Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PECULIARITIES OF MOTIVATION IN ADOLESCENCE AS AN EDUCATIONAL PROCESS PHENOMENON

1 1
1
The relevance of this article is justified by the fact that motivation is a leading factor of human behaviour in adolescence. It reveals his/her orderliness, purposefulness, activity, as well as ability to satisfy his/her spiritual, social and material needs. Motivation is important because it is the age when children strive for independence, autonomy and self-assertion. This is when the sense of maturity emerges, and the child does not see any difference at all between himself and, for example, his parents, it seems to him that he is the same.
motivation
adolescence
motivation
growing up
peculiarities
learning activity
high school students

Мотивация – это духовное состояние человека, которое направляет и побуждает его к действиям по осуществлению поставленных им задач. Она определяет его дальнейший выбор цели и направляет действия на неё, регулирует и осуществляет контроль в выполнении определённых действий, помогает не сойти с поставленного пути, а также является путеводителем в юношеском возрасте.

Важную роль в человеческой жизни играет внешняя и внутренняя мотивация. Внешняя мотивация говорит нам о том, что человек занимается каким-либо родом деятельности, чтобы получить денежное довольствие, благодарность или признание в обществе. Примером внешней мотивации человека на работе является его заработная плата при том, что сама по себе деятельность не возбуждает у него интереса и не приносит как такого ярого удовольствия. Внутренняя мотивация не связан с внешней, и человек выбирает работу, хобби или ещё что-то исходя из своего желания, интереса и удовольствия. Например, создаёт самодельные свечи не для того, чтобы выиграть гранд, а, чтобы получить удовлетворение своих внутренних потребностей. Эти две мотивации в жизни в человеческой жизни вплотную связаны между собой.

Мотивация на ряду с видами имеет ряд значимых функций. Рассмотрим некоторые из них:

1. побуждающая – даёт стимул к выполнению поставленной цели;

2. организующая – осуществляет организацию действий вокруг цели;

3. смыслообразующая – придаёт человеку глубокий смысл цели, показывает, насколько она важна.

За рубежом дают определение юности, как периода взросления, который включает в себя подростковый и ранний юношеский возраст (примерно от 12 до 18 лет). Изучая эту тематику, проводилось много исследований в области мотивации в рамках различных научных школ, и интерес к ним только повышался. Насчёт этой темы был выдвинут ряд теорий разных авторов.

Г. Олпорт, американский психолог, выдвинул идею личностного подхода к мотивации. Он говорил о том, что самореализация личности на протяжении жизни – источник поведения человека. А. Маслоу, американский психолог, выдвинул теорию мотивации, в которой говорил о том, что мотивы человека определяются его потребностями. Они имеют несколько уровней: от физиологического к самовыражению. Поэтому поведение человека напрямую зависит от его потребностей.

Исследования зарубежных авторов показали влияние окружающей среды на постановку целей у ребят. Важную роль в этом играет учитель в школе, так как он направляет на нужный путь и помогает во многом. В последние годы в рамках направления теории ожиданий и ценностей рассматривался вопрос о том, насколько сильно повышает мотивацию к обучению у учеников понимание ими применимости получаемых на уроках знаний в их жизни, то есть на практике. В юношестве дети уже начинают взрослеть, проявлять самостоятельность и осознавать многие аспекты жизни.

Развитие мотивации достижения успехов в юности следует рассматривать как изменение ее внутренних элементов, которое, может проявляться в том, интерес к одному роду занятий выше, чем к другому. В юношеском возрасте происходит изменение внутренних потребностей в достижении успеха.

Юношество – это определённый этап в жизни ребёнка, длящийся от 15-18 (ранняя юность) и от 18-23 (поздняя). Именно в этот период человек определяет свой дальнейший путь в жизни и ставит определённые цели и задачи на будущее.

Мотивация в юношеском возрасте обусловлена направленностью старшеклассников на своё будущее. Это выражается в поиске своего жизненного пути и профессии, что становится мотивационным ядром этого периода, который определяет дальнейшую деятельность и отношения с социумом [3].

Школьники старших классов познают мир вокруг него и создают о нем свою точку зрения, так как у них существует потребность в формировании своего мировоззрение, взглядов на жизнь или конкретные жизненные ситуации, а также пытаются самостоятельно начать решать свои проблемы. Поэтому принятые решения и сформированные в процессе мотивы приобретаю все большую социальную позицию. В этом возрасте на выбор профессии могут в какой-то степени оказать влияние как семья, так и общество, в котором находится ребёнок. Но при этом старшеклассники часто по своей воле делают выбор, опираясь на анализ будущей деятельности, а также на опыт старших и предварительную подготовку.

Ведущим мотивом деятельности учащихся средних классов является самоутверждение. Одной из особенностей мотивации поведения школьников является наличие у них «установок», т.е. суждений, которые в основном не совпадают со взрослыми. К таким установкам относится, например, осуждение тех, кто не даёт списывать на контрольной, а с другой стороны – презрительное отношение к тем учащимся, которые не своим трудом пытаются заработать отличную оценку.

Одним из главных мотивов учения старшеклассников является подготовка к поступлению в высшее учебное учреждение. Поэтому многие выпускники имеют чёткий сформированный план действий. Поэтому главной целью для них является приобретение знаний, которые помогут в дальнейшем поступлении. Мотивация заключается в том, чтобы достойно сдать экзамены по окончании школы, поступить и выйти с высшего учебного учреждения специалистом в той области, которую ребёнок выбрал. Чтобы в будущем устроиться на достойную работу и жить той жизнью, которую он себе представлял когда-то в детстве.

И.П. Ильин в своей книге говорил«Важно, что в мотивах подростков содержится аргументация и предвидение последствий принятого решения, что свидетельствует о значительно более полном осознании процесса мотивации и структуры мотива, а также о большом участии в формировании мотива Лока «внутреннего фильтра». Это снижает импульсивность действий и поступков подростков, особенно старших» [2].

Как старшеклассник умеет самоанализировать свои учебные способности, в значительной степени влияет на мотивацию учения. Следовательно, от этого начинают проявляться познавательные интересы и положительная динамика мотивации.

Л.И. Божович рассуждал о том, что «Мотивы учения у старших школьников существенно отличаются от таковых у подростков в связи с намечаемой профессиональной деятельностью. Если подростки выбирают профессию, соответствующую любимому предмету, то старшеклассники особенно начинают интересоваться теми предметами, которые им пригодятся для подготовки к выбранной профессии. Если первые смотрят в будущее с позиций настоящего, то вторые смотрят на настоящее с позиций будущего» [1].

В современном мире общество воспитывает у сотрудников органов внутренних дел необходимые ему на пути развития потребности, установки, приоритеты, взгляды, ценностные ориентиры. Это влияет на изменение структуры и содержания мотивационной сферы у человека.

Мотивация в ОВД имеет важную цель – стимулирование сотрудников выполнять лучше и результативнее свои обязанности по службе. Эффективный сотрудник прежде всего характеризуется высокой мотивацией. На неё влияют как внешние, так и внутренние факторы, а также моральные и социальные ценности.

Ведущие признаки профессиональной мотивации – это умение планировать и организовывать свою деятельность; умение преодолевать трудности, возникающие на профессиональном пути; энергичность; способность контролировать самого себя на всех этапах своей деятельности; проявление изобретательного отношения к выполняемой сотрудником работе.

Главные мотивы деятельности ориентированы на будущее сотрудника, то есть дальнейшее самообучение, самосовершенствование во всех сферах. На повышение уровня мотивации оказывают влияние такие факторы: довольство своей работой, осознание профессионального роста в лучшую сторону, изучение новых, наиболее эффективных способов выполнения своих профессиональных обязанностей, гордость за собственные заслуги и достижения других в службе.

Мотивация у курсантов ведомственных вузов имеет особенности в своём содержании и модифицируются на многих этапах развития. Отрицательная сторона мотивации учения выражается в увольнении из числа курантов, отставании по учёбе, нарушениях дисциплины, конфликтах между учащимися. Лейтенанты после выпуска из университета не совсем компетентны в выполнении своих профессиональных обязанностей в отделах ОВД.

По А.Б. Маркову есть ряд компонентов, которые составляют мотивацию: достойная пенсия после выслуги лет, личностный рост, интересный и нестандартный род деятельности, особое положение в обществе, возможность иметь связи в разных сферах жизни, самореализация.

Рассматривая исследования Б.Ф. Квашой и Г.А. Витольник, можно сделать вывод о том, что сотрудники разделились на группы по схожим мотивам в профессиональной деятельности: стремление защищать граждан своей страны и предотвращать преступность; влияние вышестоящей группы лиц; возможность преодолеть свои слабые и худшие качества; пользование своим служебным положением. Что у одним, что у других осуществляется потребность в своей личности, то есть быстрее получить желаемое.

Проанализировав источники информации, можно сделать вывод о том, что мотивация – это внутреннее состояние человека, которое побуждает его к действиям по осуществлению намеченной цели. В юношеском возрасте важна мотивация, так как она является главным фактором поведения ребёнка и обуславливает его выбор в той или иной сфере деятельности.