Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

BURNOUT SYNDROME IN STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITIES

Makhnyuk A.V. 1 Semenov S.A. 1
1 Grodno State Medical University
The educational process of high intensity leads to a pronounced impact on the body of medical students, which is manifested in some of them by the breakdown of adaptive mechanisms with further disruption of the normal functioning of organs and systems of the body, including the development of burnout syndrome.
medical student
burnout
adaptation
resistance

Учебный процесс высокой интенсивности проводит к выраженному воздействию на организм студентов-медиков, что проявляется у части из них срывом адаптационных механизмов с дальнейшим нарушением нормального функционирования органов и систем организма, в том числе и развитием синдрома эмоционального выгорания (далее – СЭВ) [3], что, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на уровень успеваемости [1]. Поэтому выявление особенностей нейропсихических адаптационных процессов организма студентов, обучающихся на разных курсах медицинского университета, является актуальной задачей, определившей цель нашего исследования, проведенного в 3 этапа и основанного на методе В.В. Бойко [2].

На первом этапе для выявления выраженности симптомов СЭВ и его стадий («напряжения», «резистенции» и «истощения») на 3-4 неделе обучения в осеннем семестре 2019 г. были анкетированы 25 студенток 2 курса лечебного факультета учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет». При анализе результатов было установлено, что среди опрошенных наибольшим оказалось число студенток, у которых сформированной оказалась фаза «резистенция» – 52,0%, фаза «напряжения» была сформированной у 36,0% из них, а фаза «истощение» – у 24,0% обследованных.

Учитывая усложнение учебной программы к третьему курсу обучения в медицинском университете, на втором этапе исследования также на 3-4 неделе обучения в осеннем семестре 2019 г. были анкетированы 25 студенток 3 курса лечебного факультета учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет». По результатам анализа установлено, что если среди этой группы девушек значительно возросла доля обследованных со сформированной второй фазой СЭВ (до 76,0%), то удельный вес третьекурсниц со сформированной фазой «истощения» не превысил 20% от общего числа обследованных.

С целью сравнительного анализа, а также для выявления дополнительных факторов, которые могли оказать влияние на полученные результаты, нами на третьем этапе исследования также на 3-4 неделе обучения в осеннем семестре 2019 г.  были изучены особенности  выраженности симптомов и стадий формирования СЭВ среди студенток 2 и 3 курсов (по 24 девушки) лечебного факультета учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет».

Полученные на этом этапе результаты позволили установить, что сформированность фаз «напряжение» и «истощение» СЭВ оказалась более  выраженной у несколько большего числа студенток 2 курса учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» в сравнении со студентками, обучавшимися в г. Гродно. Так, процентные доли обследованных со сформированными фазами среди этой группы студенток достигли, соответственно, 41,7% (контроль – 28,0%) и  37,5% (контроль – 20,0%). Однако процентная доля студенток 3 курса Белорусского государственного медицинского университета со сформированными фазами СЭВ в сравнении со студентками этого же курса Гродненского медицинского университета не возросла. Более того, удельный вес  студенток Белорусского государственного медицинского университета, у которых оказалась сформированной фаза «резистенция», составившая 45,8%, даже оказался значительно меньшим, чем девушек, проходивших обучение в Гродненском медицинском ВУЗе.   

Таким образом, установленная нами общность черт симптомов и фаз СЭВ среди студенток разных медицинских университетов Республики Беларусь позволяет утверждать о высокой значимости факторов учебного процесса высокой интенсивности в его формировании [4, 5], что свидетельствует о необходимости совершенствования подходов к его организации и внедрении соответствующих мероприятий корригирующего характера.