Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

DEVELOPMENT OF SMALL AND ARTICULATORY MOTORICS IN CHILDREN 5-6 YEARS WITH EASY DYSARTRY

Guseva P.V. 1
1 Novosibirsk State Pedagogical University
Currently, among preschool children, such a speech disorder as erased dysarthria is relevant. It is often combined with other speech disorders, which further aggravate sound disturbances in children, do not allow children to master the vocabulary and grammar structure of speech to the right degree, and, therefore, inhibit the development of coherent speech. Motility of hands is closely related to the development of speech. This connection was studied by such scientists as L. V. Antakova-Fomina, M. M. Koltsova, E. I. Isenina, who discovered that about a third of the entire area of ​​the cerebral cortex is occupied by the projection of the hands located very close to the speech zone . For this reason, it is advisable not only to train the child's articulation apparatus, but also to develop fine motor skills, namely the movement of the fingers. This position determined the purpose of our study: to identify the features of the development of fine and articulatory motility. In connection with the purpose of the study, we conducted a survey of children 5-6 years old with erased dysarthria, which included both traditional speech therapy methods and non-traditional didactic techniques.
speech therapy
preschoolers
worn dysarthria
fine motor skills
articulatory motility

Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи. От постановки правильного заключения зависит выбор направлений коррекционно-логопедического воздействия на ребенка со стертой дизартрией и эффективность этого воздействия.

Опираясь на теоретические основы формирования мелкой моторики рук, можно выделить следующие критерии нормального развития функции рук:

  • отсутствие сильно выраженных дефектов;
  • нормальное функционирование мышц верхних конечностей;
  • подвижность кистей рук;

Для определения уровня сформированности мелкой моторики  была использована методика Марии Монтессори. [5],  а также взяты задания из диагностических методик  Галины Анатольевны Волковой [3]  и Натальи Валентиновны Нищевой [6].

Первая часть исследования проводилась при помощи специально разработанной доски – бизиборд. М. Монтессори писала, что развитие тонких движений рук напрямую связано с речью ребенка  «… если с речью у ребенка не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика» [5].

Вторая часть исследования мелкой моторики включала в себя задания из  диагностических методик  Галины Анатольевны Волковой и Натальи Валентиновны Нищевой.

При исследовании учитывались состояния: произвольной моторики пальцев рук, навыка работы с карандашом, навыка манипуляции с предметами.

 По результатам исследования высокий уровень развития мелкой моторики у одного ребенка. У троих детей средний уровень развития мелкой моторики, у двоих детей низкий уровень развития мелкой моторики и у четырех детей уровень развития мелкой моторики ниже среднего.

Мелкая, общая и артикуляционная моторика тесно связана друг с другом. Если у ребенка не развита мелкая моторика, имеются задержки общей моторики, то это может привести к запозданию овладения речью и недостаточно развитым артикуляционным аппаратом.

Для исследования состояния артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией была использована методика Е.Ф. Архиповой [1], в которую входили задания, рекомендованные Л.В.Лопатиной и Г.В.Денюхиной.

В комплекс заданий, направленных на исследование артикуляционной моторики входит:

  • исследование кинетического орального праксиса;
  • исследование мышечного тонуса;
  • исследование кинестетического орального праксиса;
  • исследование мимической мускулатуры;

В процессе проведенного исследования по выявлению особенностей мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией отмечались затруднения при выполнении заданий по словесной инструкции.

При анализе данных проведенного исследования  использовалась система оценок:

  • артикуляционная моторика: от 0 до 3 баллов;
  • мелкая моторика: от 0 до 3 баллов.

 При обследовании обращалось внимание на: объем выполнения движений (полный, неполный); темп (нормальный, быстрый, замедленный); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений (нормальная, некоординированность); длительность удержания позы.

По результатам исследования высокий уровень развития артикуляционной моторики у одного ребенка. У троих детей средний уровень развития артикуляционной моторики, у четверых детей уровень развития артикуляционной моторики ниже среднего, у двоих детей низкий уровень развития мелкой моторики

В процессе проведенного исследования по выявлению особенностей мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией отмечались затруднения при выполнении заданий по словесной инструкции.

Таким образом, нами было проведено исследование состояния моторных функции у дошкольников со стертой дизартрией, которое показало, что в большинстве случаев дети со стертой дизартрией имеют уровень ниже среднего и средний уровень развития мелкой и артикуляционной моторики.  Также стоит отметить, что уровень мелкой моторики и уровню артикуляционной моторики соответствует друг другу.

Анализ проведенного исследования состояния артикуляционной и мелкой моторики у дошкольников 5-6 со стертой дизартрией показал, что состояние и уровень развития недостаточный. Проведенное исследование моторики дошкольников со стертой дизартрией выявило недостаточную сформированность как статической, так и динамической координации движений. У детей со стертой дизартрией имеются общие и специфические особенности формирования и развития психомоторики, проявляющиеся в низком уровне сформированности моторных функций, в изменениях переключаемости, темпа, ритма движений. Результаты исследования мелкой моторики дошкольников со стертой дизартрией показали, что у испытуемых отмечаются случаи чрезмерного напряжения руки, изменения темпа движений и нарушение их очередности, замены движений. Проявления недостаточности артикуляторной моторики у детей со стертой дизартрией выражаются в двигательной неловкости, неполном объеме артикуляторных движений, скованности, замедленности, толчкообразности движений, наличии синкинезий.

Моторные функции тесно связаны с речевыми функциями. Развитие мелкой моторики необходимо для стимуляции развития речи. Важно сформировать у детей дошкольного возраста всю моторную сферу, а именно: мелкую моторику, артикуляционную моторику, общую моторику и мимическую. 

По результатам обследования, мы пришли к выводу, что задания выполнены преимущественно на уровнях среднем и ниже среднего, т. е. словообразовательные и моторные умения у детей со стертой дизартрией сформированы недостаточно. В связи с чем, детям требуется специальная логопедическая помощь.

На основе выводов этого обследования и анализа работ авторов, которые занимались этой проблемой, нами был разработан комплекс логопедических заданий, направленный на развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей 5-6 лет со стертой дизартрией.

При разработке комплекса упражнений по преодолению нарушений мелкой и артикуляционной моторики были использованы нетрадиционные дидактические средства и приемы развития мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией, а также модифицированы методики Е.Ф. Архиповой, М.Монтессори, М. М. Кольцовой.

Занятия по развитию мелкой и артикуляционной моторики могут проводиться в индивидуальной форме. А также включаться  в логопедические занятия в качестве дополнительных.

Нами было составлено 5 комплексов. Каждый комплекс включает в себя 6 заданий:

  • 4 задания направлены на развития мелкой моторики;
  • 2 задания направлены на развития артикуляционной моторики;

Одно из нетрадиционных средств развития мелкой моторики это «бизиборд». Бизиборд – это специальная развивающая доска, которая включает в себя различные задания и упражнения, направленные на развития мелкой моторики. Первая доска была разработана  в 1907 году итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори. С каждым годом доска приобретала новые задания, а старые - усовершенствовались. Бизиборд подходит для детей разного уровня.

Для младших дошкольников в заданиях используются такие предметы, к которым в повседневной жизни родители не подпускают их: выключатели, розетки, телефоны, дверные цепочки, дверные защелки и так далее. Именно это и вызывает у детей особый интерес.

Для детей старшего возраста используются уже более сложные задания. В них входят упражнения, направленные на развитие памяти; логики; мышления; изучения цветов, цифр, букв; значений много – мало, больше – меньше и т.д.

Таким образом, бизиборд способствует развитию мелкой моторики детей, а также расширяет кругозор, развивает у детей логическое мышление, творческие способности, улучшает усидчивость и внимательность. Ребенок развивает пальчиковую активность, выполняя задания с мелкими предметами.

При работе с детьми с нарушением речи важно уделять особое внимание пальчиковой гимнастике. Используя в логопедической работе нетрадиционные формы проведения пальчиковой гимнастики с элементами массажа, можно достичь отличного результата. Такие упражнения способствуют формированию и развитию моторных умений и навыков, что позволяет в дальнейшем корректировать речь и устранить дефект.

К современной нетрадиционной форме проведения пальчиковой гимнастики можно отнести гидрогимнастику. Это выполнение различных заданий в воде. Для проведения требуется специальное оборудование: различные емкости для воды, термометр, полотенце, салфетки.

Занятие проводится в первой половине дня, продолжительность 10-15 минут, 3 раза в неделю.

Выполняется массаж от простых движений к более сложным. Что образовывает тесную связь между тонкими движениями пальцев рук и речевой зоной. При выполнение самомассажа, используются различные предметы: карандаши, колпачки от фломастеров, мячики, массажеры.

Все упражнения сопровождаются речью логопеда, а именно, стихами, скороговорками, чистоговорками. Важно движения выполнять синхронно с текстом и выдерживать паузы.

При работе с водой обязательно использование контрастных ванн. В прохладной воде при температуре 17 градусов упражнения выполняются 3-4 секунды, в теплой воде при температуре 36 градусов – 7-8 секунд.

Вследствие развития мелкой моторики эффективнее проходит работа по постановке и автоматизации звуков, быстрее развивается речь, что в свою очередь способствует предупреждению дисграфии и дислексии, при подготовке детей к обучению в школе.

В работе по развитию мелкой моторики логопед использует разнообразные игры, задания, упражнения. Все они способствуют развитию мелких мышц рук. С целью разнообразить задания, педагог использует в своей работе камешки Марблс.

 Марблс – это стеклянные камушки небольшого размера различных цветов. Но усовершенствованные камушки уже сделаны из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. 

Использование  на занятиях таких камушков направленно на решение сенсорных задач с учетом умений и навыков детей, а также на приобретение новых знаний и умений.

Все задания подбираются с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, а также с учетом  умственных и моторных способностей.

При работе с детьми решаются следующие задачи:

  • развитие мелкой моторики;
  • развитие зрительно – двигательной координации;
  • развитие внимания, памяти и мышление;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие фантазии творческих способностей;
  • формирование правильного образа предметов;
  • развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • формирование волевых умений;

      Камушки могут использоваться как дополнительный дидактический материал для выполнения различных заданий.

Например:

  • использование при изучении лексической темы;
  • использование как фишек, для выкладывания схемы предложения, звукового анализа слова по схеме, звуко - буквенного анализа;
  • использование при постановке, автоматизации и дифференциации звуков и т.д;

Игры с Марблс оказывают положительное влияние на психику ребенка. При обычном перекладывании, ребенок успокаивается, концентрируется, настраивается на дальнейшую работу. Задания с использованием данного дидактического  материала позволяет развивать творческие способности ребенка, снять усталость и напряжение. Игры с камешками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка.

М. М. Кольцова в своих исследованиях выделяет такой метод коррекционной работы с детьми над развитием артикуляционной моторики как биоэнергопластика. Основная цель данного метода – это обеспечение сопряженной работы пальцев, кистей рук и артикуляционного аппарата [4].

При выполнении артикуляционной гимнастики с использованием движений рук активизируется внимание, мышление, развивается чувство ритма, ориентировка в пространстве. Важно тщательно отслеживать точность, синхронность, ритмичность речевых органов и кистей рук. С этой целью возможно использование на занятиях музыкального сопровождения, счета, либо стихотворных строк [2].

Статические упражнения направлены на развитие мышечной силы, а также помогают ребенку найти и принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.

Динамические упражнения направлены на нормализацию мышечного тонуса, развитие переключаемости движений, плавности и точности выполнения.

Бионэргопластика улучшает моторные возможности детей, способствует коррекции звукопроизношения.  За счет параллельного развития артикуляционной и мелкой моторики сокращается вдвое время занятий, усиливается их результативность. Данная методика позволяет перейти от зрительной опоры к выполнению движений по ощущениям.

Для повышения результативности и большего интереса старших дошкольников возможно использование бионэргопластики в сопровождении со сказками.  В 1932 году профессор Э. Кунце представил метод «Каталога», который является основой в создании артикуляционных сказок. Смысл данной методики заключается в создании рассказа, в которой ребенок в праве сам выбирать героев. Данный метод направлен на снятие психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев. Дети углубляются в игру и с интересом придумывают сюжет сказки.

Данная методика направлена на:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование умения связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты;
  • развитие концентрации внимание;
  • развитие творческих способностей;
  • обогащение словарного запаса;
  • закрепление и развитие навыков речевого общения;
  • формирование навыков построения связных монологических высказываний;

Итак, нами были предложены комплексы логопедических заданий для развития мелкой и артикуляционной моторики у детей 5-6 лет со стертой дизартрией на логопедических занятиях. В процессе логопедического обследования использовалась игровая и продуктивная деятельность.