Преобразования общества в различных сферах жизнедеятельности диктуют необходимость формирования творчески активной личности, которая обладает способностью нестандартно мыслить и решать жизненные вопросы. В связи с этим перед системой образования встает важнейшая задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь предполагает реорганизацию учебно-воспитательного процесса с учетом актуальных потребностей современного общества.
Немаловажную роль в развитии творческого потенциала ребенка играет воображение.
Проблема развития творческого воображения и творческого мышления интересует многих авторов. Исследованием детского творчества и воображения занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.М. Матюшкин, Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс. Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у них знаний, способствует саморазвитию личности.
Эффективнее всего развивать воображение у детей дошкольного возраста предполагается в изобразительной деятельности, так как именно эта деятельность способствует формированию образов воображения у ребенка дошкольного возраста, образы, в основном, не предваряют деятельности, а возникают лишь в ходе ее. Начальные формы проявления воображения у ребенка связаны с самостоятельным созданием первых образов рисунка (аппликации) и представляют собой отдельные разрозненные воображаемые признаки, элементы, дополняющие графические структуры рисунка [5, с. 27].
На занятиях изобразительной деятельности осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами [7, с. 75].
Таким образом, трудно переоценить возможности изобразительной деятельности для всестороннего развития ребенка. И для развития воображения старших дошкольников эти возможности являются особенно актуальными.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы определили, что творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого ребенок самостоятельно создает новые образы и идеи, отражающие его мировоззрение, представляющие ценность для него самого общества в целом и воплощающиеся в конкретные оригинальные продукты его деятельности [3, с. 21].
Возможности изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста заключаются в доступности средств самовыражения ребенка и привлекательности способа выражения собственных идей и эмоционального отношения. Рисование - это не только забава, но и творческий труд [5, с. 18].
Наше исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида № 15 «Кэнчээри»
с. Сайылык Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия), где приняли участие 12 детей старшей группы, из них 6 – девочек, 6 – мальчиков.
Для установления начального уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста были поставлены следующие задачи работы:
1. Определить критерии и показатели для оценки уровней развитости творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, охарактеризовать уровни развития творческого воображения.
2. Подобрать диагностические методики для выявления уровней развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить исходные уровни развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
В нашей работе для исследования особенностей творческого воображения нами были использованы методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» [2] и методика Р.С. Немова «Нарисуй что-нибудь» [6].
По сумме выполнения заданий двух методик каждый ребенок был отнесен к высокому, среднему или низкому уровню развития творческого воображения. При этом использовалась следующая шкала оценивания (см. табл. 1).
Таблица 1
Шкала выявления уровня развитости творческого воображения у старших дошкольников по 2 методикам в баллах
Уровень |
Методики |
Сумма баллов |
|
Методика Р.С. Немова «Нарисуй что-нибудь» |
Методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» |
||
Высокий |
10-12 балла |
3 балла |
13-15 |
Средний |
6-9 балла |
2 балла |
8-12 |
Низкий |
0-5 балла |
1 балл |
0-7 |
В результате проведения диагностического задания по критериям беглости, оригинальности, гибкости и вариативности были получены следующие результаты, представленные в диаграмме 1 (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1
Результаты развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста по методике Р.С. Немова «Нарисуй что-нибудь»
Как видно из приведенной диаграммы 1, по критерию «беглость» 1 ребенок (8%) обладал высоким уровнем, 5 детей (42%) показали средний уровень, низкий уровень по критерию «беглость» был выявлен у 6 детей (50%).
По критерию «оригинальность» были получены следующие результаты: высокого уровня ни у одного ребенка не выявилось (0%), средний уровень показали 5 детей (42%), низкий 7 детей (58%).
По критерию «гибкость» высокий уровень был выявлен у 1 ребенка (8%). Детей со средним было 3(25%). Детей с низким критерием уровня гибкости творческого воображения было 8(67%).
По критерию «вариативность» высокий уровень имели 3 детей, что составило 25%. Детей со средним уровнем было 4(33%). Низкий уровень показали 5(42%).
Диаграмма 2
Результаты развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста по методике О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур»
Дети с высоким уровнем проявления критерия «оригинальность» самостоятельно придумывали большое число идей и решений при дорисовывании фигур. Они выдвигали по 4-5 вариантов дорисовывания фигур, давали им оригинальные названия. Рисунки этих детей отличались большой оригинальностью – это были новый образ, детали, форма. Эти дети использовали штриховку, хорошо прорисовывали детали, внутреннее устройство предмета. Они быстро и без внутренних усилий переключались с одной идеи на другую, сами видели, как один из созданных им образов можно использовать в другом рисунке или легко его преобразовывали в другой образ, иногда соединяли 2-3 рисунка в один рисунок.
Дошкольники со средним уровнем творческого воображения получили по 2 балла, они только при помощи взрослого могли придумать идею и решение при дорисовывании фигуры. Они выдвигали по 2-3 варианта дорисовывания фигур и давали им оригинальные названия. Рисунки отличались оригинальностью только в деталях, цвете, форме и т.д., но не в общем оригинальном, придуманном самим ребенком образе.
Дети с низким уровнем творческого воображения даже при помощи взрослого не могли придумать оригинальные идеи. У этих детей все остальные рисунки повторяли рисунки других детей. Не предлагали варианты, новые идеи. Не смогли придумать оригинальный образ, описать его детали, цвет, композицию, форму.
Результаты двух методик были объединены, а полученная сумма баллов стала показателем уровня сформированности творческого мышления ребенка:
- высокий уровень – от 36 баллов,
- средний уровень – от 16 до 36 баллов,
- низкий уровень – 16 баллов и меньше.
Результаты уровней развития творческого воображения у старших дошкольников по результатам выполнения двух методик (авторы Р.С. Немов и О.М. Дьяченко) представлены на диаграмме 3.
Диаграмма 3
Уровни развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе
Анализ результатов диагностики детей позволяет сделать следующие выводы: низкий уровень развития творческого воображения был выявлен у 4 детей (33%), средний уровень - 6 детей (50%), высокий уровень - 2 детей (17%).
Таким образом, выявлен средний уровень развития творческого воображения у старших дошкольников. Следовательно, большинство заданий дети выполнили с помощью взрослого, а для формирования самостоятельности выполнения заданий им необходимо было дать возможность самостоятельно придумывать и фантазировать. При этом важно чтобы дети искали свои оригинальные пути решения задания, а не выбирали всем известный путь. Также необходимо было помогать детям в реализации их замысла, если у них возникали затруднения. Развитие творческого воображения дошкольников – постепенный процесс, успешность которого зависит от применяемых на занятиях методов и приемов, направленных на повышение уровня продуктивного воображения.
Поэтому нам необходимо было развивать продуктивное творческое воображение у детей.
Для работы с детьми были определены следующие приёмы, которые, по мнению учёных Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, способствуют развитию воображения и оказывают помощь ребёнку в создании образа в рисунке, в ручном труде и т.д.: приём незаконченного рисунка, дорисовывание. Занятия рассчитаны были на проведение 1-2 раза в неделю.
Таблица 2
План работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
№ |
Название занятия |
Цель и задачи |
Форма проведения |
Краткое содержание |
1 |
«Волшебные краски» |
Познакомить детей с особенностями акварельных красок, развивать фантазию, воображение, самостоятельность |
Эксперименти-рование |
Побеседовать о красках, их особенностях. Предложить поэкспериментировать с красками: разводить водой, смешивать цвета, делать кляксы, отпечатки и т.д |
2 |
«На что похожи облака?» |
Формировать творческое воображение |
Наблюдение |
На прогулке дети наблюдают за облаками и фантазируют на что же они похожи. |
3 |
«Удочка» |
Активизировать творческое воображение, играть в коллективе |
Подвижная игра |
Дети становятся по кругу, воспитатель в центре. В руках у него шнур длиной около метра с привязанным на конце мягким мячиком. По сигналу: «Ловлю!» - воспитатель вращает шнур, постепенно удлиняя так, чтобы мешочек попал под ноги играющим. Если мешочек коснулся ног играющих, значит он попался на удочку и должен идти в середину круга и вращать шнур пока кого-нибудь не поймает. |
4 |
«Фантасти-ческое растение» |
Развивать у детей пространственное мышление и воображение |
Ручной труд |
Детям даются бумажные заготовки (цилиндры, кубы, конусы, полоски и др.), а также разнообразный бросовый материал. Предлагается придумать и смастерить фантастическое растение, сказать, как оно называется, где живет и т.д. |
5 |
«Кто что делает?» |
Развивать у детей воображение способность по действию представлять животных |
Сюжетно-ролевая игра |
Ребенку предлагается представить, что он: - книжка; - ветер; - цветок; - дверь; - телевизор и тд. Педагог просит показать, что делает воображаемый объект, рассказать, о чем он думает. |
6 |
Рисование |
Развивать творческое воображение |
Рисование в технике кляксография |
Дети делают несколько больших клякс жидкой краской в центре листа бумаги. После этого через соломинку соединяют капли краски, раздувают их в разные стороны. В полученном рисунке угадывается какое-либо изображение, которое можно в дальнейшем дополнить аппликацией. |
7 |
«Совушка» |
Сформировать способность входит в образ |
Подвижная игра |
Дети, изображая птичек, находятся на одной стороне комнаты на скамейках. Один из играющих совушка надевает шапочку совы и влезает повыше на стульчик. Дети бегают, помахивая руками, изображают птичек, останавливаются. Воспитатель произносит слова: Совушка-сова, Большая голова, На суку сидит, Глазами не глядит, Да вдруг как…полетит! Совушка спускается сверху и бежит, помахивая руками; все птички улетают. Птичку, которая не успеет спрятаться, совушка может унести с собой, когда совушка улетит на охоту, птичка должна улететь. |
8 |
«Угадай что в мешочке» |
Развивать процесс воображения |
Дидактическая игра |
В мешочек помещают предметы какой-либо группы (или овощи, или игрушки, или животные и пр.). Вначале воспитатель поясняет детям: «У нас в чудесном мешочке лежит то, что мы едим. Что же это такое? Как это одним словом называется?». Своим словом воспитатель вносит элемент загадочности, занимательности. Узнавание каждого предмета производится на ощупь, после этого дети угадывают, как называется группа.
|
9 |
«Живые лепестки» |
Закреплять представление о делении цветов на тёплые и холодные |
Дидактическая игра |
Дети сидят полукругом вокруг воспитателя. Двум водящим раздаются круги: оранжевый - «Солнышко» и голубой - «Льдинка». Остальные дети получают по лепестку. Водящие встают друг напротив друга с поднятыми кружками и зовут: «Я - льдинка, все холодные цвета, ко мне!»; «Я - солнышко, все теплые цвета, ко мне!». Дети-лепестки встают в ряд так, чтобы самые тёплые цвета были поближе к «солнышку», а другие дальше от него. Так же располагаются и холодные цвета. |
10 |
«Времена года» |
Развивать творчество в различных видах деятельности |
Итоговое занятие |
В круг широкий, вижу я Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, А теперь пойдем налево, В центре круга соберемся, И на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем. (Дети стоят в кругу, выполняя движения по стихотворению). - Сегодня утром один из героев мульфильма принес для нас с вами сюрприз, но прежде чем на него взглянуть, давайте узнаем от кого он? Вместе с сюрпризом он отправил свою фотографию, чтобы вы узнали его (фото щенков из мультфильма “Щенячий патруль”, известный мультфильм всем сегодняшним детям), дети смотрят, очень радуются, узнают и дают ответ. (Воспитатель читает детям письмо. Там написано о том, что Райдер со своими щенками любят все времена года, и спрашивают у детей “А вы любите времена года?”), ответ детей. Беседа про времена года. Молодцы, дети! Если вы любите все времена года тогда вы запросто справитесь с играми-заданиями, которые нам приготовили щенки Райдера. |
Итак, ценность этих совместных видов деятельности, заключалась в том, что, они особенно увлекают детей, побуждая их к активной творческой деятельности. Взаимосвязь искусств и различных техник рисования более мощно воздействует на ребенка, углубляет вызываемые ими впечатления, чувства и процесс их осознания [1, с. 11]. В совместной деятельности дети и воспитатель сочетают различные виды изобразительной деятельности детей, что способствовало развитию гибкости, беглости, оригинальности, вариативности их творческого воображения, фантазии, любознательности [4, с. 39].
Перед тем как приступить к рисованию, темы и постановки задач занятий, мы подготавливали ребенка к изобразительной деятельности, стимулируя творческое воображение, фантазию, придумывание оригинальных образов. Также мы использовали игровые приемы с целью стимулирования развития творческого воображения у детей. Игровые действия не только вызывали интерес к изображению, но и выявили его достоинства и слабые стороны, вскрыли причины успехов и неудач. Использовался игровой прием с элементами ролевого поведения. Действуя в образе, дети были увлечены делом, изобретательны, тщательно выполняли задания.
Таким образом, дети были вовлечены в активную творческую деятельность. В процессе игр, наблюдений, рисования, а также выполнения разнообразных творческих заданий дети учились создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану.
В процессе работы мы также разработали рекомендации для родителей и воспитателей по развитию творческого воображения у старших дошкольников:
- полноценное развитие воображения невозможно без установления эмоционального контакта. Взрослые должны найти подход к ребенку, учитывать его индивидуальные особенности. Поэтому следует создавать доброжелательную атмосферу к детскому творчеству;
- следует исключить из образовательной деятельности формализм, шаблоны, сухость, излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа, сюжета, так как в этом случае происходит лишь механическое копирование образца, что не способствует проявлению творческих способностей воспитанников;
- необходимо расширять кругозор, обогащать эмоционально-чувственный опыт ребенка. Обогащать знание ребенка о составных частях предмета, умение выделять главные и второстепенные признаки;
- важно уделять внимание развивающим играм и упражнениям. Это могут быть упражнения, подразумевающие практические действия: дорисовать картинку, сделать подделку; игры на развитие вербального воображения: словесное описание, придумывание рассказа или сказки; упражнения на развития творческого воображения: изобразить задуманный персонаж и т.д.;
- большое внимание следует уделять изобразительному искусству: рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Существует множество нетрадиционных техник, которые способствуют развитию фантазии как формы воображения: рисование нитками, монотипия, обрывание, кляксография и т.д.;
- следует отметить, что важное значение для развития воображения имеет поддержка и одобрение любых конструктивных идей, поступающих от детей. Закрепление любых, пусть даже минимальных успехов каждого ребенка, развитие собственной индивидуальности в условиях различных форм сотруднической деятельности.
Итак, проведенное нами эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы.
В результате проведения диагностики, нами выявлены исходные уровни развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста: 4 детей показали низкий уровень развития творческого воображения, что составило 33% от общего количества детей, 6 детей показали средний уровень (50 %) и 2 детей - высокий уровень (17%).
Нами были разработаны занятия, направленные на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Все занятия проходили в вечернее время и включали в себя: различные игровые приемы, двигательную пластику, просмотр экспонатов, репродукций картин художников, слайдов и видеофильмов, слушание музыки и конечно собственно изобразительная деятельность (различные техники рисования). Ценность этих совместных видов деятельности, заключалась в том, что, они особенно увлекают детей, побуждая их к активной творческой деятельности. Взаимосвязь искусств и различных техник рисования более мощно воздействует на ребенка, углубляет вызываемые ими впечатления, чувства и процесс их осознания.
Прослежена положительная динамика в развитии творческого воображения. По наблюдениям за детьми в процессе изобразительной деятельности, выяснилось, что детям нравится рисовать, выполнять различные творческие задания, узнавать новые техники рисования.
Дети стали более активными, самостоятельными в выполнении заданий. Уверенно и без помощи взрослого оформляли собственные рисунки. Образы стали более оригинальными, необычными, эмоциональными и красочными, детально тщательно проработанными, не похожими друг на друга. Во время выполнения работ все дети были увлечены, активны, стремились довести начатое дело до конца, были старательны и аккуратны.
Мы считаем, что изобразительная деятельность привлекает детей своей необычностью, заставляет их удивляться. Данный вид занятий доставил старшим дошкольникам удовлетворение, позволил использовать навыки творческого видения и восприятия. С помощью разнообразных средств и материалов можно развивать творческое воображение ребенка, быстроту и гибкость мышления, можно ввести его в удивительный мир творчества.