Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ENSURING INFORMATION SECURITY IN ELECTRONIC DOCUMENT MANAGEMENT SYSTEMS

1 1
1
In this paper, the analysis of the use of digital technologies different support of information security in electronic document management systems is carried out.The relevance of this work is due to the fact that with the rapid development of technologies in the use of electronic document management systems, it is necessary to ensure the confidentiality of documents using the regulatory framework, technical and organizational methods.
information security
electronic document management
blockchain
digital economy
artificial intelligence

Системы электронного документооборота (СЭД) в современном мире являются неотъемлемой частью функционирования любой организации, поскольку экономит время и ресурсы на обработку бумажной документации.

По данным аналитиков исследовательского центра «Контур» в начале 2023 года количество документов в системах электронного документооборота увеличилось на 35% с аналогичным периодом прошлого года. Эксперты объясняют положительную тенденцию тем, что происходит перевод бизнес-процессов в онлайн режим.

Усовершенствование СЭД стоит наравне с развитием обеспечения безопасности как с нормативно-правовой, так и цифровой точки зрения [1].

На основе исследований следующих авторов был проведен анализ методов информационной защиты систем электронного документооборота: Козлов А.А., Григорьева М.В., Шестаков О.В., Кузнецова Е.А.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что со стремительным развитием технологий в использовании системы электронного документооборота, необходимо обеспечивать сохранение конфиденциальности документов при помощи нормативно-правовой базы, технических и организационных методов.

Эксперты выделяют следующие основные угрозы для процесса электронного документооборота:

1. Угроза конфиденциальности (изменение маршрутов обработки, кража данных);

2. Угроза целостности информации (повреждение или несанкционированное уничтожение информации);

3. Угроза доступности информации (сетевые атаки, вредоносное программное обеспечение).

Кроме того, существуют внутренние (злоумышленники, в лице действующих или бывших сотрудников организации, получившие доступ к СЭД) и внешние (злоумышленники, получившие несанкционированный доступ к СЭД) источники угроз.

По данным «1С-интегратор» не менее 70% потерь информации происходит в результате внутренних атак на систему электронного документооборота.

К методам информационной безопасности СЭД относят: технические, нормативно-правовые, организационные.

В России основным законодательным актом в области информационной безопасности является Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», устанавливающий требования к защите информации, включая электронную информацию, а также включающий определение ответственности за нарушение законодательного акта.

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», определяющее требования к защите персональных данных при обработке в системах электронного документооборота.

Также помимо нормативных актов в Российской Федерации действуют государственные стандарты по информационной безопасности:

-ГОСТ Р 50922-2007 Защита информации. Термины и определения.

-ГОСТ Р 51275-2007 Защита информации. Объекты информатизации.

На основе законодательства существуют следующие технические методы информационной безопасности систем электронного документооборота:

1. Шифрование данных;

2. Цифровая подпись;

3. Аутентификация и управление доступом;

4. Межсетевой экран (ограничение доступа для неавторизированных пользователей);

5. Использование и своевременное обновление антивирусного программного обеспечения;

6. Обучение и регулярный инструктаж сотрудников об основах и методах безопасности СЭД.

В свою очередь организационные меры безопасности – это комбинации различных методов обеспечения информационной защиты. Отличительными чертами являются: комплексность, актуальность, постоянный контроль за системой электронного документооборота.

Кроме того, Федеральная служба по техническому и экспертному контролю является государственным органом, ответственным за обеспечение информационной безопасности на территории Российской Федерации и выполнение процедур, таких как: сертификация программных продуктов, установление требований к защите информации, регулирование использования иностранных ПО, консультации и аудит в области информационной безопасности.

Аналитики InfoWatch провели исследование утечек информации на территории России из СЭД за прошлый год и выявили негативную тенденцию. Утечки информации в государственном и коммерческом секторе стали более массовыми как по количеству документов, так и по объему украденной информации.

 

Рис.1 – количество взломанных данных СЭД

На данный момент основной проблемой в защите электронного документооборота является плохо проработанная система организационных методов безопасности. Каждая компания должна проанализировать: использует актуальные способы предостережения утечки конфиденциальной информации?

Для того, чтобы предотвратить утечку документации, организации должны следовать таким правилам:

1. Наличие юриста для защиты персональных данных в нормативно-правовой сфере;

2. Наличие штаба специалистов по it-технологиям для технических методов защиты СЭД;

3. Приобретение компанией новейшего программного обеспечения (антивирусы, форвейл, лицензионные программные продукты);

4. Постоянный инструктаж, тестирование и обучение сотрудников компании по использованию и информационной защите СЭД;

5. Разработка плана мероприятий по контролю и тестированию исправной работы СЭД.

По данным отчета Касперского за 2022 год основной удар злоумышленников пришелся на организации сферы «Ритейл» (27%). От 10 до 12% всех утечек произошли в организациях сфер «Карьера и образование», «Интернет-сервисы» и «Рестораны и доставка еды».

Наименьшему количеству взломов в 2022 году подверглись компании финансовой сферы, здравоохранения и недвижимости. Стоит отметить, что в перечисленных областях хранятся наиболее чувствительные пользовательские данные.

 
 

Рис.2 -количество утечек данных по отраслям

Таким образом, защита систем электронного документооборота требует разработки стратегий и политик безопасности, обучения персонала и постоянного мониторинга системы на наличие уязвимостей. Кроме того, необходимо соблюдать законодательные требования по защите персональных данных.