Сегодня дети начинают изучать данный язык еще в дошкольном возрасте. Дети являются будущим человечества, нашей опорой и стремлением, и именно дети самая не защищенная и требующая особого внимания категория общества. Когда в 1987—88 году начался эксперимент раннего обучения иностранному языку в школе, было много дискуссий. Время показало, что детей в начальной школе не только можно, но и нужно обучать иностранному языку [1]. Известно, что изучение иностранного языка развивает разные стороны личности: память, внимание, прилежание, языковую догадку, эрудицию, дисциплину, делает ребенка более активным, приучает его к коллективу, групповым формам работы, пробуждает любознательность, артистизм, формирует ребенка интеллектуально и эстетически. Кроме того, появляется реальная возможность уже на раннем этапе выявить детей, способных к языкам и подготовить их серьёзному изучению иностранного языка в средней школе. Учителю иностранного языка нужно организовывать урок так, чтобы учащиеся осознавали необходимость изучения иностранного языка, а на уроке не просто узнавали что-то новое, а решали определенную коммуникативную задачу. Игры и игровые ситуации, ролевые игры лучше всего помогают решать эту проблему, особенно на начальном этапе [3].
Обучающие возможности игр известны давно. Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела [2]. Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Начало разработки теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей XIX в., как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Они понимали игру как одно из самых распространенных явлений жизни, связывали происхождение игры с происхождением искусства [6].
В отечественной педагогике разработкой теории игры и ее методологических основ занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. К следующим выводам пришли эти ученые: Л.С. Выготский: «Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка и средство усвоения социальных установок»; Д.Б. Эльконин: «Игра – гигантская кладовая настоящей творческой мысли будущего человека»; А.Н. Леонтьев: «Игра – свобода личности в воображении, иллюзорная реализация нереализуемых интересов».
С каждым из этих ученых невозможно не согласиться, ведь каждый вывод по-особенному раскрывает игровые практики в обучении.
Проблемами исследования игры также занимались такие известные ученые, как Н.И. Гез, Т.И. Ижогина, А.В. Конышева, Ю.Я. Пучкова, Н.В. Иванова, З.Я. Карогодский, О.Я. Ремез, А.В. Запорожец и многие другие ученые. Они считали, что игра – это средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.
Итак, выявим и обобщим основные положения понятия игры: Игра – это вид самостоятельной деятельности детей разных возрастов. Игра - свободная форма деятельности детей, в которой происходит осознание и изучение окружающего мира, а так же личного творчества и самовыражения. Игра - практика развития. Играя, дети развиваются. Развиваясь, дети играют. Игра – это сфера общения детей, в которой решаются проблемы межличностных отношений, дети учатся ладить друг с другом и строить взаимоотношения. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Основными признаками педагогической игры являются четко поставленная цель обучения и педагогический результат, соответствующий этой цели. И цель, и результат обладают учебно-познавательной направленностью.
Цели игровых технологий на уроках иностранного языка:
- Расширить и закрепить изученный лексико-грамматический материал
- Развить речевые умения учащихся
- Развить память, внимание, сообразительность и воображение
- Развить творческую активность, инициативу, креативность учащихся
- Научить сотрудничать в разнообразных по составу группах
- Снять эмоциональное напряжение, монотонность
Процесс игры на уроке английского языка делится на три этапа: подготовительный, основной, итоговый. Чтобы осуществить данные этапы, нужно создать положительные условия [5]. Эти условия сводятся к следующему:
- Учащиеся получают возможность свободно выражать свои мысли и чувства;
- Каждый ученик в групповом общении получает свое внимание;
- Ребенок может самовыражаться, демонстрируя языковые знания;
- Ученики должны чувствовать себя в безопасности от критики за ошибками;
- Использование языкового материала подчиняется задаче индивидуального речевого замысла;
- Языковой материал должен соответствовать возможностям говорящего;
- В разговорной грамматике допускаются некоторые отклонения от грамматики письменной речи.
Таким образом, через игровой метод: Обогащается и активизируется лексический запас; ликвидируются пробелы грамматических структур; осваивается новый грамматический материал коммуникативным путем; корректируется произношение и интонация, формируется фонематический слух; улучшаются аудитивные навыки путем погружения в языковую среду; развиваются все виды речевой деятельности; повышается языковая компетенция.
М.Ф. Стронин выделяет два раздела игр:
- Грамматические. Лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию языковых навыков.
- Творческие игры, способствующие дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность.
Таким образом, учебная игра является одним из способов организации учебно-познавательной деятельности. Применение игр в обучении - не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом. Будучи введенной в систему традиционного обучения, игра позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности [1]. В соответствии с областью применения игрового подхода в обучении ведутся разработки игр. При этом предметом исследования становятся игры школьников всех возрастных категорий, игры, моделирующие конкретные педагогические ситуации с целью формирования у будущих педагогов общепедагогических умений. Значит, игра может быть не только приятным времяпровождением, но и господствующей технологией образования.
В основе обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку лежат определенные принципы - исходные положения, призванные определять стратегию и тактику обучения на каждом этапе учебного процесса.
Среди принципов обучения иностранному языку особое место занимает принцип наглядности, который важен при игровом обучении [7]. Наглядность, по мнению Роговой, способствует восприятию образа слова вместе с его предметным значением «наглядность усиливает ассоциативную базу усвоения». Наглядность является частью мнемотехники.
И.А. Зимняя выделяет следующие направления использования наглядности при обучении иностранному языку: создание речевого образца и создание опоры
По моему мнению, для эффективного и успешного проведения игр на уроках нужно:
- Чтобы материал был максимально проработан педагогом, так как игра опирается на опыт.
- Чтобы дети могли справиться с заданиями, лишь в этом случае возможна активность учащихся.
- Игры должны быть законченными.
- Необходимо оформление игрового пространства, создание образа игры.
Также в своей работе я стараюсь учитывать некоторые требования, которые необходимы для эффективности игр на уроке: игра должна быть направлена на решение определенных учебных задач; игра должна быть контролируема и управляема и не срывать урок; игра должна снимать эмоциональное напряжение и стимулировать активность; игра должна быть интересна детям.
Огромное значение при организации игры в любой учебной аудитории имеет позиция самого преподавателя. Важно быть 100% уверенным в ее полезности, необходимо продумать все необходимые детали ее подготовки, а также уверенно управлять ею. Простота и сложность организации и проведения игры зависит от типа игры, и от аудитории, и от характера взаимоотношений учащихся между собой и учителем, то есть от многих факторов. При этом очевидно, что игры на уроке способны смоделировать реальное речевое общение, что так важно для коммуникативной методики.
Методика обучения детей на начальном этапе базируется на 4-х видах работы: движение, музыка, наглядность, игра [4]. Все это поддерживает интерес к незнакомому языку, стимулирует его изучение. Исходя из своего опыта работы, могу сказать, что дети способны усвоить самый разнообразный материал. Они с удовольствием поют песни, разучивают рифмовки, считалочки, усваивают простейшие клише разговорного языка и на их основе составлять микродиалоги, могут участвовать в сценках, ролевых играх, небольших спектаклях. В своей работе я применяю различные игры, направленные на развитие и совершенствование различных навыков.
Итак, игра требует от каждого учащегося активности, включения в совместную деятельность. Участники должны получать удовлетворение от сознания того, что они в состоянии общаться на иностранном языке. При этом игра будет желанной и результативной, если ее будут ждать как отдыха и развлечения на фоне трудной и подчас напряженной работы. Следовательно, по времени она не должна занимать большую часть занятия. Беда в том, что игра часто страдает рыхлостью. Многословием и неэкономичностью. Легкость и импровизация во время игры - это результат тщательнейшей подготовки. Для того, чтобы учитель мог эффективно управлять игрой, ему самому необходимо знать и четко представлять желаемый результат.
С детства мы смотрим мультфильмы и играем в нечто интересное и необычное, это привлекает нас яркими формами – наш мозг мыслит образами. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
Г. М. Зайнулина полагает, что с помощью игры можно даже самую нудную работу сделать очень увлекательной. В период начальных классов игра, по-прежнему, занимает главную роль в деятельности человека. Поэтому многие педагоги уделяют особое внимание на игру, как на эффективное средство обучения иностранным языкам [5, с.68].
Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. Так как до обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, с приходом в школу, на первое место выходит учебная деятельность. Таким образом, игры хороши не только для создания оптимальных условий для развития личности младшего школьника, но и для лучшего овладения материалом на уроках.
Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления. Преподаватель должен помнить, что любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи [6]. Основная задача имеет множество промежуточных, решение которых позволит преобразовать условия и тем самым облегчить достижения поставленной цели. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями.
Кроме того, хорошее игродейственное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, воспитывающиеся в неблагоприятных семьях.
Так каковы же причины использования игр на уроках?
Во-первых, игра может оживить и разнообразить урок. Основной проблемой является монотонность обучения, что ведет к снижению мотивации у школьников. Игра является одним из тех приемов, которые способны поддержать и укрепить желание учащихся учиться и развиваться.
Во-вторых, иностранный язык в большинстве случаев входит в жизнь ребенка при поступлении в школу, этот период является сложным этапом в его жизни, происходят закономерные изменения: ребенок становится учеником, меняется его ведущая деятельность, он начинает запоминать учебный материал, формулировать вопросы и ответы, решать примеры и задачи, учится формулировать свои высказывания. В основном, учебная деятельность строится на основе произвольных усилий ребенка. Он обязан делать то, что ему не всегда хочется или приятно делать, при этом, контролируя свое поведение, не отвлекаться на уроках, быть активным.
В-третьих, игры очень помогают развивать творческую активность учащихся, их воображение и художественные способности. Известно, что игры способны оказывать эмоциональное воздействие на школьников во время урока. Это проявляется через поддержание интереса детей к обучению. Игры активизируют мыслительную деятельность детей, позволяют сделать учебный процесс интересным. Таким образом, игра становится мощным стимулом к овладению иностранными языками.
Игровая ситуация - основа обучения иностранному языку на начальном этапе. Игра - очень важна для ребенка: он познает мир, легко усваивает сложнейшие понятия. Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку доля его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости школьника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.
Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях [2]. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим.
Все компоненты комплексного руководства формирования игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми раннего возраста. Взрослые, выступают в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуют коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей. Поэтому в каждый урок я советую включать различные игровые моменты: игру в мяч, использование игрушек, которые помогают делать урок зрелищным, игрушечного телефона, по которому дети звонят друг другу, имитаций кукольного театра, магазина игрушек, школы зверей и многое другое. У малышей очень хорошая память на то, что их волнует, что им нравится. При введении новой лексики необходимо показывать яркие, большие, необычные предметы или карточки - использование мнемотехники очень удобно и интересно и для детей, и для преподавателей. Ведь каждый ребенок-актер, он легко перевоплощается, искренне верит в происходящее.
Играя, ребенок преодолевает барьер страха, освобождается от физического переутомления. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, не раз бывало, что слабый по языковой подготовке ученик становится первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности радости, ощущение посильности заданий - все это помогает преодолевать стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова другого языка и благотворно сказываются на результаты обучения. Незаметно усваивается материал и возникает чувство удовлетворения.
Игровая форма работы дает возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, разнообразные формы работы и поддерживать внимание учащихся на уроке, также с помощью игровых форм достаточно легко запоминаются неправильные глаголы.
Учитель должен всегда помнить о таких элементарных требованиях, как соответствие игры возрасту детей и изучаемой теме; нельзя допускать такого момента, когда в игре задействованы не все учащиеся. Также нужно удостовериться, что инструкция понятна и усвоена всеми и учащиеся готовы к осуществлению игровой деятельности. Не стоит забывать и о том, что обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней школьников, учителю следует проявить такт, особенно при оценке результатов игры. Отрицательная оценка деятельности её участников неизбежно приведет к снижению активности. Желательно начать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь затем перейти к недостаткам [7].
Игры и игровые ситуации в соответствии с поставленными задачами можно разделить на несколько видов:
- игры на автоматизацию грамматических навыков;
- игры на усвоение изученной лексики;
- игры для развития навыков говорения и аудирования.
На мой взгляд, в начальной школе самыми эффективными играми являются: языковые (игры с мячом, загадки, «Путаница», «Снежный ком»), сюжетные («Знакомство», «Телефон», «Поздравления» и т.д.) и имитационно-моделирующие (ролевые игры с участием учителя). Поиск ответов на возникшие игровые проблемы повышает познавательную активность детей и реальной жизни. Достигнутые в игре процессы психического развития ребёнка существенно влияют на возможности его систематического обучения на занятиях, способствуют совершенствованию его реальной нравственно - эстетической позиции среди сверстников и взрослых.