Мотивация – это духовное состояние человека, которое направляет и побуждает его к действиям по осуществлению поставленных им задач. Она определяет его дальнейший выбор цели и направляет действия на неё, регулирует и осуществляет контроль в выполнении определённых действий, помогает не сойти с поставленного пути, а также является путеводителем в юношеском возрасте.
Важную роль в человеческой жизни играет внешняя и внутренняя мотивация. Внешняя мотивация говорит нам о том, что человек занимается каким-либо родом деятельности, чтобы получить денежное довольствие, благодарность или признание в обществе. Примером внешней мотивации человека на работе является его заработная плата при том, что сама по себе деятельность не возбуждает у него интереса и не приносит как такого ярого удовольствия. Внутренняя мотивация не связан с внешней, и человек выбирает работу, хобби или ещё что-то исходя из своего желания, интереса и удовольствия. Например, создаёт самодельные свечи не для того, чтобы выиграть гранд, а, чтобы получить удовлетворение своих внутренних потребностей. Эти две мотивации в жизни в человеческой жизни вплотную связаны между собой.
Мотивация на ряду с видами имеет ряд значимых функций. Рассмотрим некоторые из них:
1. побуждающая – даёт стимул к выполнению поставленной цели;
2. организующая – осуществляет организацию действий вокруг цели;
3. смыслообразующая – придаёт человеку глубокий смысл цели, показывает, насколько она важна.
За рубежом дают определение юности, как периода взросления, который включает в себя подростковый и ранний юношеский возраст (примерно от 12 до 18 лет). Изучая эту тематику, проводилось много исследований в области мотивации в рамках различных научных школ, и интерес к ним только повышался. Насчёт этой темы был выдвинут ряд теорий разных авторов.
Г. Олпорт, американский психолог, выдвинул идею личностного подхода к мотивации. Он говорил о том, что самореализация личности на протяжении жизни – источник поведения человека. А. Маслоу, американский психолог, выдвинул теорию мотивации, в которой говорил о том, что мотивы человека определяются его потребностями. Они имеют несколько уровней: от физиологического к самовыражению. Поэтому поведение человека напрямую зависит от его потребностей.
Исследования зарубежных авторов показали влияние окружающей среды на постановку целей у ребят. Важную роль в этом играет учитель в школе, так как он направляет на нужный путь и помогает во многом. В последние годы в рамках направления теории ожиданий и ценностей рассматривался вопрос о том, насколько сильно повышает мотивацию к обучению у учеников понимание ими применимости получаемых на уроках знаний в их жизни, то есть на практике. В юношестве дети уже начинают взрослеть, проявлять самостоятельность и осознавать многие аспекты жизни.
Развитие мотивации достижения успехов в юности следует рассматривать как изменение ее внутренних элементов, которое, может проявляться в том, интерес к одному роду занятий выше, чем к другому. В юношеском возрасте происходит изменение внутренних потребностей в достижении успеха.
Юношество – это определённый этап в жизни ребёнка, длящийся от 15-18 (ранняя юность) и от 18-23 (поздняя). Именно в этот период человек определяет свой дальнейший путь в жизни и ставит определённые цели и задачи на будущее.
Мотивация в юношеском возрасте обусловлена направленностью старшеклассников на своё будущее. Это выражается в поиске своего жизненного пути и профессии, что становится мотивационным ядром этого периода, который определяет дальнейшую деятельность и отношения с социумом [3].
Школьники старших классов познают мир вокруг него и создают о нем свою точку зрения, так как у них существует потребность в формировании своего мировоззрение, взглядов на жизнь или конкретные жизненные ситуации, а также пытаются самостоятельно начать решать свои проблемы. Поэтому принятые решения и сформированные в процессе мотивы приобретаю все большую социальную позицию. В этом возрасте на выбор профессии могут в какой-то степени оказать влияние как семья, так и общество, в котором находится ребёнок. Но при этом старшеклассники часто по своей воле делают выбор, опираясь на анализ будущей деятельности, а также на опыт старших и предварительную подготовку.
Ведущим мотивом деятельности учащихся средних классов является самоутверждение. Одной из особенностей мотивации поведения школьников является наличие у них «установок», т.е. суждений, которые в основном не совпадают со взрослыми. К таким установкам относится, например, осуждение тех, кто не даёт списывать на контрольной, а с другой стороны – презрительное отношение к тем учащимся, которые не своим трудом пытаются заработать отличную оценку.
Одним из главных мотивов учения старшеклассников является подготовка к поступлению в высшее учебное учреждение. Поэтому многие выпускники имеют чёткий сформированный план действий. Поэтому главной целью для них является приобретение знаний, которые помогут в дальнейшем поступлении. Мотивация заключается в том, чтобы достойно сдать экзамены по окончании школы, поступить и выйти с высшего учебного учреждения специалистом в той области, которую ребёнок выбрал. Чтобы в будущем устроиться на достойную работу и жить той жизнью, которую он себе представлял когда-то в детстве.
И.П. Ильин в своей книге говорил«Важно, что в мотивах подростков содержится аргументация и предвидение последствий принятого решения, что свидетельствует о значительно более полном осознании процесса мотивации и структуры мотива, а также о большом участии в формировании мотива Лока «внутреннего фильтра». Это снижает импульсивность действий и поступков подростков, особенно старших» [2].
Как старшеклассник умеет самоанализировать свои учебные способности, в значительной степени влияет на мотивацию учения. Следовательно, от этого начинают проявляться познавательные интересы и положительная динамика мотивации.
Л.И. Божович рассуждал о том, что «Мотивы учения у старших школьников существенно отличаются от таковых у подростков в связи с намечаемой профессиональной деятельностью. Если подростки выбирают профессию, соответствующую любимому предмету, то старшеклассники особенно начинают интересоваться теми предметами, которые им пригодятся для подготовки к выбранной профессии. Если первые смотрят в будущее с позиций настоящего, то вторые смотрят на настоящее с позиций будущего» [1].
В современном мире общество воспитывает у сотрудников органов внутренних дел необходимые ему на пути развития потребности, установки, приоритеты, взгляды, ценностные ориентиры. Это влияет на изменение структуры и содержания мотивационной сферы у человека.
Мотивация в ОВД имеет важную цель – стимулирование сотрудников выполнять лучше и результативнее свои обязанности по службе. Эффективный сотрудник прежде всего характеризуется высокой мотивацией. На неё влияют как внешние, так и внутренние факторы, а также моральные и социальные ценности.
Ведущие признаки профессиональной мотивации – это умение планировать и организовывать свою деятельность; умение преодолевать трудности, возникающие на профессиональном пути; энергичность; способность контролировать самого себя на всех этапах своей деятельности; проявление изобретательного отношения к выполняемой сотрудником работе.
Главные мотивы деятельности ориентированы на будущее сотрудника, то есть дальнейшее самообучение, самосовершенствование во всех сферах. На повышение уровня мотивации оказывают влияние такие факторы: довольство своей работой, осознание профессионального роста в лучшую сторону, изучение новых, наиболее эффективных способов выполнения своих профессиональных обязанностей, гордость за собственные заслуги и достижения других в службе.
Мотивация у курсантов ведомственных вузов имеет особенности в своём содержании и модифицируются на многих этапах развития. Отрицательная сторона мотивации учения выражается в увольнении из числа курантов, отставании по учёбе, нарушениях дисциплины, конфликтах между учащимися. Лейтенанты после выпуска из университета не совсем компетентны в выполнении своих профессиональных обязанностей в отделах ОВД.
По А.Б. Маркову есть ряд компонентов, которые составляют мотивацию: достойная пенсия после выслуги лет, личностный рост, интересный и нестандартный род деятельности, особое положение в обществе, возможность иметь связи в разных сферах жизни, самореализация.
Рассматривая исследования Б.Ф. Квашой и Г.А. Витольник, можно сделать вывод о том, что сотрудники разделились на группы по схожим мотивам в профессиональной деятельности: стремление защищать граждан своей страны и предотвращать преступность; влияние вышестоящей группы лиц; возможность преодолеть свои слабые и худшие качества; пользование своим служебным положением. Что у одним, что у других осуществляется потребность в своей личности, то есть быстрее получить желаемое.
Проанализировав источники информации, можно сделать вывод о том, что мотивация – это внутреннее состояние человека, которое побуждает его к действиям по осуществлению намеченной цели. В юношеском возрасте важна мотивация, так как она является главным фактором поведения ребёнка и обуславливает его выбор в той или иной сфере деятельности.