Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Переверзева Е.С. 1 Манышев И.В. 1
1 Бел ЮИ МВД России
В статье подробно рассмотрены вопросы повышения эффективности использования финансовых ресурсов, необходимых для дальнейшего развития общества и достижения более высокого уровня жизни населения, а также проблемы, стоящие перед государством в данной области. Проведен анализ основных угроз, препятствующих развитию финансовой политики государства, как одной из основных составляющих частей экономической политики государства. Предложен перечень мер по повышению эффективности финансовой политики государства, включая такие меры, как создание новой финансовой и экономической политики, интересам которых должны служить денежно-кредитная, валютно-финансовая, налоговая, и тарифная политика государства .
налоговая
валютно-финансовая
финансово-кредитная система
налоги
денежно-кредитная система
Финансы
национальная платежная система
финансовая тактика
финансовая стратегия
стратегическое управление финансами
налогообложение
бюджетная политика
финансовая политика
экономическая политика
финансово-правовые институты
финансовое право
и тарифная политика государства.
1. Журнал налоговая политика и практика «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.» // URL NalogKodeks.ru… osnovnye-napravleniya…2014…i…2015…[сайт] (Дата обращения 3.05.2014).
2. Карагодин А.В., Александров А.Н., Кондрашов И.Б. «Направления совершенствования законодательства в сфере валютных правоотношений» Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. № 3 (47). 2013.
3. Ковалева А.М. «Финансы и статистика». М.: 2005.
4. Чандлер А.Д. «Стратегия и структура». М.: 1969.
 

В России в последние годы, отмечается интенсивное развитие финансового права, появились новые финансово-правовые институты, сформирована новая законодательная основа регулирования финансовых отношений.

Важную роль финансовая политика играет в развитии производительных сил и рациональном размещении их на территории всех регионов России, при этом она способствует стимулированию роста эффективности промышленности, обеспечению финансовыми ресурсами всех новых целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономического и социального развития страны.

Основной целью финансовой политики является повышение эффективности использования финансовых ресурсов, необходимых для дальнейшего развития общества и достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.

На современном этапе одним из важных требованием к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при её выработке и проведении в жизнь. Это означает обязательное согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, с ориентацией их на выполнение главной задачи данного этапа развития. Не маловажным будет и обеспечение тесной взаимосвязи между финансовой, кредитной, политикой в области ценообразования и заработной платы, как составными частями общей экономической политики. [1].

Однако в настоящее время на пути проведения единой финансовой политики существуют проблемы структурно-организационного характера – это наличие межведомственных барьеров. Сейчас в России наряду с Министерством финансов РФ, функционируют в качестве самостоятельных органов управления финансами, такие структуры, как Центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральной службе по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ. Все эти ведомства работают на реализацию единой цели, но такое количество структур приводит к снижению эффективности их совместной деятельности.

В новых условиях рыночной экономики активно используется механизм финансов, который функционирует в соответствии с задачами общества и государства осуществляется с помощью норм финансового права.

Нормы финансового права и бюджетная система Российской Федерации, обеспечивают финансирование всех экономических потребностей нашего государства, обороноспособность и развитие социальной сферы. При помощи норм финансового права работают государственные внебюджетные социальные фонды — Фонд государственного социального страхования и Пенсионный фонд, регулируется деятельность банков, осуществляется валютная и кредитно-денежная политика.

Важное место в финансовом праве занимают нормы, регулирующие налогообложение организаций и граждан, так налоги стали важным инструментом государственного регулирования экономики и главным источником бюджетных средств.

Новые процессы, происходящие в развитии местного самоуправления в нашем государстве, отразились также, и на структуре источников финансового права, так наряду с нормативными актами федерального уровня, в их состав, входят акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления применительно к их компетенциям.

На финансовое право и уровень его действенности, большое влияние оказывают противоречивость политических и социально-экономических процессов различные кризисные ситуации в современной России, кризисные ситуации всё это негативно отражается на экономике страны.

В целом российское финансовое право на современном этапе жизни общества соответствует новым условиям сегодняшнего дня именно это и определяет его важную роль в развитии производственного потенциала страны, и проведении экономических и социальных преобразований.

В настоящее время государственная финансовая политика России является одним из элементов макроэкономической политики страны и определяет перспективы развития всех секторов экономик.

Финансовая политика в зависимости от решаемых задач, фактора времени (периода) подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

 

Говоря о стратегическом управлении финансами одной из ключевых составляющих является стратегия. Впервые это слово употреблялось в военном деле, «стратегия» произошло от греческого strategos — «искусство развертывания войск в бою», «искусство генерала». Позже это слово стало употребляться, как философский, политэкономический, а в XX веке и экономический термин.

На современном этапе в широком смысле это понятие обозначает долгосрочные меры или подходы по использованию финансов. Выбор и реализация стратегии составляют основную часть содержания стратегического управления финансами.

Профессор Гарвардского университета А.Д. Чандлер, автор книги «Стратегия и структура», дал следующее определение стратегия – «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей». [2].

Профессор, доктор экономических наук А.М. Ковалёва, в своей работе «Финансы и статистика» считает что «стратегия – это постановка среднесрочных и долгосрочных целей, заключающихся в максимизации выгоды (прежде всего дохода и прибыли). Тактика предполагает краткосрочные, оперативные решения для реализации стратегической установки в конкретных условиях». [3].

Под финансовой стратегией понимается долговременный курс финансовой политики государства (постановка целей и средств их достижения) рассчитанный на перспективу на основе которого вырабатывается программа действий. Финансовая стратегия предусматривает решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией развития страны.

В процессе её разработки формируются концепции, и даётся прогноз основных тенденций развития финансов. В финансовой политике постановка долговременных целей и составление целевых программ необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития страны. Сущность выработки и реализации стратегии заключается в том, чтобы из многочисленных альтернатив выбрать именно нужное направление развития государства и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути.

Финансовая тактика – направлена на оперативное решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей и перераспределения финансовых ресурсов в масштабе страны.

При сравнении финансовой стратегии и финансовой тактики последняя, как правило, отличается большей гибкостью это позволяет без потерь реагировать на изменения конъюнктуры рынка.

Взаимосвязь стратегии и тактики финансовой политики заключается в том, что стратегия создает оптимальные условия для решения тактических задач, как говорится стратегия определяет тактику. Тактика же, изменяя способы и формы организации финансовых связей, выявляет основные проблемы развития экономики и социальной сферы страны, что позволяет в более сжатые сроки с наименьшими затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

В последние время существенное влияние на тактику и стратегию финансовой политики в Российской Федерации оказала нестабильная обстановка в мире. Применение санкций со стороны США и Западных государств, являются прямым призывом к конфронтации на уровне государств и официальному объявлению новой геополитической и «экономической холодной войны» против Российской Федерации. Свою ставку США делают на провоцирование экономических и финансовых кризисов с целью выкачать, как можно больше средств из нашей экономики. Основная их задача разрушить наши фондовые рынки, «подсадить» Россию на свои кредитные ресурсы и обвалить нашу финансовую систему.

После введенных Госдепартаментом США, санкций против России, когда были заблокированы расчеты по картам международных платежных систем VISA и MasterCard семи российских банков остро встал вопрос о необходимости создания собственной национальной платежной системы.

Новая национальная платежная система должна быть создана и  полностью  быть независимой от всех иностранных валют. Без этого шага трудно будет поднять промышленность России. Пока в России не будет этого сделано, к сожалению, никаких позитивных изменений не произойдет.

В сложившейся ситуации нашему государству нужна новая финансовая и экономическая политика, интересам которых должны служить денежно-кредитная, валютно-финансовая, налоговая, и тарифная политика государства.

Для построения своей мощной и конкурентоспособной кредитно-финансовой системы наше государство должно полностью пересмотреть свою денежно-кредитную политику.

Пришло время вводить валютное регулирование и привлекать капиталы, которые будут способствовать техническому перевооружению страны.

Требованием времени выступает необходимость изменения и в налоговой политике, а именно развитие налогового стимулирования производств, возможность получения налоговых льгот для тех, кто в сложившихся условиях создает новые производства или производит модернизацию старого.

Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков. [4].

Не менее остро нуждается в переменах и тарифная политика, которая реализуется в рамках антимонопольной деятельности и поддержки конкуренции на рынках. Новая тарифная политика создаст благоприятные условия для возвращения и сохранения бизнеса.

Проводимая государством финансовая политика должна учитывать современные тенденции развития экономики в мире, с учётом специфики сложившейся внутренней и международной обстановки, реальный экономический и финансовый потенциал страны, и именно от степени ее рациональности будут зависеть темпы развития агропромышленного, и других отраслей промышленности России.

Таким образом, в своей основе финансовая политика, является формой экономической политики, и её основное предназначение содействовать достижению поставленных целей социально-экономического развития страны. Достижение этих целей возможно лишь при эффективном распределении, перераспределении и использовании имеющихся финансовых ресурсов с учётом интересов всех субъектов финансовой системы государства.

Сегодня наша страна, располагает мощным экономическим и оборонным потенциалом и способна обеспечить достойный уровень и качество жизни населения. 


Библиографическая ссылка

Переверзева Е.С., Манышев И.В. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=11863 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674