Введение. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности [1]. В первую очередь, чтобы обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, необходимо тщательно изучить влияние тех или иных факторов окружающей среды на состояние здоровья человека.
При этом целесообразно выделить следующие основные факторы окружающей среды, которые способны повлиять на здоровье населения:
- Качество питьевой воды и условия водоснабжения населения.
- Санитарное состояние почвы, водоемов и атмосферного воздуха.
- Условия питания людей. Здесь следует выделить два основных параметра:
- безопасность питания: исключение микробного и химического загрязнения пищи в ходе её производства и реализации;
- рациональность питания: питание, соответствующее здоровью человека и его возрасту.
- Качество производственной среды и условия труда работающего населения.
- Условия развития и воспитания детей в соответствии с их физиологическими потребностями и возрастом.
- Радиационный фон окружающей среды.
Государственные стандарты, санитарные нормы, технические условия, а также правила, составляющие базис государственного санитарного надзора разрабатываются с помощью гигиенических исследований. То есть, основным звеном, с помощью которого обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, являются санитарные регламенты.
Цель исследования. Исследовать принципы обеспечения санитарно-эпидемиологической помощи населению РФ, выявить основные факторы, влияющие на санитарно-эпидемиологическую ситуацию в Белгородской области, а также сформулировать задачи по улучшению санитарно-эпидемиологических показателей.
Материалы и методы исследования. Достижение санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ достигается путем постановки и решения следующих задач:
- Организация мероприятий и рекомендаций по оздоровлению условий труда и жизни населения.
- Контроль за своевременностью эргономического и гигиенического анализа нововведений, внедряющихся в народное хозяйство.
- Соблюдение норм предельно допустимых концентраций различных вредных веществ, а также методов контроля их встречаемости в различных объектах окружающей среды.
В нашей стране осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил, а также организация мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения проводится в соответствии со статьей 46 Федерального закона единой государственной централизованной системой органов и учреждений.
Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы составляют единую систему трех уровней [3, с. 277].
Учреждения первого уровня выполняют функцию государственного санитарно-эпидемиологического контроля над территорией своей деятельности. Данный уровень формируют следующие учреждения: центры госсанэпиднадзора в округах, межрайонные центры госсанэпиднадзора в городах без районного деления, а также включая его; зональные центры госсанэпиднадзора; центры госсанэпиднадзора в сельских регионах и т.д.
Второй уровень составляют следующие учреждения: центры госсанэпиднадзора, которые находятся в республиках, краях, областях, автономных округах и т.д. Соответственно, основной функцией учреждений данного уровня будет организация госсанэпиднадзора, а также поддержание его единообразия на территории республик, краев, областей, автономных областей, то есть на территории своей деятельности.
Третий уровень представлен Министерством здравоохранения и социального развития РФ, включая его подразделение- департамент госсанэпиднадзора, где происходит организация госсанэпиднадзора в стране и осуществляется руководство государственной санитарно-эпидемиологической службой РФ.
Законом предусмотрено, что руководство органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы осуществляется главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, главными государственными санитарными врачами республик, главными государственными санитарными врачами краев, областей, автономных областей и автономных округов, городов, регионов и бассейнов на водном и воздушном транспорте [3, с. 274].
Структура, полномочия, функции и порядок деятельности федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в целях обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные учреждения и предприятия [1].
Таким образом, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в нашей стране обеспечивается с помощью проведения множества мероприятий.
К ним относят в первую очередь пропагандирование здорового образа жизни, гигиеническое воспитание и обучение населения страны. Неоспоримо, велика роль профилактических мероприятий для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, своевременного мониторинга социально-гигиенических показателей, а также контроля за соблюдением санитарных норм и правил гражданами. Здесь важно своевременно информировать население страны о возникновении тех или иных заболеваний.
Кроме этого, необходимо нормировать те виды деятельности, которые представляют потенциальную опасность для населения и регистрировать концентрацию и распространение потенциально опасных радиоактивных, биологических и химических веществ окружающей среды.
Помимо этого, проводится регистрация тех видов продукции, которые впервые ввозятся на территорию страны, а также проверка соответствия продукции согласно требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Также для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения выполняются нaучные исследования в этой сфере.
Результаты исследования. Ниже представлены результаты проведения контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий Управлением Роспотребнадзора по Белгородской области.
Заболеваемость является важнейшей составляющей комплексной оценки здоровья населения. Показатели заболеваемости населения реально отражают состояние общественного здоровья и позволяют выявить наиболее актуальные проблемы для разработки профилактических программ по Н.Е Порада. Для получения сведений о заболеваемости, необходимо проводить профилактические осмотры населения.
По сравнению с предыдущими годами по данным за 2018 г. было зарегистрировано снижение заболеваемости по дизентерии, сальмонеллезам, энтеровирусной инфекции, острым вирусным гепатитам В, С, Е, внебольничной пневмонии, менингококковой инфекции, паразитарным заболеваниям. Отмечалась умеренная интенсивность эпидемического процесса гриппа, что в значительной мере обусловлено высоким охватом населения профилактическими прививками и применением комплекса ограничительных мер. Ниже приводим результаты исследования инфекционной и паразитарной заболеваемости, представленные Управлением Роспотребнадзора по Белгородской области в виде таблицы №1.
Таблица №1. Анализ инфекционной и паразитарной заболеваемости по Белгородской области за 2016-2018 гг.
|
2016г |
2017г |
2018г |
СМП
|
Показатели Заболеваемости РФ-2018 |
||||
Нозологические формы |
абс. чис. |
на 100 тыс. |
абс. чис. |
на 100 тыс. |
абс. чис. |
на 100 тыс. |
абс. чис. |
на 100 тыс. |
|
Дизентерия |
32 |
2,09 |
20 |
1,30 |
15 |
0,97 |
6,4 |
7739 |
5,28 |
Сальмонеллез |
551 |
35,98 |
465 |
30,22 |
500 |
32,44 |
48,1 |
33625 |
22,92 |
Внебольничная пневмония |
6549 |
427,69 |
5342 |
347,21 |
7604 |
493,38 |
272,1 |
721926 |
492,20 |
Менингококковая инфекция |
10 |
0,65 |
10 |
0,65 |
6 |
0,39 |
0,7 |
1027 |
0,70 |
Продолжается работа по осуществлению мероприятий, направленных на реализацию государственной политики продовольственной безопасности, здорового питания, государственной политики противодействия потреблению табака, снижения масштабов злоупотребления алкоголем.
В рамках мониторинга качества питьевой воды было отобрано и исследовано 576 проб по санитарно-химическим показателям, из которых не соответствовали требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» 2,2 % и 22 % проб соответственно [4]. Вода оценивалась по таким показателям как общая жесткость, органолептические свойства воды: мутность, привкус, запах, сульфаты, хлориды, содержание общего железа, нитраты. По результатам проведенных исследований по гигиеническим нормативам не соответствуют микробиологические и санитарно-химические показатели, 3,4 % и 24,2% соответственно. Был проведен мониторинг загрязнения открытых водоемов, в ходе которого было выявлено две неудовлетворительные пробы воды открытых водоемов по паразитологическим показателям, а именно река Везелка, пляж и река Разуменка. При этом река Северский Донец соответствует нормативам. Исследования, связанные с качеством и безопасностью пищевых продуктов: Отобрано 168 проб для проверки на содержание кадмия, свинца, мышьяка и ртути (молоко, рыба, мясо, овощи). Нарушений по санитарно-гигиеническим, химическим нормативам не выявлено.
На территории области в 2018 году зарегистрировано 205 случаев внутрибольничных инфекций. Показатель заболеваемости составил 0,6 на 1000 госпитализированных. Наибольшее число случаев ВБИ зарегистрировано в учреждениях родовспоможения – 41,6% и в хирургических стационарах. Одним из ключевых показателей социально значимого результата деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора является снижение заболеваемости инфекционными и паразитарными болезнями. В 2018 г. в Российской Федерации зарегистрировано 3401 случаев инфекционных и паразитарных заболеваний, что ниже показателя 2017 г. на 2,6 %. С 14 марта 2019 года Управление Роспотребнадзора по Белгородской области проводит мониторинг за инфекциями, передающимися при укусе клещами. Количество обратившихся составило 1797 человек, из них 558 детей. Известно, что территория Белгородской области не является эндемичной по клещевому энцефалиту.[5] В 2018 г. показатель заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) составил 15949,27 на 100 тыс. населения, что на 10,5% ниже показателя прошлого года.
Медико-демографические показатели Белгородской области показывают, что численность населения стабильно сохраняет тенденцию к росту. За последние пять лет она увеличилась на 5768 человек, составив на 01.01.2018 года 1549876 человек. Нетрудоспособность среди населения Белгородской области за 2015-2018 гг. связана в основном с болезнями нервной системы (+8,7%), новообразованиями (+5,4%), болезнями крови и кроветворных органов (-50,0%), инфекционными и паразитарными болезнями (-23,1%), а также болезнями глаза и его придаточного аппарата (-21,3%).
Приводим результаты демографического исследования Управления Роспотребнадзора по Белгородской области в таблице №2. Таблица №2. Численность (человек) сельского населения Белгородской области за 2014-2018 годы (по состоянию на 01 января).
Муниципальное образование |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Прирост/убыль |
Алексеевский район |
24586 |
24116 |
23772 |
23377 |
23041 |
-1,57% |
Белгородский район |
78913 |
79217 |
80397 |
80261 |
82114 |
+1,01% |
Борисовский район |
11887 |
11977 |
12075 |
12104 |
11961 |
+0,16% |
Валуйский район |
25690 |
25729 |
25616 |
25479 |
2577 |
-0,60% |
Вейделевский район |
13616 |
13450 |
13192 |
13023 |
12856 |
-1,40% |
Волоконовский район |
16219 |
16098 |
15941 |
15665 |
15426 |
-1,22% |
Грайворонский район |
22752 |
23063 |
23239 |
23297 |
23267 |
+0,57% |
Ивнянский район |
32681 |
32412 |
32039 |
31613 |
31185 |
-1,14% |
Корочанский район |
15110 |
14958 |
14793 |
14626 |
14451 |
-1,09% |
Красненский район |
32672 |
33064 |
33323 |
33611 |
33727 |
+0,81% |
Красногвардейский район |
12517 |
12345 |
12237 |
12008 |
11784 |
-1,46% |
Новооскольский район |
31122 |
20725 |
32279 |
29855 |
29519 |
-1,29% |
Прохоровский район |
6640 |
6557 |
6641 |
6624 |
6546 |
-0,35% |
Ракитянский район |
23206 |
23250 |
23069 |
22831 |
22435 |
-0,83% |
Ровеньской район |
18809 |
18514 |
18262 |
18233 |
18105 |
-0,94% |
Старооскольский городской округ |
15420 |
15447 |
15372 |
15433 |
15226 |
-0,31% |
Чернянский район |
13254 |
13140 |
13033 |
13059 |
13009 |
-0,46% |
Шебекинский район |
36498 |
36694 |
36621 |
36626 |
36371 |
-0,09% |
Яковлевский район |
16854 |
16713 |
16557 |
16474 |
16342 |
-0,76% |
Город Белгород |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Белгородская область |
512677 |
511759 |
510498 |
507886 |
505366 |
-0,36% |
По оценкам можно заметить, что за последние годы отмечается стабилизация и некоторое улучшение основных показателей, характеризующих санитарно-эпидемиологическую обстановку, этому способствуют принимаемые Роспотребнадзором меры, направление на обеспечение выполнения требований санитарного законодательства.
Выводы. В результате анализа литературы и данных Роспотребнадзора по теме исследования, можно сделать вывод о том, что в г. Белгороде для достижения санитарно-эпидемиологического благополучия населения проводится множество профилактических мероприятий, среди которых: совершенствование деятельности лабораторной сети и повсеместное внедрение современных методов исследований, совершенствование противоэпидемических мероприятий и методов неспецифической профилактики, проведение разъяснительных работ о вреде потребления табака, формировании принципов здорового питания, а также усиление контроля над предприятиями производства продуктов питания.
При выполнении всех этих мероприятий, а также соблюдении ранее представленных в статье принципов обеспечения санитарно-эпидемиологической помощи населению, можно достичь существенного улучшения санитарно-эпидемиологических показателей как на территории г. Белгорода, так и РФ в целом.