В настоящее время цифровые технологии в данной сфере занимают все более значительное место в деятельности государства, его органов и жизни граждан. В двадцать первом веке – веке, когда процесс цифровизации распространяется практически на все сферы жизнедеятельности общества, невозможно игнорировать движущую силу этих прорывных информационных технологий, а именно – государственное и муниципальное управление.
Государственная и муниципальная служба обеспечивает повышение качества жизни в стране, эффективность и результативность госуправления, а также гарантирует наиболее полное использование потенциала отдаленных от центра территорий, и, следовательно, данная сфера, как сфера наиболее тесно связанная с гражданами, не может быть не заинтересована в инновационной деятельности и внедрении цифровых технологий в свою деятельность, ведь их применение значительно повышает степень удовлетворенности населения оказываемыми им услугами, а также заметно упрощает работу самих органов и процесс решения сложных задач.
Длительный и непростой процесс информатизации государственного сектора в Российской Федерации начался еще в 90х годах прошлого века, когда информационно-коммуникационная инфраструктура (ИКТ) постепенно начала проникать в сферу госуправления.
В 2008 году, когда была утверждена концепция электронного правительства, подразумевающая его создание в два этапа, началась новая веха в развитии цифровых технологий: в 2008 году целью являлась подготовка всей необходимой нормативно-правовой базы и соответствующей документации, а в 2009-2010 годах непосредственное внедрение в практику [2]. Так же в данный период был создан сайт «gosuslugi.ru».
Согласно статистике министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Ростовская область находится в «зеленой» зоне рейтинга субъектов РФ, выполнивших перевод 100% массовых социально значимых услуг первой и второй очередей в электронный вид. Об этом было сказано на форуме «IT-Диалог 2021» в Санкт-Петербурге. Нельзя не отметить, что о итогам 3 квартала 2021 года на портале госуслуг зарегистрировано более 4 млн жителей Ростовской области (95,4 % от общего числа жителей); по итогам того же 3 квартала 2021 года оказано более 8,8 млн услуг в электронной форме.
По прошествии уже более десяти лет мы можем наблюдать наиболее активную динамику в сфере цифровизации и внедрения инновационных технологий в государственную службу. Так, например, были созданы и успешно использованные на практике такие технологии, как:
1. Большие данные (Big Data).
На основании аналитики, проводящейся с помощью нейронных сетей, появляется возможность анализировать уже принятые решения, оценивать их позитивные и негативные последствия, прогнозировать, принимать новые решения, а также просматривать подробную статистику данных.
2. Искусственный интеллект (ИИ).
В государственном управлении такая технология, как ИИ, выступает инструментом работы с большими данными, о которых шла речь в предыдущем пункте: нейронные сети и другие методы машинного обучения на основании данных, собранных за прошедший период, пытаются спрогнозировать ближайшее будущее.
3. Системы распределенного реестра (блокчейн).
Такая технология заметно упрощает управление информацией о физических лицах, организациях, активах и осуществляемой деятельности, позволяет повысить качество системы защиты государственных услуг от злоумышленников. Разумеется, происходит ускорение межведомственного взаимодействия и взаимодействия граждан с органами власти. Более простыми словами, блокчейн – это база данных, в которой информация содержится в формате цепочки[3].
4. Цифровая рабочая среда
Внедрение современных цифровых технологий в государственных учреждениях способствует уменьшению текучки и повышению удовлетворенности сотрудников, но, по оценкам аналитиков, государственный сектор пока что, к сожалению, в этом отношении отстает от других отраслей.
5. Дополненный интеллект
Вместо перехода на «искусственный интеллект» эксперты рекомендуют ориентироваться на внедрение «дополненного» — человекоцентричной модели, в рамках которой люди работают вместе с системами ИИ, обеспечивая более эффективное решение когнитивных задач [5].
6. Электронное правительство. Несмотря на то, что, как уже было ранее сказано, процесс информатизации государственных структур начинался с введения в эксплуатацию данной технологии еще в 2008 году, в настоящее время ее роль только возрастает. Теперь практически все услуги мы можем получить через Интернет, причем использовать ноутбук или компьютер вовсе не обязательно – достаточно иметь смартфон и скачать приложение, где можно не только записать на посещение в МФЦ, если это необходимо, но и сразу заказать нужный документ и оплатить услугу.
Крайне интересен с точки зрения цифровизации и внедрения инноваций в государственный сектор 2021 год, богатый на события в данной сфере. Рассмотрим некоторые, наиболее существенные изменения в информационной системе отрасли.
В первую очередь стоит отметить такое новшество, как создание электронных паспортов. По данным МВД России, реализация данного проекта должна начаться с декабря этого года в формате пилотского проекта, а с 1 июля 2023 года по всей стране уже как полноценный проект[4]. Электронный паспорт будет существовать в виде id-карты со встроенным в нее чипом. Крайне удобным является то, что после внедрения данного новшества, больше не придется носить с собой некоторые другие документы, такие как СНИЛС, водительское удостоверение и ИНН, так как их данные будут храниться на карте. Помимо этого, электронный паспорт будет содержать в себе электронную подпись и некоторые биометрические данные, такие как отпечатки пальцев, рисунок радужной оболочки глаза и другие, что заметно упростит работу правоохранительных органов в расследовании преступлений.
Следующим пунктом является внедрение в практику электронных трудовых книжек. Данная технология - не новшество, а инновация, так как уже активно используется на практике с января 2021 года. Гражданам, которые впервые устраиваются на работу, теперь выдают только электронные трудовые книги, потому что большая часть ведомств и контролирующих органов запрашивают документы именно в электронном формате.
Тем не менее, как бы ни была хороша данная инновация и удобна для нанимателя и работника, есть некоторые проблемы, которые пока что не представляется возможным решить эффективно: люди, которые устраивались на работу ранее 2021 года, все еще имеют только бумажный экземпляр, да и работодатели даже сейчас предпочитают выдавать сотрудникам оба варианта, что создает путаницу в системе.
Также в апреле 2021 года состоялось внедрение еще одной инновации: исключительно бумажный документооборот в сфере государственных закупок. Ранее можно было выбрать удобную форму обмена документами, теперь же использование технологий прописано в законе. Ожидается, что ЭДО позволит ускорить передачу договоров и актов, упростить заполнение форм за счет частичной автоматизации этого процесса, отслеживать изменение статуса документов онлайн. Помимо этого, с июля 2021 года вносятся поправки в НК РФ, касающиеся внедрения того же обязательного электронного документооборота в сферу налогов[1].
Необходимо отметить создание служб криптографии электронных торгов. В данном контексте стоит говорить о настройке КриптоПро для госзакупок. Для авторизации на государственных порталах и подписи электронных документов пользователю необходим криптопровайдер. Компонент «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in» предназначен для создания и проверки электронной подписи документов и информации с использованием СКЗИ «КриптоПро CSP» при работе пользователей Единой информационной системы в сфере закупок. Компонент формирования подписи позволяет реализовать работу с ЭП (подпись данных, подпись кода, проверка ЭП, обработка данных в целях конфиденциальности, шифрование и расшифровка данных) при работе пользователей ЕИС.
Еще одним интересным нововведением является специализированное приложение, с помощью которого стало возможным для граждан фиксировать нарушения ПДД. Инициатива создания такого приложения, позволяющего загрузить фото или видео самого нарушения и отправить его прямиком в ведомство, появилась еще в 2018 году, и в настоящее время активно используется гражданами для установления порядка и инспекторами ГИБДД для формирования доказательной базы по нарушению, так как необходимость опроса свидетелей или просмотра камер видеонаблюдения исчезает.
Таким образом, в заключение можно сделать вывод, что государственная служба – это то направление, в котором активно развиваются информационные технологии и где инновации внедряются в первую очередь. Как и в любой другой сфере, существуют своего рода проблемы, которые требует если не срочного решения, то пристального внимания со стороны органов власти. Тем не менее, несмотря на их наличие, в выводе хотелось бы отметить, что уровень развития технологий в системе государственного и муниципального управления довольно высокий и приемлемый для дальнейшего развития.