В условиях глобализации и интеграции передовых технологий автопроизводители сталкиваются с новыми экологическими проблемами: загрязнение окружающей среды токсичными загрязняющими веществами (ЗВ) из-за постоянно возрастающего количества устаревших автотранспортных средств (АТС); увеличивающийся выброс парниковых газов в атмосферу и связанное с этим изменение климата; повышенные выбросы взвешенных частиц в атмосферу крупных городов от изнашивания автомобильных шин и дорожного полотна, значительно превышающий выброс с ОГ и др. [1, 2]. Плотные автотранспортные потоки и заторы также резко ухудшают качество воздуха на транспортных магистралях в крупных городах, а также в салонах АТС, такси и автобусов, что приводит к негативным последствиям для состояния здоровья населения мегаполисов [3]. Для решения этих проблем необходимо предпринять ряд мер, направленных как на модернизацию автомобильной индустрии, так и на улучшение качества топлива и совершенствование процессов сгорания в ДВС и нейтрализации ОГ. При этом скачок цен на непереработанную нефть оказал влияние не только на политику отдельных стран, но и на автомобильную промышленность в целом. Например, развитие и увеличение эффективности комбинированных энергоустановок, а также использование альтернативных источников энергии, таких как биотопливо и т.д.
Всё это побуждает развивающиеся страны ужесточать требования к качеству топлива и уровню выбросов ЗВ с ОГ, учитывая состояния своих экономик и требования по повышению энергоэффективности. В то же время возникает несоответствие между экологическими требованиями к составу и концентрациям ОГ, регламентированными в различных странах (рисунок 1) и фактическим качеством производимого топлива на рынке. Так, с принятием ЕВРО-6 в международных стандартах ЕЭК ООН и введением новых, более жёстких нормативов на содержание серы в топливах можно констатировать, что проблема с загрязнением атмосферы серосодержащих соединений решается приблизительно на 90 %. Однако, реализация этих требований будет зависеть в основном от национальной экологической политики государств. В РФ в соответствии с положениями ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» оценке экологических показателей подлежит не только новая, впервые вводимая в обращение автомобильная техника, но также и единичные, ранее бывшие в эксплуатации АТС, ввозимые на территорию страны. Как известно, технические нормативы ТР ТС и экологическая классификация АТС базируются на Правилах ЕЭК ООН. Помимо Европы, основными источниками поступающих в Россию подержанных АТС являются США и Япония, законодательства которых существенно отличаются от европейского. Поэтому присвоение экологического класса американским и японским подержанным АТС непосредственно по исходным сертификационным документам, как это делается в отношении европейских АТС, не представляется возможной.
Рисунок 1 – Законодательные требования по выбросам ЗВ в атмосферу городов в разных странах мира [4]
Рисунок 2 – Сравнительный анализ международных требований к выбросам твёрдых частиц (г/км) [5]
Так на двигатели всех АТС в США распространяется действие стандарта Tier. В Европе для аналогичных видов АТС соответственно существует стандарт ЕВРО, а для внедорожников и дизельных генераторов – Stage. Анализ законодательств Европы, США и Японии в отношении выбросов ЗВ с ОГ АТС показал, что основными отличиями американского и японского законодательств от европейского являются: категории АТС, ездовые циклы, режимы движения, величины предельных значений выбросов ЗВ (рисунок 2), номенклатура нормируемых компонентов. Например, стандартами США нормируется выброс формальдегида в ОГ, а в ЕС и Японии – не нормируется. Стандартами США нормируются неметановые органические газы, а в Японии и Европе – суммарные углеводороды. В США нормирование выбросов ЗВ осуществляется для пробега 80000 и 193000 км. В Европе – для экологического класса 3 – 80000 км, для экологического класса 4 – 100000 км. В РФ двигатели АТС попадают под действие стандарта ЕВРО-6 введённого 21 декабря 2019 года (ЕС принят в 2015 году). По уровню ограничений на выбросы ЗВ наша страна стоит примерно на одном уровне с Китаем, Бразилией и Индией. Проведённые сотрудниками НАМИ исследования [6] при испытании АТС по требованиям ЕЭК ООН, США, Японии в сочетании с соответствующими техническими нормативами по каждому компоненту показывают, что ни абсолютные, ни предельно допустимые значения выбросов ЗВ, рассматриваемые по отдельности, не позволяют оценить степень жесткости требований того или иного законодательства. Относительно объективную оценку, дает только сравнение отношений фактических выбросов ЗВ к соответствующим предельным значениям сравниваемых стандартов, при испытаниях одного и того же АТС (рисунок 3).
Рисунок 3 – Выбросы углеводородов (СnНm) с ОГ АТС при испытании по ездовым циклам стандартов США, Японии и Европы [5]
Рисунок 4 – Сравнение лабораторных и рабочих тестов 3 Diesel Cars в США
При этом, несмотря на законодательное ужесточение стандартов, реальные показатели выбросов ЗВ от АТС в мире остаются высокими. По существующим нормам выбросов ЗВ в процессе эксплуатации нельзя адекватно судить об экологической опасности того или иного АТС. Так проведённые в США исследования показали, что концентрации NOx на дороге для дизельных АТС (ЕВРО-6) существенно выше, чем при измерении в лаборатории по испытательным циклам (рисунок 4). Поэтому приобретает важность контроля выбросов ЗВ именно в реальных условиях. В США для контроля фактических концентраций ЗВ в дорожных условиях разработана портативная система измерения выбросов (ПСИВ) для легковых и грузовых АТС (рисунок 5). При этом тестирование АТС на дороге проводится при обычных условиях вождения, грузоподъёмности и др. В РФ такая практика в настоящее время отсутствует.
а)
б)
Рисунок 5 – Общий вид портативной системы измерения выбросов (ПСИВ) для легковых (а) и грузовых (б) АТС [5]
Таким образом, в настоящее время на пути внедрения международных требований к автотранспорту как к одному из существенных факторов устойчивого и экологически безопасного развития РФ, на наш взгляд, необходимо: ужесточить требования к конструктивным особенностям АТС, повышающих их безопасность до 6 экологического класса; привести качество бензина и дизельного топлива в соответствии с требованиями стандартов ЕВРО-6; автоматизировать методы исследования состава и количества ОГ ДВС, использовать портативные системы измерений выбросов для контроля фактических концентраций ЗВ в дорожных условиях; совершенствовать стандарты на методы испытаний АТС, исключающие эксплуатацию автомобильного транспорта не соответствующего действующим экологическим классам. Кроме того необходимо провести организационно-технические и административные мероприятия, направленные на снижение негативного влияния автотранспорта на экологию региона, например налоговые преференции за использование АТС работающих на альтернативных источниках энергии – биотопливо, водород и электроэнергия и т.д.