Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

DIGITALIZATION OF CIVIL SERVICE

1 1 1
1
This article examines innovations and digital technologies that have recently been introduced and continue to be introduced into the civil service, and noted their overall role in the public administration system. In addition, the article provides a brief summary of the history of the emergence of the first digital technologies in the civil service and describes technologies that are more modern.
information technology
innovation
state and municipal management
informatization
digitalization
novation

В настоящее время цифровые технологии в данной сфере занимают все более значительное место в деятельности государства, его органов и жизни граждан. В двадцать первом веке – веке, когда процесс цифровизации распространяется практически на все сферы жизнедеятельности общества, невозможно игнорировать движущую силу этих прорывных информационных технологий, а именно – государственное и муниципальное управление.

Государственная и муниципальная служба обеспечивает повышение качества жизни в стране, эффективность и результативность госуправления, а также гарантирует наиболее полное использование потенциала отдаленных от центра территорий, и, следовательно, данная сфера, как сфера наиболее тесно связанная с гражданами, не может быть не заинтересована в инновационной деятельности и внедрении цифровых технологий в свою деятельность, ведь их применение значительно повышает степень удовлетворенности населения оказываемыми им услугами, а также заметно упрощает работу самих органов и процесс решения сложных задач.

Длительный и непростой процесс информатизации государственного сектора в Российской Федерации начался еще в 90х годах прошлого века, когда информационно-коммуникационная инфраструктура (ИКТ) постепенно начала проникать в сферу госуправления.

В 2008 году, когда была утверждена концепция электронного правительства, подразумевающая его создание в два этапа, началась новая веха в развитии цифровых технологий: в 2008 году целью являлась подготовка всей необходимой нормативно-правовой базы и соответствующей документации, а в 2009-2010 годах непосредственное внедрение в практику [2]. Так же в данный период был создан сайт «gosuslugi.ru».

Согласно статистике министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Ростовская область находится в «зеленой» зоне рейтинга субъектов РФ, выполнивших перевод 100% массовых социально значимых услуг первой и второй очередей в электронный вид. Об этом было сказано на форуме «IT-Диалог 2021» в Санкт-Петербурге. Нельзя не отметить, что о итогам 3 квартала 2021 года на портале госуслуг зарегистрировано более 4 млн жителей Ростовской области (95,4 % от общего числа жителей); по итогам того же 3 квартала 2021 года оказано более 8,8 млн услуг в электронной форме.

По прошествии уже более десяти лет мы можем наблюдать наиболее активную динамику в сфере цифровизации и внедрения инновационных технологий в государственную службу. Так, например, были созданы и успешно использованные на практике такие технологии, как:

1. Большие данные (Big Data).

На основании аналитики, проводящейся с помощью нейронных сетей, появляется возможность анализировать уже принятые решения, оценивать их позитивные и негативные последствия, прогнозировать, принимать новые решения, а также просматривать подробную статистику данных.

2. Искусственный интеллект (ИИ).

В государственном управлении такая технология, как ИИ, выступает инструментом работы с большими данными, о которых шла речь в предыдущем пункте: нейронные сети и другие методы машинного обучения на основании данных, собранных за прошедший период, пытаются спрогнозировать ближайшее будущее.

3. Системы распределенного реестра (блокчейн).

Такая технология заметно упрощает управление информацией о физических лицах, организациях, активах и осуществляемой деятельности, позволяет повысить качество системы защиты государственных услуг от злоумышленников. Разумеется, происходит ускорение межведомственного взаимодействия и взаимодействия граждан с органами власти. Более простыми словами, блокчейн – это база данных, в которой информация содержится в формате цепочки[3].

4. Цифровая рабочая среда

Внедрение современных цифровых технологий в государственных учреждениях способствует уменьшению текучки и повышению удовлетворенности сотрудников, но, по оценкам аналитиков, государственный сектор пока что, к сожалению, в этом отношении отстает от других отраслей.

5. Дополненный интеллект

Вместо перехода на «искусственный интеллект» эксперты рекомендуют ориентироваться на внедрение «дополненного» — человекоцентричной модели, в рамках которой люди работают вместе с системами ИИ, обеспечивая более эффективное решение когнитивных задач [5].

6. Электронное правительство. Несмотря на то, что, как уже было ранее сказано, процесс информатизации государственных структур начинался с введения в эксплуатацию данной технологии еще в 2008 году, в настоящее время ее роль только возрастает. Теперь практически все услуги мы можем получить через Интернет, причем использовать ноутбук или компьютер вовсе не обязательно – достаточно иметь смартфон и скачать приложение, где можно не только записать на посещение в МФЦ, если это необходимо, но и сразу заказать нужный документ и оплатить услугу.

Крайне интересен с точки зрения цифровизации и внедрения инноваций в государственный сектор 2021 год, богатый на события в данной сфере. Рассмотрим некоторые, наиболее существенные изменения в информационной системе отрасли.

В первую очередь стоит отметить такое новшество, как создание электронных паспортов. По данным МВД России, реализация данного проекта должна начаться с декабря этого года в формате пилотского проекта, а с 1 июля 2023 года по всей стране уже как полноценный проект[4]. Электронный паспорт будет существовать в виде id-карты со встроенным в нее чипом. Крайне удобным является то, что после внедрения данного новшества, больше не придется носить с собой некоторые другие документы, такие как СНИЛС, водительское удостоверение и ИНН, так как их данные будут храниться на карте. Помимо этого, электронный паспорт будет содержать в себе электронную подпись и некоторые биометрические данные, такие как отпечатки пальцев, рисунок радужной оболочки глаза и другие, что заметно упростит работу правоохранительных органов в расследовании преступлений.

Следующим пунктом является внедрение в практику электронных трудовых книжек. Данная технология - не новшество, а инновация, так как уже активно используется на практике с января 2021 года. Гражданам, которые впервые устраиваются на работу, теперь выдают только электронные трудовые книги, потому что большая часть ведомств и контролирующих органов запрашивают документы именно в электронном формате.

Тем не менее, как бы ни была хороша данная инновация и удобна для нанимателя и работника, есть некоторые проблемы, которые пока что не представляется возможным решить эффективно: люди, которые устраивались на работу ранее 2021 года, все еще имеют только бумажный экземпляр, да и работодатели даже сейчас предпочитают выдавать сотрудникам оба варианта, что создает путаницу в системе.

Также в апреле 2021 года состоялось внедрение еще одной инновации: исключительно бумажный документооборот в сфере государственных закупок. Ранее можно было выбрать удобную форму обмена документами, теперь же использование технологий прописано в законе. Ожидается, что ЭДО позволит ускорить передачу договоров и актов, упростить заполнение форм за счет частичной автоматизации этого процесса, отслеживать изменение статуса документов онлайн. Помимо этого, с июля 2021 года вносятся поправки в НК РФ, касающиеся внедрения того же обязательного электронного документооборота в сферу налогов[1].

Необходимо отметить создание служб криптографии электронных торгов. В данном контексте стоит говорить о настройке КриптоПро для госзакупок. Для авторизации на государственных порталах и подписи электронных документов пользователю необходим криптопровайдер. Компонент «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in» предназначен для создания и проверки электронной подписи документов и информации с использованием СКЗИ «КриптоПро CSP» при работе пользователей Единой информационной системы в сфере закупок. Компонент формирования подписи позволяет реализовать работу с ЭП (подпись данных, подпись кода, проверка ЭП, обработка данных в целях конфиденциальности, шифрование и расшифровка данных) при работе пользователей ЕИС.

Еще одним интересным нововведением является специализированное приложение, с помощью которого стало возможным для граждан фиксировать нарушения ПДД. Инициатива создания такого приложения, позволяющего загрузить фото или видео самого нарушения и отправить его прямиком в ведомство, появилась еще в 2018 году, и в настоящее время активно используется гражданами для установления порядка и инспекторами ГИБДД для формирования доказательной базы по нарушению, так как необходимость опроса свидетелей или просмотра камер видеонаблюдения исчезает.

Таким образом, в заключение можно сделать вывод, что государственная служба – это то направление, в котором активно развиваются информационные технологии и где инновации внедряются в первую очередь. Как и в любой другой сфере, существуют своего рода проблемы, которые требует если не срочного решения, то пристального внимания со стороны органов власти. Тем не менее, несмотря на их наличие, в выводе хотелось бы отметить, что уровень развития технологий в системе государственного и муниципального управления довольно высокий и приемлемый для дальнейшего развития.