Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PROBLEMS OF PARENTING IN THE ERA OF SOCIAL NETWORKS

Zavyalova O.D. 1
1 HF-5 SZ BRANCH OF JSC FPC
The article is devoted to the theoretical analysis of the problems of parenting in modern conditions. A theoretical analysis of the influence of social networks on the development of a child's personality is carried out. It is concluded that in the process of cybersocialization, a child has a number of new expectations and interests, motives and goals, needs and attitudes, as well as forms of psychological and social activity directly related to the Internet and social networks.
social networks
parenting
child
internet
digitalization

Актуальность темы исследования обоснована реализацией Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, основная цель которого - определение основных направлений развития воспитания, механизмов и ожидаемых результатов, обеспечивающих становление российской гражданской идентичности, патриотизма, укрепление нравственных основ, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа.

В соответствии с целью одной из приоритетных задач является формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей, адаптации и интеграции воспитательных возможностей образовательных, патриотических, спортивных, научных, и экскурсионных, туристических и других организаций [4].

Происходящие изменения в образовании связаны с ориентацией на цифровую трансформацию содержания, где отмечается взаимосвязь цифрового контента образования с осмыслением цифровых технологий в оценке их влияния на психологическое и социальное здоровье детей.

Существуют исследования, посвященные проблеме воспитания детей в условиях, когда Интернет предоставляет новые риски и новые возможности.

Ученые Н.Б. Трофимова и Е.М. Беспаленко считают, что медиаграмотность – это одно из условий конструктивного общения детей в социальных сетях, способствующее их социализации. Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми инструментов, обеспечивающих доступ к цифровой информации, развивает критический анализ содержания информации и прививает коммуникативные навыки, содействует подготовке детей к позитивному и ответственному использованию ими информационных и коммуникационных технологий [5].

Ромм Т. А., Ромм М. В. провели анализ особенностей воспитания детей в условиях цифровизации, на основании чего предложили эффективные направления воспитательной практики [3].

И.В. Дубровина с психологической точки зрения выделила задачи воспитания детей и формирования их личности в условиях информационного общества такие как, например, эмоциональное, духовное развитие, овладение накопленным человечеством опытом культурных достижений, развитие нравственных чувств и эмоционального интеллекта, способностей к полноценному общению и др. [1].

А.В. Плешаков отмечает что в киберпространстве достаточно часто происходит самообман, иллюзии, мнимая киберсоциализация пользователей, уводящая их от реальной жизнедеятельности. Проблема в том, что у детей часто блокируется способность развиваться в реальном социальном пространстве, они удовлетворяются мнимыми успехами, достижениями, общением, избегая неудач в реальной жизни. Формирование мотива избегания неудач в свою очередь предшествует отсутствию у ребенка инициативы и самостоятельности, избеганию ответственных заданий, неадекватной оценке своих возможностей [2].

Анализ литературы позволил определить цель исследования – изучение проблем воспитания детей в эпоху социальных сетей.

Задачи: провести теоретический анализ процесса управления воспитанием детей в условиях киберэволюции всемирной глобальной сети Интернет; выявить особенности влияния социальных сетей на воспитание детей; выявить особенности и механизмы появления негативных и позитивных последствий процессов информатизации и сетевизации.

Для решения задач были использованы общенаучные методы анализа научной, научно-методической, научно-практической литературы.

Результаты исследования и их обсуждение

Теории о влиянии социальных сетей на воспитание и формирование личности ребенка, описанные в работах И.В. Дубровиной, А.В. Плешакова, Т.А. Ромм, М.В. Ромм, Н.Б. Трофимовой, Е.М. Беспаленко и др. Авторами отмечено, что увеличивается количество пользователей сетью Интернет за счет роста объемов информации в Интернете, ставшим удобным способом удовлетворения разнообразных потребностей современного человека. Однако существуют риски социальных сетей.

Для профилактики и снижения рисков негативного воздействия кибербулинга на ребенка Трофимова Н.Б. и Беспаленко Е.М. разработали комплекс обучающих кейсов [5].

А.В. Плешаков констатирует факт возрастающей стрессогенности факторов социальной среды. По мнению автора, виртуальное пространство, представленное социальными сетями и всемирной сетью Интернет, компьютерными играми воспринимается ребенком как «не настоящее» на сознательном и на подсознательном уровнях. Не разграничивая реальность и виртуальность, дети не чувствуют опасности, не могут критически отнестись к позитивному и негативному в социальных сетях [2].

Т.А. Ромм и М.В. Ромм социализацию в цифровом пространстве связывают с изменением роли социальных институтов в жизни человека, с проблемой безопасности жизни человека, в том числе в социальных сетях. Ученые поднимают вопрос о доступности информации антинравственного свойства, о низком уровне культуры общения в сети, о проблемах формирования ценностей у детей, формирования девиантных форм поведения в социальной сети, затруднениями индивидуализации развития [3].

Следовательно, позитивное социальных сетей на воспитание детей заключается в следующем: возможность общения с теми людьми, которые находятся в других городах и странах; знакомство с новыми людьми; знакомство с культурой разных стран; изучение иностранных языков; быть участников групп с совпадающими интересами; использовать социальные закладки, позволяющие пользователям предоставлять в распоряжение других список закладок или популярных веб-сайтов; использовать социальные каталоги в академической сфере; использовать социальные электронные библиотеки позволяющие оставлять ссылки на коллекции, книги, аудиозаписи и т. п.; создавать социальные медиахранилища - сервисы для хранения медиафайлов и др.

Риски и опасности социальных сетей в воспитании детей достаточно велики. Назовем основные, требующие контроля и управления: раскрытие информации о человеке; кибербулинг; психосоматические расстройства на почве зависимости от общения в социальных сетях; «страхи», вызываемые социальными сетями: различные домогательства и конфиденциальность информации; распространение спама; возможность потери личной информации; создание негативного имиджа; интернет-зависимость; наличие следующих форм проявления девиантного поведения: хакерство, нарушение режима секретности, диффамация, кибертерроризм, вербальная агрессия и др.; вытесняется реальное общение; развивается парадокс дружбы; зависимость от компьютерных игр и др.

Таким образом, можно сделать вывод о влиянии социальных сетей на воспитание детей. Проблема воспитания детей в эпоху социальных сетей вытекает из проблемного поля. Изучение и анализ проблемного поля позволяет определить проблемы воспитания детей и пути их возникновения. В связи с этим можно определить ключевые проблемы и найти пути решения. В заключение можно обозначить следующие проблемы воспитания детей: развитие личности ребенка, реализация его уникальных личностных возможностей, подготовка к жизни; воспитание базовых нравственных ценностей; профессиональная ориентация с опорой на способности и задатки; формирование гражданской идентичности и патриотизма; воспитание культуры здоровья; формирование позитивной самооценки и мотива достижения успеха; социокультурные проблемы современного образования. Решение этих проблем будет успешным, если будут реализованы модели взаимодействия учреждений науки, образования, управления образованием, соотношение инвариантных и вариативных компонентов образования, Стратегия развития воспитания, обеспечено психологическое сопровождение образования.