставлен сам себе. В данном случае, проблема состоит в том, что родители мало занимаются с детьми, стремясь переложить свои воспитательные обязанности на школу, улицу, средства массовой информации.
3. Алкоголизм, наркомания и проституция. Всё перечисленное представляет собой крайне негативные факторы. 40% выходцев из этих семей занимаются тем же, что и их родители, а на 13% подростков эта ситуация так повлияла на их психическое здоровье, что они стали маньяками и убийцами. [7] Практике известно множество таких случаев.
4. Жестокое обращение и насилие. Если эти факторы присутствуют в семье, то это навредит духовному, психологическому, социальному и физическому здоровью ребенка, так как в силу своего возраста, он не может противостоять насилию. Так, в семье В. каждый день проходил, как на войне. Все ситуации в данной семье заканчивались избиением ребенка, с причиной и без. Несовершеннолетний В. ни раз убегал от родителей. Но ему некуда было идти, и он терпел.[10] Тело мальчика было всегда в кровоподтеках. Через несколько лет, мальчик вырос, окреп, почувствовал свою силу, и ночью, он разбудил родителей и нанес каждому по 20 ножевых ранений. На протяжении 2-х лет В.скрывался, за это время он убил 4 семьи. Вывод: жестокое обращение с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Такие ситуации в семье требуют незамедлительного вмешательства в настоящее положение дел, ведь сегодня насилуемые нами дети – это насильники над нами в будущем!
5. Неполные семьи. 72% всех убийц-подростков и 70% осужденных на длительные сроки – это мальчики, воспитывавшиеся без отцов. [7] В последнее время, нередкой встречается ситуация, когда один из родителей воспитывает ребенка. Иногда один родитель может заменить двоих, а бывают моменты, когда отсутствие одного из членов семьи негативно сказывается на ребенке. В практике правоохранительных органов был случай, когда подросток М. воспитывался матерью и бабушкой с самого рождения. [6] Отец ушел от семьи, когда М. не было и года. Когда М.пошел в школу, ребята начали подшучивать над ним, из-за того, что у него нет папы. То есть, дома мальчика ждали любящие мама и бабушка, а в школе – жестокие мальчишки, от которых М.не был в состоянии защититься. Мальчик молчал, и это несомненно, повлияло на его психику. Спустя годы, М. стал насиловать и убивать маленьких мальчиков. Всё произошло от того, что у несовершеннолетнего М. не было отца, который бы показал ему, как управлять своей естественной агрессивностью и, как быть сильными и владеющими собой взрослым мужчиной.
6. Члены семьи – ранее судимые. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала и конца. Родители для детей – это жизненный идеал, ничем не защищенный от пристального детского глаза. Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам, мамам, бабушкам и дедушкам. То есть, если с ребенком совместно проживают люди, которые ранее были осуждены за те или иные преступления, то это может сказаться отрицательно на формирование личности этого ребенка. Так, место имел случай, когда отец несовершеннолетнего Б. являлся «вором в законе», отношения между сыном и отцом были замечательные, несмотря на то, что отец часто находился в местах лишения свободы. [5] Отец для Б. был примером, он с удовольствием слушал рассказы папы про «лихие» дела. Через несколько лет, подросток Б. начал воровать сначала у одноклассников, потом на улице у людей, позже он перешел на более крупные вещи. Ведь, отец являлся для него кумиром, поэтому и пошел по его стопам. По статистике, около 40% несовершеннолетних преступников являются выходцами из семей, в которых родственники ранее были судимы.
Из вышесказанного, очевидно, что если в семье присутствуют такие факторы, как проституция, наркомания, занятия азартными играми, аморальный образ жизни, пьянство, скандалы, драки, невнимание к интересам ребенка, грубость и другое, то это неблагоприятно повлияет на становление личности, ведь в нормальных социальных условиях подросток никогда не станет преступником.
Второй причиной преступности несовершеннолетних является отсутствие образования, а также разграничение учителями детей на одаренных и неуспевающих.
Все подростки обладают разными способностями: одни продолжают учиться после школы, другие - идут работать, у каждого свой ум, но ни в коем случае нельзя унижать достоинство несовершеннолетнего в данной ситуации. Так, имел место случай, когда у двух одноклассников была конкуренция в учебе. [9] Один из них, А. – всегда более преуспевал, чем другой – Д. Учитель знал о данной ситуации, и время от времени, «подливал масла в огонь», занижая Д. перед А. Длилось это соперничество с «насмешками» учителя на протяжении двух лет, затем, во время очередного унижения со стороны учителя, подросток Д. накинулся на А. и избил его. Ученик А. получил черепно-мозговое сотрясение. Из этой ситуации, очевидно, что одаренных детей нужно поощрять, но делать это надо так, чтобы ни в коем случае, не унижать человеческое достоинство других детей, не отбить охоту учиться, тем более, не вызвать конфликты между одноклассниками.
Третьей причиной является – политика государства. Политика России в последнее время направлена на коммерческую выгоду. Стадионы превращаются в «рынки», т.е. открываются спортклубы, платные секции, а бесплатного досуга почти не остается. Из-за высоких цен многим подросткам всё это недоступно. В летний сезон подрастающее поколение предоставлено само себе. Половина детских оздоровительных учреждений ликвидировано из-за отсутствия денежных государственных дотаций, а также по причине нерентабельности. Поэтому, неслучайно, любимым местом для времяпровождения подростков становятся чердаки, подвалы, там они могут вести бесконтрольный образ жизни и свободны в выборе «развлечений», там их ведь никто не увидит и не накажет.
Касаясь этого вопроса, необходимо, в первую очередь, обратить внимание на то, как осуществляется профилактика преступлений среди несовершеннолетних.
На сегодня, профилактика преступлений среди несовершеннолетних, проводимая правоохранительными органами, делится на общую и индивидуальную. [4]
К общей профилактике относится взаимодействие правоохранительных органов с государственными и общественными организациями, участвуя в комплексных операциях, рейдах, целевых проверках, т.е. в предупредительной деятельности, а также семинары в школе при участии сотрудников правоохранительных органов.
Большую роль уделяют также и индивидуальной профилактике, здесь необходимо воздействовать, как на саму личность несовершеннолетнего, так и на окружающую его среду. Органы внутренних дел выявляют несовершеннолетних, которые способны совершить преступление, путем поставки на учет из числа тех подростков, которые ведут антиобщественный образ жизни, не занятых учебой, беспризорных, осужденных условно, а также из тех, кто группируются на антиобщественной основе, вернулись из специальных школ и профтехучилищ и т.д.
При написании данной работы было проведено интервью с сотрудником ОВД - майором полиции со стажем работы 20 лет. Он (далее – Л.М.) ответил на вопросы, касающихся действующей на сегодня профилактики преступлений среди несовершеннолетних:
Вопрос: Какие меры профилактики преступлений среди несовершеннолетних проводят сегодня органы внутренних дел?
Л.М. – На сегодняшний день, организуются и проводятся семинары в учебных заведениях, ведут беседы с родителями тех детей, у которых происходят частые конфликты в школах, также ведется учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, у которых есть предрасположенность совершить преступление.
Вопрос: Какая мера профилактики преступлений среди несовершеннолетних является на сегодня более успешной?
Л.М. - Индивидуальные беседы с подростком.
Мы считаем, что эти способы профилактики преступлений среди подростков, действуют, но, как мы видим, по статистике, преступления, совершаемые несовершеннолетними, только растут вверх, значит, действующие способы предупреждения являются не особо успешными. Следовательно, необходимо изменить существующие способы профилактики, а также привести новые меры борьбы с преступностью несовершеннолетних.
Первоочередной мерой борьбы с преступностью несовершеннолетних является улучшение социально-экономического состояния страны, ведь оказание поддержки семье благотворно скажется на семейном воспитании. То есть, если улучшится уровень материального благосостояния населения, то, конечно, повысится социально-экономическое положение и бедных слоев населения. Из этого следует, что государство обязано уделять повышенное внимание укреплению семьи, уменьшению разводов, нейтрализации внутрисемейных конфликтов, которые часто возникают по причине материальной необеспеченности.
Второй мерой профилактики является совершенствование школьного воспитания, обучения. В настоящее время охрана прав личности - первостепенное положение профилактики преступлений, ведь сегодня подросткам предоставлены очень большие права. Например, согласно Конституции, каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, каждый вправе указывать свою национальную принадлежность, каждый имеет право на объединение и др. [1] А, согласно Семейному Кодексу РФ, каждый ребенок имеет право на защиту, на общение с родителями и другими родственниками, право выражать свое мнение, также наличие имущественных прав и т.д. [3] Но главная проблема в том, что большинство несовершеннолетних своих прав не знает, следовательно, их нужно с ними знакомить. Чтобы это воплотить в деле, необходимо, в школах вести обязательным предметом – «Основные права человека».
Нами было проведено анкетирование учащихся 8-ого класса: в классе 24 человека, возраст опрошенных - 15–16 лет. Оно включало в себя, такие вопросы, как: кто такой несовершеннолетний, что такое преступление, с какого возраста наступает уголовная ответственность, интересно ли вам узнать о видах преступлений и о том, какие существуют уголовные наказания и т.д. Результаты анкетирования показали, что 65% учеников 8-ого класса не смогли объяснить, кто такой несовершеннолетний, 77% подростков этого класса смогли дать определение понятия преступления, 72% - не знают, с какого именно возраста наступает уголовная ответственность, и 68% учеников выразили желание узнать о преступлениях, как можно больше.
Вывод, если подростки не обладают такими знаниями о преступлениях, но хотят об этом знать, тем более, несовершеннолетним необходимо иметь представление об этом, чтобы они не пошли на преступление, то почему бы им не предоставить такую возможность? То есть, здесь, необходимо ввести еще один обязательный предмет – «Преступления и ответственность».
Третьей мерой профилактики преступлений среди несовершеннолетних является неотвратимость наказания. Сейчас, в нашей стране, и во многих других странах, прежде, чем посадить несовершеннолетнего в тюрьму, его множество раз убеждают, чтобы он больше не совершал преступных действий. Часто подросткам назначают условное наказание, досрочно освобождают из мест лишения свободы, всё это, подростки воспринимают как снисходительность, что ничего страшного они не совершили, что их уже простили. Грубой ошибкой является ситуация, когда несовершеннолетнего преступника освобождают из мест лишения свободы досрочно, только потому, что он не нарушал режим. В правоохранительной практике был случай, когда 16-летний подросток был осужден на 10 лет лишения свободы за изнасилование и убийство пятерых пожилых женщин (четверых - убил на кладбище, когда те, приходили на могилы своих родственников). [11] После 7 лет исполнения наказания, этот подросток был условно-досрочно освобожден. Через три месяца он вновь стал насиловать и убивать пожилых женщин на кладбищах. Таким образом, они выпустили на свободу человека, которого нужно было держать в строгой изоляции от общества. То есть, необходимо, запретить выпускать досрочно из тюрьмы по причине соблюдения режима и хорошего поведения тех несовершеннолетних преступников, которые осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Четвертая мера. В России в последнее время возникла новая проблема – детская беспризорность. Рынки, вокзалы – являются пристанищем тысяч беспризорников. При такой жизни, несовершеннолетние просто обречены на проблемы с психикой, остановку в интеллектуальном развитии, утрату имеющихся знаний, отчуждение от других позитивных социальных групп: от семьи, школы. Такие подростки уже не будут стремиться к возвращению в семью, они будут формировать общества, целью которых являются выживание в данных условиях любым путем. То есть, путем алкоголизма, наркотиков и совершения преступлений. С беспризорностью можно и нужно бороться, необходимо просто укреплять семью и улучшать ее нравственно-психологическую обстановку, так как дети бегут из семьи от нелюбящих семей, семейных конфликтов, от жестокости и равнодушия родителей. На данный момент, учет беспризорных детей введется только в регионах [4], и то не во всех. Чтобы решить эту проблему, необходимо, вести учет беспризорных детей во всех городах.
К пятой мере борьбы с преступность несовершеннолетних является наступление уголовной ответственности с 12 лет. Сегодня, согласно уголовному законодательству, она наступает с 16 лет, за особо тяжкие преступления – с 14 лет. [2]
Сегодня, 12-летний подросток считается вполне взрослым, он имеет право совершать некоторые мелкие сделки, в этом возрасте у него сформированное сознание. Исходя, из интервью с сотрудником ОВД, преступления, в частности кражи, совершаются 65% подростками, которым нет еще 15 лет.
Шестая мера. Самый экономичный и оптимальный путь решения всех перечисленных проблем – это создание психолого-педагогических центров, которые бы смогли обеспечить диагностику личности, склонной к преступлению, а также дать подробные рекомендации органам внутренних дел по проведению профилактики преступлений несовершеннолетних. Ведь органы внутренних дел ведут учет тех детей, которые, как говорилось выше, могут совершить преступления. Именно их можно отправлять в этот центр, в котором бы с ними продолжительное время проводили беседы, объясняли, какова их ценность в данном обществе. Через некоторое время, в зависимости от ситуации в семье каждого ребенка (беспризорный ребенок, либо выходец из асоциальных семей), могли бы направлять в военные, спортивные интернаты, а некоторых детей – в школы–интернаты. Таким образом, мы можем направить каждого несовершеннолетнего на правильный путь.
То есть, в данных центрах педагоги-психологи могли бы воздействовать индивидуальным методом: вести беседы, вовлекать подростков в социально-полезные общественные, трудовые, спортивные, культурные и иные занятия. То есть, все методы центра были борьбы направлены на чувства, волю и сознание несовершеннолетнего.
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть следующее – несовершеннолетний преступник стал преступником только потому, что он вовремя не ощутил поддержки со стороны родителей, общества и государства. Именно на этом должна строиться вся профилактика преступлений среди несовершеннолетних, которая помогла бы подростку приспособиться к социальной среде. Для этого, необходимо показать подростку, что он нужен нашему обществу: открыть больше бесплатных секций спорта, занимать его общественно – полезной деятельностью, а также предоставить больше мест работы, так как сегодняшние работодатели могут предложить несовершеннолетним, либо низкооплачиваемую работу, либо с тяжелыми условиями труда, конечно, это не заинтересует подростка.
Преступность несовершеннолетних – это важная проблема в России. И если, сейчас не взяться за устранение этой проблемы, то потом, будет намного тяжелее, так как, с каждым годом подростка всё сложнее контролировать, а самое главное, его всё труднее заинтересовать чем-то общественно-полезным. Эту проблему надо решать не завтра, не через год, а прямо сейчас, так как от этого зависит наше будущее.
Библиографическая ссылка
Коршунова Е.А. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ В ОБЛАСТИ ЮВЕНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=11876 (дата обращения: 27.12.2024).