Страхование является основным направлением деятельности страховых организаций. Страховой бизнес создается с целью получения доходов и прибыли. Без формирования доходов и прибыли страховая организация не сможет выполнять свои обязательства перед страхователями. Кроме страховой деятельности, страховые организации могут осуществлять также инвестиционную деятельность, а также прочую финансово-хозяйственную деятельность, которая не запрещена российским законодательством. [1]
Целью исследования является обзор современного состояния рынка страховых услуг города Оренбург и составление рейтингов страховых компаний.
Рассмотрим, какие виды страховых услуг предлагают наиболее крупные страховые компании на рынке города Оренбург (таблица 1).
Таблица 1 – Сравнение страховых компаний по видам предоставляемых страховых услуг
|
Ресо-Гаран-тия [2] |
АльфаСтра-хова-ние [3] |
Согаз |
Рос-гос-страх |
ВСК |
МАКС |
Энер-гога-рант |
Тинь-кофф |
Инго-сстрах [4] |
Физические лица |
|||||||||
Авто (Каско и Осаго) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Имущество (квартиры, дома, ипотека) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Медицина |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
Жизнь и здоровье |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Путешест-вия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Инвести-ции |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
Коронави-рус |
- |
+ (отдельный полис) |
- |
- |
+ (включен в жизнь и здоровье) |
+ (отдельный полис) |
- |
- |
+ (отдельный полис) |
Юридические лица |
|||||||||
Авто |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Имущество |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Медицина |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Опасные объекты |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
Ответст-венность |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Грузопере-возки |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Коронави-рус |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Сельское хозяйство |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
Исходя из данных официальных сайтов страховых компаний, составлена сравнительная таблица 1, из которой видно, что, в основном, предоставляемые страховые услуги компаниями – идентичны, т.е. на рынке сохраняется конкуренция, что дает право выбора клиентам.
Можно отметить следующие отличия: в связи с нынешней обстановкой эпидемии коронавируса некоторые страховые компании решили создать новый полис как для физических лиц, так и для юридических, который будет защищать в случае болезни COVID-19. Но не предоставлено на сайтах информации о выплатах по такому полису; неизвестно, смогли ли люди, заболевшие им и имеющие такой полис на руках, получить выплату соответственно условиям договора.
Второе существенное отличие – в принятии на страхование сельское хозяйство. Данный вид представлен только у половины рассматриваемых организаций, что говорит о том, что не все страховщики готовы принимать на себя столь уязвимые и повышенные риски убытков.
В условиях достаточно жесткой конкуренции между страховыми организациями страховая деятельность не всегда может быть доходной. Это обусловлено тем, что страховые организации стремятся победить в конкурентной борьбе, следовательно, прибегают к тактике демпингования цен на самые различные страховые услуги. В результате доходы страховых организаций снижаются, а риски финансовой неустойчивости возрастают. На рисунках 1 и 2 представлены рейтинги страховых компаний по суммам выплат и сборам соответственно за 1 квартал 2020 года.
Рисунок 1 – Рейтинг страховых компаний в Оренбурге по суммам выплат за 1 квартал 2020 года, в млрд руб. [5]
Рисунок 2 – Рейтинг страховых компаний в Оренбурге по сборам за 1 квартал 2020 года, в млрд руб. [5]
По суммам выплат и сборов образовалась 3 лидера-страховые компании: 1-2 место делят Ингосстрах и АльфаСтрахование, 3 место устойчиво занимает Ресо-Гарантия. В среднем, каждая из них собрала 25 млрд рублей и выплатила по 13 млрд рублей, т.е. прибыль составила 12 млрд рублей в среднем.
Таким образом, в условиях неопределенной обстановки, чтобы удержаться на высоких позициях на рынке и конкурировать дальше и получать прибыль, страховым компаниям необходимо адаптироваться к текущим условиях, а именно, повысить онлайн-доступность страховых продуктов и упростить процесс урегулирования убытков за счет перевода полного цикла взаимодействия с клиентом в онлайн-канал, моделей машинного обучения в продажах, а также за счет использования облачных технологий.