Питание, как феномен, прочно входит в научный социологический дискурс в конце XX – начале XXI вв. Действительно, именно в этот временной период, общественное пространство западного пищевого изобилия, осуществило концентрацию научных усилий в области исследования факторов социального влияния на феномен. Одним из главных изменений, в данной области, становится переход с макро проблем человека на поведения людей в повседневной жизни [4]. Рассмотрение влияния поведенческих практик на пищевой характер человека, представляет собой гуманистический разворот традиционных социологических исследований к современным проблемам потребления пищи. Подобное переосмысление происходит под влиянием процессов социальной и экономической модернизации обществ и имеет прямую зависимость от развития глобальных продовольственных рынков [1]. Особого внимания, в рамках социологии питания, занимает применение, в качестве инструмента исследования, методов структурно-функционального анализа, а также форм микросистемной методологии [7]. Наиболее значимыми работами, в области социологии, антропологии и истории питания, являются исследования Т. Парсонса, Ф.Броделя, Дж. Гуди, П. Фридмана, К.Ф. Кипла, К. Кауфмана, А. Уорда, О. Кони Орнеласа, С. Менелла [2].
Новые социальные нормы и предпочтения не только регулируют пищевое поведение человека, но и выводят диетический принцип в доминирующее положение. Так тема еды, в последние годы, является частой темой массовой полемики, и занимает достаточно много места в социальном интернет – пространстве. Телевизионные передачи, освещающие тему еды, многочисленные кулинарные шоу, не только влияют на сознание человека, но и способны формировать новые предпочтения и правила пищевого поведения [3]. Одним из инструментов, способных осуществлять подобное влияние, является онлайн-платформа «инстаграм». Представляя собой программно-аппаратный комплекс, «инстаграм», является удобной площадкой не только для социального взаимодействия, но и для организованного развития коммерческого потенциала. Фактически, интернет-платформа, создаёт условия для оперативного и массового распространения информации. Анализ содержания такого рода информации, позволяет получать важнейшие сведения, используемые, в дальнейшем, в том числе, и для решения недостаточно структурированных проблем (например, выбора пищевых предпочтений определенной аудитории). Одним из основных способов, осуществления подобного поиска, является контент-анализ. В рамках отечественной научной традиции, контент-анализ, определяется, как «исследование текстовых массивов, с целью последующей числовой интерпретации обнаруженных закономерностей». Другими словами, процесс осуществления контент-анализа, есть перевод вербальных форм информации в объективную (невербальную) форму. Применение контент-анализа в области исследования социальных сетей, выявляет не только основные социальные установки и ориентации создателя текста, но и определяет степень их восприятия в различных социальных группах. Практика применения подобного метода социологического исследования, позволяет осуществить его разделение на две формы, количественную и качественную. По существу количественная форма, отвечая на вопрос: «сколько», способствует определению структур текста количественно. Качественная форма, отвечая на вопросы: «Как?, почему?, зачем?, в связи, с чем?» помогает определить типы текстовых моделей [6]. Применение данного способа исследования социальных сетей носит название SMM (Social Media Marketing, или Маркетинг социальных медиа) [5].
В качестве примера подобного SMM исследования, в рамках данной статьи, приведём контент-анализ пользователей социального сообщества «инстаграм», социальной сети: «jetpizza_magadan» за последние три месяца. В качестве инструмента SMM анализа будет применен бесплатный интернет-сервис «Feedspy». Интернет ресурс «jetpizza_magadan», по существу, представляет рекламную площадку действующей пиццерии, находящейся в г. Магадан. Представленный контент, в основном, носит рекламный характер и призван увеличить количество покупателей. Количественно, контент-анализ, позволил выявить следующие сведения. Всего в сети зарегистрировано 3107 подписчиков. Из них женская аудитория составила 72% (всего 2237 чел.). Мужчины 28 % (всего 870 чел.). Гендерные различия, позволяют создателю рекламного текста, произвести выбор, в качестве предпочтений, применительно, в основном к женской аудитории. Углубленный качественный анализ, с учетом, работающей аудитории, позволяет выбрать лучшее время для подачи рекламного текста.
Рис.1 Фрагмент SMM анализа социальной сети: «jetpizza_magadan» с помощью онлайн инструмента Feedspy
Показатель итоговый вовлеченности (ERday) подписчиков, к опубликованным постам за день составил: 1,7531% и призван оценить количество целевых действий подписчиков (лайков, репостов, комментариев, кликов) в пересчете на один пост в новостной ленте (временной отрезок). Всего «лайков»: 2470. Опубликовано комментариев: 2541. Индекс вовлеченности (ERview) к конкретной публикации составил: 0,0000%. Отсутствие цифровых сведений не только свидетельствует о крайне низком интересе пользователей сети к рекламному тексту, но также, способно мотивировать создателя текста пересмотреть подходы к его созданию. Показатель вовлеченности на одну публикацию (ERpost) составил 1,8974% и отражает сведения о количестве активных подписчиков на каждую опубликованную новость. Применение фильтров инструмента «Feedspy» пользователем, обнаружит вирусные посты, размещенные на первых позициях, поскольку показатель (ERpost) имеет прямую зависимость от количества пользователей и алгоритмов самой сети. Показатель общего количества «лайков» (Summary Total Count), уверенно определяет лидеров рекламной новости. Как видно из анализа, преимущественное большинство позитивных откликов, приходится на рекламные новости о скидках и розыгрышах. Другими словами, размещение в сети информации о скидках формирует у пользователей заметный интерес, усиливая, таким образом, вероятность совершения покупки.
В качестве заключения, хочется отметить, что контент-анализ, как инструмент объективного анализа, позволяет не только выявить важные параметры текстовых источников информации, но и определить характеристики всего процесса коммуникации. Создание объективной картины предпочтений и интересов пользователей, на основе проведенного контент-анализа социальной сети «jetpizza_magadan», позволяет определить направления действий, направленных на реализацию основных задач в области маркетинга, коммуникации, бизнеса, а также конкретизировать медиа цели.