Одной из самых важнейших профессий любого общества можно смело назвать профессию учителя. Они дают детям цель, настраивают их на успех и вдохновляют на стремление преуспевать и добиваться успеха в жизни. Сегодняшние дети - лидеры завтрашнего дня, а учителя - та отправная точка, благодаря которой ребенок готовится к взрослой жизни. Знания и образование - основа всего, чего можно достичь в жизни. Учителя образовывают современную молодежь, тем самым давая ей возможность добиться лучшего будущего. Они упрощают сложное и делают абстрактные концепции доступными для учащихся.
Важность этой профессии раскрывается во многих литературных произведениях. Так, в творчестве Петера Хаксаописываются 2 абсолютно противоположных образа учителя. А.М. Курдакова в своей статье, посвященной данному исследованию, выделяет общую обязанность каждого педагога - дать жизненные уроки воспитаннику[10]. В статье Татьяны Сухаревойвыделяется нравственный облик учителя в повести А. Лиханова «Благие намерения». «Главная героиня Надежда привлекает прежде всего силой своего характера. Это педагог по призванию. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты Нади» [14].
На сегодняшний день существует огромное количество типологий учителей. Р. Атаханов и М. Г. Бобкова выделили пять типов педагогов: с активно положительной профессиональной установкой; функциональной профессиональной установкой; с нейтрально-безразличной профессиональной установкой; ситуативной профессиональной установкой; скрытно-отрицательной профессиональной установкой[1].
Учителя с активно-положительной установкой на эмпатийное общение проявляют эмоциональный отклик на чувства учащихся. Они понимают поступки учеников, их эмоции и мысли по невербальным проявлениям - мимике, жестам, позе. Эти педагоги хорошо ориентируются в речи: улавливают речевую экспрессию, находят необходимый тон общения с разными учениками в разных ситуациях. На уроке активно используют методы поощрения, чем стимулируют активность учащихся. Принятие учителем высказанных учениками идей создает условия для сотрудничества не только с педагогом, но и с другими учащимися. Ярким примером можно считать героя повести Л. Толстого «Детство». Карл Иванович очень любит своих воспитанников, вкладывает в их воспитание душу. Иногда он бывает строгим. Его ученики привязываются к нему так, что даже не хотят уезжать без него в город, чтобы продолжать свое обучение. Учитель хорошо понимает своих учеников, их состояния. Благодаря этому ему не составляет труда создать индивидуальный образовательный маршрут учеников для реализации их личностного потенциала[16].
Педагоги с функциональной установкой на эмпатийное общение имеют следующие характеристики: недостаточно эмоциональны на переживания учащегося, потому что не всегда правильно оценивают эмоциональные состояния учеников по вербальным признакам. Они не всегда могут найти правильный тон общения с разными учащимися в разных ситуациях, используют похвалу и подбадривание редко, в зависимости от степени успешности выполнения учебных заданий и от своих индивидуальных предпочтений. Создание на уроке таким педагогом благоприятных условий для «хороших» учеников исключает всякое сотрудничество между учащимися, а спонтанная речь воспринимается как нарушение дисциплины. Отсутствие на уроке возможности учащимся свободно высказывать своё мнение компенсируется указаниями и распоряжениями педагога. Таким образом, для этих педагогов характерна избирательность взаимоотношений с учащимися.
Педагоги с нейтрально-безразличной установкой дают эмоциональный отклик на состояние учащегося, испытывая при этом противоположные переживания, так как они плохо понимают связь между поведением и его последствием, больше ориентируются на содержание вербального общения, поскольку недостаточно владеют распознаванием эмоций по невербальным признакам. Очень мало используют на уроке похвалу и подбадривание. Направленность педагога только на деловое, официальное общение провоцирует спонтанную речь учащихся.
Педагоги с ситуативной профессиональной установкой дают эмоциональный отклик на состояние учащегося, испытывая при этом нездоровое сопереживание. При этом не всегда могут предсказывать события, так как высокий уровень эмоциональности не дает им возможности правильно распознать сложные ситуации взаимодействия, понять логику их развития. Эти педагоги с присущими им колебаниями настроения характеризуются изменчивостью взаимоотношений с учащимися.
Педагоги со скрытно-отрицательной установкой не дают эмоционального отклика на состояние учащегося, плохо понимают связь между поведением и его последствием, так как недостаточно умеют расшифровать невербальные проявления эмоций. Это приводит к тому, что педагоги часто ошибаются в понимании смысла слов учащихся. Они относятся к учащимся предвзято, имеют с ними формальные отношения. Вследствие всего этого плохо адаптируются к различным ситуациям взаимодействия с учащимися (как, впрочем,и с коллегами). Похвала и подбадривание, принятие идей учащихся вообще не применяются на уроке. Образ такого педагога изображен в рассказе А.П. Чехова «Учитель словесности». Автор создает образ учителя истории Ипполита Ипполитыча, «самым нужным и самым важным считалось у него по географии черчение карт, а по истории - знание хронологии; по целым ночам сидел он и синим карандашом поправлял карты своих учеников или же составлял хронологические таблицы»[17]. Ни о каком творчестве, поиске истины, диспутах на уроках истории Ипполита Ипполитыча не было и речи. В минуты размышлений Никитин, коллега учителя истории, приходит к выводу, что он«был откровенно туп, и все товарищи и ученики знали, кто он и чего можно ждать от него…»[17].
««Слово учителя», - говорил В.А. Сухомлинский, - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитателя включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу»[15]. Педагогическое взаимодействие может быть успешным толькотогда, когда педагог учитывает психические особенности детей, выстраивает его так, чтобы оно удовлетворяло потребности в общении, вызывало интерес, давало возможность реализоваться в полной мере всякой позиции каждого субъекта.
Пример педагога с активно-положительной установкой на эмпатийное общение описан в произведении Ольги Колпаковой «Бесконечность и дальше». С первых строк прочтения рассказа автор выделяет эмоциональность и открытость учителя: «Там, наверное, томятся учителя, не прошедшие аттестацию? – пошутила Милена…» [10].Здесь учительница начальных классов вместе с учениками создает волшебный мир. Повествование идет от имени дочки учительницы Милены Зоревны: «Моя мама — не просто учительница. Вернее, она совсем не учительница. Она, понимаете ли, волшебница»[10]. И уроки у нее волшебные, увлекательные»[10]. Конечно, уроки с такой учительницей будят воображение, творческую энергию, познавательную активность.
При описании действий учителя автор использует жестовый портрет: «сложила руки и выпрямилась, как на рисунке»; «старательно держа спину»; «огорчённо посмотрела»; «спокойно ответила»; «крикнув: “Бабах!”»; «вытолкала нас в кабинет» [10]. Все они указывают на живость учителя, на интересные методы ее преподавания. Героиня прекрасно справляется с выражением своих эмоций и переживаний и с пониманием эмоций ее учеников. Подвижность мимики обусловлена профессиональной необходимостью реагирования педагога на бесконечное многообразие текущей действительности, на непредсказуемые обстоятельства, поведение окружающих людей, результаты совместной деятельности. Лев Николаевич Толстой писал в одном из своих трудов: "Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Самая высокая экспрессивность присуща учителям со средним уровнем профессионального мастерства. Учителям с высоким уровнем педагогического мастерства присуща средняя степень выраженности экспрессивности, в то время как у учителей с низким уровнем мастерства наблюдается слабая выраженность экспрессии при большом количестве лишних движений. Вероятно, учителя со средним уровнем мастерства научились проявлять экспрессию, но не научились ее контролировать. Таким образом, между уровнем мастерства и экспрессивностью имеется инвертированная криволинейная зависимость. Очевидно, что для эффективности педагогической деятельности плоха как слишком высокая, так и слишком низкая экспрессивность учителя. Р.С. Рахматуллина, например, показала, что чрезмерно выраженная эмоциональная устойчивость (невозбудимость) оказывает отрицательное влияние на психорегуляцию педагогической деятельности. Но, с другой стороны, высокая эмоциональность и экспрессивность учителя также вредят делу. У учителей начальной школы общая экспрессивность выше, чем у учителей, преподающих в средних и старших классах, что свидетельствует об их большей открытости и непосредственности в выражении своих чувств в общении с младшими школьниками.
Говоря об организации процесса стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся, Милена Зоревна использует различные методы и приемы. По источнику изложения учебного материала она применяет словесные, наглядные и практические методы обучения, а также большая роль отводится ассоциациям: «Слово «аз» значит – «я» или «человек», – объяснила Милена, показав на себя пальцем. – Например, можно сказать: Аз – Милена. Это значит, я – Милена. Ещё Аз – это начало, первый, главный. Есть такое выражение: АЗбучные истины – то есть самые первые, самые основные. Говорят, начнём с АЗов – с самого начала»[10]. Применения данного метода на уроках способствовало развитию творческой активности и самостоятельности учащихся, более глубокому запоминанию и обогащению словарного запаса. Немаловажным при применении ассоциативного метода в учебной деятельности является эмоциональность учителя — его мимика, жесты, выразительность речи.
К числу профессиональных компетенций учителя относят способность организовать детский коллектив и понимание половозрастных особенностей учащихся. В младшем школьном возрасте основной деятельностью младшего школьника является игра. Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Милена Зоревна понимает, что такие процессы как обучение и игра являются разной деятельностью: «Научу вас играть в одну игру. Называется уголки» [10]. Помимо самих учащихся в игре приняли участие учителя и администрация щколы: «Они все из учительской высыпали и играли до самого звонка. А нам, чтобы не сшибли, пришлось зайти в класс и смотреть из-за дверей»[10]. Следующими видами компетенций являются способность связывать учебный материал с жизнью и педагогически волевое влияние на учащихся. «На персидском языке слово «раз» означает «Тайна». В древние времена у древних-древних народов, индоевропейцев (это наши с вами предки), был бог РАЗЪ. Или РАЗД, – сказала Милена. – Когда народы разошлись по земле, его имя стало меняться. В Древнем Египте бога называли Ра – бог Солнца. На Руси тоже был бог Рарог. И река Ра – так называли Волгу. В Скандинавии этого бога назвали Один»[10]. При объяснении нового материала можно видеть, что учитель придерживается принципа связи с реальной жизнью: вместо «голой» теории рассказывает об истории и создает впечатление открытия чего-то нового для учащихся.
Каждый педагог знает, что системой мотивации и влияния на учащихся является оценка. Обратная связь в виде отметки дает учителю информацию о достижении поставленных целей, выступает формой поощрения, а не наказания, стимулирует учебно-познавательную деятельность, сосредотачиваясь более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают, отслеживать даже незначительные продвижения учащихся в собственном темпе. Различие отметки и оценки очевидно. Оценка – это словесная характеристика результатов действия («молодец», «умница»). Можно оценивать любое действие ученика, особенно успешное. Отметка – это фиксация результата оценивания в виде знака принятой системы – балл, который ставится только за решение продуктивной учебной задачи. И здесь Милена Зоревна отличилась оригинальностью мышления и творческим подходом: «Глаза у неё сверкнули, и я, заглянув через плечо, прочитала в очередной тетрадке: “Никитка молодец, возьми с полки огурец!”, а Тане появилось предупреждение: “Не будешь стараться, я буду кусаться!”. Мне была выставлена такая оценка: “Что ж, неплохо, Лада, за тебя я рада!”»[10].
В качестве итогов подчеркнем, что в литературе педагог представляется как субъект профессиональной деятельность и изучается многими писателями. Для его описания оперируют двумя основными понятиями «личность педагога» и «профессиональные компетенции учителя». Авторы произведений раскрывают представленные понятия через систему профессионально-значимых качеств, которые развились благодаря природным данным, либо сформировались в процессе обучения и выработались в профессиональной деятельности. Так и в повести «Бесконечность и дальше» Ольга Колпакова показывает образ учителя, который только что приступил к педагогической профессиональной деятельности. Каждый урок с Миленой Зоревной – это открытие чего-то нового, эксперименты и постоянное практическое применение знаний. Успешность ее работы определяется не только методами обучения и воспитания, а в большей степени личностью педагога, характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу. Повесть подтверждает, что личность учителя – залог успеха педагогической деятельности. Она не может быть заменена ни учебными пособиями, ни методическими разработками.