Экологическое образование - одна из важнейших дисциплин мировоззренческого характера. В ее компетенцию входят вопросы, раскрывающие сущность мировосприятия через различные компоненты социоприродной сферы. Принципиально важной чертой нашего времени является резкое обострение глобальных, региональных и локальных экологических кризисов.
Экологические проблемы Республики Казахстан мало чем отличаются от проблем других стран. Возникают они повсюду и, как правило, это связанно с нарастающим влиянием человека на природу. В соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития в РК на период до 2030 года, утверждёнными Президентом РК одной из стратегических задач является формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания .
Экологическое воспитание – это система регулярного педагогического воздействия, которое направлено на формирование экологической воспитанности и образованности у обучающихся, а также на развитие знаний, умений и навыков относительно деятельности в природе. Особое место в экологическом воспитании занимает начальная школа. В этот период необходимо сформировать у детей положительное отношение к природе, стремление беречь и приумножать её.
Актуальность темы: обусловлена неблагоприятной экологической ситуацией в регионе, в связи с этим – необходимостью формирования ответственного, бережного отношения к окружающей среде у подрастающего поколения.
Объект исследования: процесс экологического воспитания среди студентов обучающиеся университета .
Предмет исследования: содержание экологического воспитания молодежи университета во внеурочной деятельности.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по экологическому воспитанию обучающихся университета во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: вероятно, экологическое воспитание обучающихся будет осуществляться наиболее успешно, если разработать комплекс мероприятий по экологическому воспитанию обучающихся во внеурочной деятельности с учетом выделенных форм, методов, способов.
Задачи исследования:
-изучить и проанализировать источники по проблеме экологического воспитания молодежи университета;
-описать формы и методы экологического воспитания молодежи университета во внеурочной деятельности;
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, обобщение; эмпирические – анкетирование.
База исследования: Таразский Региональный Университет им.М.Х.Дулати, г.Тараз.
Существенное воздействие на природные процессы оказывает человек в результате своей деятельности. Наряду с беспрецедентными темпами извлечения и использования накопленных биосферой миллиардами лет природных ресурсов происходит изменение, загрязнение и уничтожение неповторимых ландшафтов, часто бездумное и необоснованное.
Зависимость человечества от окружающей его природы не оспаривалась никогда, хотя степень этой зависимости расценивалась исследователями по-разному.
Экологическое образование является важнейшим фактором устойчивого развития общества. На современном этапе экологическое образование строится на принципах единства, исторической взаимосвязи природы и общества, социальной обусловленности отношений человека и природы, стремлении к гармонизации этих отношений.
Многоаспектность взаимодействия общества и природы определяет комплексность экологического образования, его основные принципы: междисциплинарный подход к формированию экологической культуры молодежи.
Первые представления о природе закладываются в семье и детском саду. Дошкольники получают конкретные представления о растениях и животных, учатся их распознавать и классифицировать; ведут наблюдения за погодой и т. д. В средней школе экологическое воспитание обучающихся осуществляется в ходе преподавания таких учебных предметов, как окружающий мир, природоведение, биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности, география, обществознание и другие. На ступени старшей школы экологические знания обучающиеся получают в ходе более углубленного изучения таких учебных предметов, как биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности, география, обществознание и др. Важно воспитать не только образованного человека, но и личность способную к защите природы.
Недостатком современных образовательных программ является отсутствие таких основополагающих предметов как геология и экология. Несомненно, что знания человека о своей планете, своем доме являются основой формирования жизненной позиции, общего мировоззрения. [3].
В качестве концептуальной основы экологического образования в Республике Казахстан следует рассматривать концепцию устойчивого (самоподдерживающего) развития цивилизации. Устойчивое развитие предполагает сохранение на Земле биоразнообразия как главного фактора сохранения естественного круговорота вещсств в природе и соблюдения динамического равновесия в социоэкосистемах различного уровня, компонентами которого являются общество (социальные системы) и природная среда (экосистемы и геосистемы). Поэтому экологическое образование и воспитание тесно связано с общественными; производственными, семейными отношениями и затрагивает все формы сознания - научное, моральное, политическое, правовое, эстетическое.
Научной основой экологического образования является содержание экологии - науки и учебной дисциплины, ее понятийный аппарат и законы. Принципы существования и развития экосистем носят общий характер и применимы на всех этапах экологического образования.
Важнейшей теоретической основой ecтeственно-научного понимания окружающего мира является биосферно-ноосферное учение В.И.Вернадского. Оно закладывает методологический фундамент взаимоотношений "человек-природа" 13 области экологического образования его естественный следствием является комплексный междисциплинарный подход к рассмотрению всех проблем окружающей среды и интегративный характер. [5].
Наряду со специальными экологическими дисциплинами необходима реорганизация традиционных предметов, с тем, чтобы в их содержание глубоко проникли идеи целостности Земли, как сложной, взаимосвязанной системы единого дома для всего живого.
Содержание образования – это система знаний, раскрывающая картину мира, опыт осуществления известных для человека способов деятельности, в том числе опыт творческой деятельноти. Обеспечивающий развитие способностей у человека, опыт ценностного отношения к миру. В отборе содержания экологических знаний (теорий, понятий, закономернотей, научных фактов) и определении глубины раскрытия научного материала в учебном предмете большую роль играет принцип научности в тесной взаимосвязи с принципом доступности.
Актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано необходимостью повышения экологической культуры человека, постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле, необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека, сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств, низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых, недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности. [6].
Проблемы обеспечения экологической безопасности в стране в целом и в каждом регионе в отдельности могут быть решены совместными усилиями специально уполномоченных органов в области природопользования и охраны окружающей среды, правоохранительных и иных органов и должностных лиц, всего населения. Природа — наш общий дом, и от нашего поведения зависит ее состояние.
Однако эта истина понимается далеко не всеми должностными лицами и гражданами, что связано с крайне невысоким уровнем экологического мировоззрения населения, его низкой экологической культурой, являющейся неотъемлемой частью общей культуры человека. [1]. Формирование здорового экологического мировоззрения у населения должно стать приоритетной, жизненно важной задачей государства.
Экологическое мировоззрение — глубокое осознание жизненной необходимости сохранения общей для всего человечества среды жизни. Составляющая культуры экологической, которая формируется посредством наследования опыта жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей средой. Неотъемлемой частью механизма формирования экологической культуры наряду с экологическим просвещением являются: экологическое воспитание и экологическое образование, и здесь едва ли уместно говорить о том, что воспитательный процесс начинается в семье и заканчивается максимум в общеобразовательном учебном заведении, а после вступления человека в совершеннолетие, воспитывать его уже не надо. Безусловно, сегодняшнее поколение молодежи в определенных, например, информационной и ряде иных сфер, выглядит явно более «продвинутым», нежели старшее поколение.
Воспитанием людей в духе любви к природе заняты средства массовой информации, художественная литература, кино, театры, музеи, заповедники, зоопарки. Человек практически на протяжении всей своей жизни оказывается включенным в процесс непрерывного воспитания и образования. Экологическая информация сопутствует ему на работе и дома, в часы занятий и досуга. Наряду с этим, особое внимание должно уделяться пропаганде экологического законодательства, с опубликованием через средства массовой информации материалов с разъяснениями требований экологического законодательства; внедрение в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение экологических правонарушений. [3].
К сожалению, в настоящее время многие граждане по разным причинам не привлекаются к установленной законом ответственности за экологические правонарушения. Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства, когда ребенок еще только начинает осмысливать окружающий мир. Здесь важная роль принадлежит непосредственно семье и взрослым, окружающим ребенка. Говоря о взрослых, следует сказать, что они должны сами иметь здоровое экологическое мировоззрение. Решающая роль должна принадлежать средствам массовой информации. Государство должно изыскивать средства для пропаганды экологических знаний через средства массовой информации, рекламу.
Таким образом, воспитывая взрослых, общество будет способствовать воспитанию подрастающего поколения. На последующих стадиях становления экологического мировоззрения у молодых людей к воспитательному аспекту добавляется образовательный. В этом деле важная роль отводится школе. Задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы не только сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, анализу и оценке экологических ситуаций, а также поступков людей в окружающей среде, осознанию значимости своей практической помощи природе, при этом более важную роль играют виды деятельности по социализации сознания личности, а не глубокие научные знания. За редким исключением уроки экологического содержания в разных предметах не были скоординированы, и потому у учащегося не формировалась целостная система экологических представлений [2]. В соответствии с действующим законодательством, юридическая ответственность для подростков, в том числе административная и уголовная за экологические правонарушения, наступает ещё в школьном возрасте. А это значит, что помимо чисто экологических понятий о разумном сосуществовании с природой и ее отдельными компонентами дети должны быть подготовлены и к тому, что за нарушение определенных в законах запретов наступят неблагоприятные последствия[4]..
Таким образом, лишь консолидация гражданского общества с правильно сформированным экологическим мировоззрением, и государства в целом, может обеспечить надлежащую экологическую безопасность страны и предотвратить неблагоприятные экологические последствия антропогенного характера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
От уровня экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно на формирование экологической культуры сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибе Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
В связи с этим продуктивное построение всего процесса обучения и воспитания молодежи должно строиться следующим образом:
1. Передать не сумму знаний по основам экологии, а сделать эти знания основой творческого освоения мира.
2. Учебный процесс строить как поиск.
3. Развитие творческого мышления на основе развития самостоятельности обучающихся.
4.Процесс экологического обучения должен включать все элементы деятельности учащихся.
При этом необходимо построить систему экологического образования, обеспечив единство обучения и воспитания, сочетания разнообразных форм организации педагогического процесса.
В числе основных форм экологического образования – семинарские занятия. Внесение в традиционную структуру семинара заданий исследовательского характера, не только формируют знания студентов, но и способствуют развитию экологического мышления - составной части экологической культуры.
Предложения: при преподавании необходимо чаще обращаться к природным объектам, совершать экологические экскурсии, рейды. Для подведения итогов работы экологических кружков, рекомендуем устраивать региональные слёты, конференции, проводить соц.опросы (анкета).