Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ»

Харькова А.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
Статья посвящена рассмотрению понятия «экстремальные ситуации» в системе научных исследований. Проанализирована связь данного понятия с другими понятиями. В ходе анализа литературы было выяснено, что единой трактовки понятия «экстремальные ситуации» на сегодняшний день нет.
экстремальная ситуация
чрезвычайная ситуация
травматическая ситуация
трудная жизненная ситуация
1. Баева И.А. Психология безопасности как основа анализа экстремальной ситуации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. – № 5.
2. Информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10107960/ (дата обращения: 10.04.2014).
3. Кекелидзе З.И. Принципы оказания психолого-психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2001. – Том 3, № 4. – С. 123-125.
4. Магомед-Эминов М. Определение экстремальной ситуации // Российский психологический журнал. – 2009. – № 2. – С. 17-24.
5. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. – (Справочник практического психолога).
6. Пазухина С.В., Романов В.А. и др. Подготовка будущих учителей начальных классов к оказанию помощи детям, оказавшимся в экстремальной жизненной ситуации: Монография / Под общ. ред. канд.психол.н. С.В. Пазухиной. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2010. – 252 с.
7. Романов В.А., Харькова А.А. Формирование у младших школьников правил поведения в экстремальных ситуациях // Инновационные процессы в современной школе: Методология, теория и практика: Сб. ст. Междунар. Заочной науч.-практ. конф., посвящённой 75-летию ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – Тула, 2013.
8. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб: Питер, 2001. – 272 с.
В последние годы понятие «экстремальные ситуации» обретает статус одной из унифицированных, генерализующих категорий в катастрофологии, конфликтологии, теории безопасности, теориях менеджмента по оптимизации управления, оперативному управлению и др. В связи с этим, в настоящее время изучение экстремальных ситуаций считается одной из сложных проблем. Это обусловлено их большим количеством, а также многогранностью источников. К экстремальным ситуация относятся и взрывы, и землетрясения, и возгорания, и террористические акты. К данным ситуациям можно отнести и различные ситуации страха ребёнка, который поступает в начальную школу. Данное перечисление можно продолжать бесконечно [5].

В ходе психолого-педагогической литературы мы выяснили, что однозначной точки зрения в трактовке «экстремальная ситуация» нет.  Очень часто термин «экстремальная ситуация» заменяют термином «чрезвычайная ситуация». Для уточнения обратимся к Федеральному закону РФ. Согласно ст.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» гласит, что чрезвычайная ситуация – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [8].

В психолого-педагогических исследованиях можно встретить классификации экстремальных и чрезвычайных ситуаций, где данные термины используют как синонимы. Учёные выделяют трудные, кризисные, травматические ситуации основанием которых служит источник происхождения, а также их длительность.

Приведём некоторые существующие трактовки понятия «чрезвычайная ситуация». И.Г. Малкина-Пых, как было уже отмечено выше, чрезвычайную ситуацию рассматривает как синонимичную экстремальной. Под чрезвычайной (экстремальной) ситуацией она понимает обстановку на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [4]. Проанализировав данное понятие, мы пришли к выводу, что в данную трактовку понятия «чрезвычайная ситуация» нельзя включить многие ситуации, которые рассматриваются как экстремальные, например, социального характера.

В свою очередь З.И. Кекелидзе даёт иное определение понятию «чрезвычайная ситуация». Под ним он понимает события, вышедшие, за рамки обычного житейского опыта человека и с точки зрения психологии может вызвать стресс [2]. В психологических исследованиях встречается понятие травматическая (травмирующая) ситуация. Данное понятие Н.В. Тарабрина раскрывает, как экстремальные или критические события, обладающие мощным негативным воздействием, требующие от индивида экстраординарных усилий по совладению с последствиями воздействия [6]. Л.В. Трубицына при рассмотрении проблемы, связанной с процессом травмы, выделяет травмирующие ситуации. Например, пожары, природные катаклизмы, техногенные катастрофы и др. В свою очередь Е.О. Лазебная, понимает под травматическими ситуациями ситуации, которые угрожают жизни человека [1].

В научных исследованиях широкое распространение получило понятие «трудная жизненная ситуация». Данное понятие включает в себя термины перечисленные выше. В процессе анализа научной литературы мы под трудными жизненными ситуациями понимаем события, угрожающие жизни человека и содержащие в себе субъективные переживаемые неудобства для конкретного человека и не содержащее объективные угрозы и опасности его физическому и психическому благополучию.

Ряд исследователей, например, И.А. Баева, используют сущность содержания понятие «трудная жизненная ситуация» как обобщающее для перечисленных выше понятий, но встречаются и трактовки этого термина в более узком значении. Такие учёные, как К.Н. Василевская и В.В. Нурковая описывают трудные жизненные ситуации с помощью взаимодействия пяти факторов. Первый фактор вероятностного прогнозирования. Второй –  витальный фактор, то есть субъективное ощущение невозможности жить в навязанной ситуации. Третий – когнитивный – отсутствие необходимых знаний, умений, навыков для жизни в данной ситуации, неприменимость имеющихся когнитивных схем. Четвёртый –  поведенческий – отсутствие сформированных моделей поведения. И, наконец, пятый –  экзистенциальный – ощущение смысло-утраты [1].

В связи с широкой вариативностью употребления выше проанализированных понятий необходимо определить их соотношение между собой. Для этого рассмотрим наиболее подробно категорию «экстремальная ситуация». В настоящее время единого определения экстремальной ситуации не существует. По мнению В.Д. Небылицына, экстремальные ситуации – это ситуации, которые переживаются человеком как источник дискомфорта. В свою очередь М.Ш. Магомед-Эминова, в экстремальных ситуациях указывает на особые условия жизнедеятельности [3].

Рассмотрим некоторые из них: экстремальная ситуация является новой реальностью для современного человека и принципиально отличается от повседневных условий. Необходимо помнить, что экстремальная ситуация обладает двойственностью, так как, с одной стороны, несёт угрозу, опасность, разрушение для личности, а с другой – апеллирует к стойкости, мужеству, содержит возможности для конструктивных изменений. Экстремальная ситуация всегда сопровождается появлением триадической структуры «расстройство – адаптация – рост», поэтому она  разрушает целостность жизненного мира человека, деля его на жизнь до произошедшей ситуации и жизнь после, т.е. берётся во внимание временной отрезок, связанный с непосредственным воздействием экстремальных факторов [7].       

Таким образом, в ходе анализа психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу, что понятие экстремальные ситуации отражает не просто чрезвычайное, а только исключительно опасное событие или совокупность опасных событий относительно и только во взаимосвязи с деятельностью человека, его существованием или участием, и на сегодняшний день нет единой трактовки понятия «экстремальные ситуации». Хотя некоторые учёные высказывают точку зрению, что данное понятие является синонимом понятий «чрезвычайные ситуации», «трудные жизненные ситуации». С данным мнением мы не согласны, и это связано с тем, что каждое из перечисленных понятий отражает различные сущностные характеристики, некоторые из них не пересекаются, а также не могут входить в понятие «экстремальные ситуации».

 

Работа выполнена и издана в рамках Регионального конкурса “Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее” 2013 – Тульская область: “Экстремальные ситуации в образовательном процессе начальной школы: модели профилактики, направления подготовки будущего учителя, тактики экстренной помощи детям”. Номер проекта: 13-16-71006 в РГНФ


Библиографическая ссылка

Харькова А.А. МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ» // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=11831 (дата обращения: 30.03.2023).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.685