Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ROLE OF DOO IN WORK ON THE IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECTS "ECOLOGY" AND "EDUCATION"

Serebriakova T.A. 1 Ryabova K.A. 1
1 Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin
The article reflects an analysis of the experience of modern pre-school institutions of the Nizhny Novgorod region in the use of traditional and innovative technologies implemented in the system of environmental education and upbringing of preschool children. The appeal to this problem is objectively determined not by its losing significance, but, from our point of view, on the contrary, by an increasingly aggravating environmental situation. Problems associated with the need to educate a coevolutionary approach to interaction with the natural world among all segments of the population are being solved not only in the Nizhny Novgorod region, but also in all other regions of Russia and even at the level of the global environmental community. Based on experience as a theory and methodology for introducing nature to preschoolers (works by E.N. Vodovozovroi, E.I. Tikheeva, V.G. Gretsova, T.A. E.I. Zalkind, Kulikova, L.M. Manevtsova, P. .G. Samorukova, E.F. Terentyeva, etc.), as well as environmental education of preschool children (studies by O.M. Maslennikova, S.N. Nikolaeva, N.A. Ryzhova, O.A. Solomennikova, A.A. Filippenko, N. Fokina, etc.), areas that are relevant for modernity in addressing environmental problems at the level of the basic stages of ontogenesis (a modern approach to using traditional forms and methods of ecological upbringing of children, innovative technologies for organizing work with children of ecological content, effective organization of the ecological and developing space of early childhood education and some others), as well as the possibilities of purposeful and systematic organization of the system of work on environmental upbringing and education of children in a comprehensive solution of modern national projects "Ecology" and "Education".
ECOLOGY
environmental awareness
environmental culture
environmental education

7 мая 2018 года вступил в силу Указ Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», для эффективной реализации которого в 2018 году в России были разработаны и приняты к реализации новые национальные проекты федерального масштаба, ориентированные на оптимизацию развития Российской Федерации.

Одним из таких национальных проектов стал проект «Экология», разработанный Министерством природы России, в качестве основного ориентира определяющий формирование у всех слоев населения потребности в эффективном и бережном использовании всех природных ресурсов.

Не менее актуальным и глобальным национальным проектом является проект «Образование», определяющий как важнейшую целевую перспективу воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. При этом если мы обратимся к термину «социальная ответственность», то под ним следует понимать обязанность субъектов каких-либо общественных отношений соблюдать требования социальных норм, что объективно находит отражение в их правомерном поведении [6].

Если же говорить об ответственности вообще, - данное качество личности предполагает «обязанность отдавать <…> отчет в своих действиях, поступках» [3, с. 682]. Другими словами, ответственность – это обязанность и способность человека понимать, осознавать последствия своих действий и поступков, выступающая важной характеристикой его личности. Подтверждение данному нашему выводу мы находим в высказывании доктора философии Джеймса Холлиса: «Становление зрелой личности прямо зависит от того, в какой мере человек может взять на себя ответственность».

Весьма показательно, с нашей точки зрения и высказывание известного нашего соотечественника, выдающегося журналиста и автора многих историко-фантастических произведений Георгия Симановича, который считает, что «Чтобы нести ответственность, мало иметь сильные плечи и руки, нужен разум».

Данное высказывание Г. Симановича, с нашей точки зрения, как нельзя лучше подходит для обоснования возможности и актуальности интеграции усилий в плане реализации проектов «Экология» и «Образование».

Проблемы коэволюционного взаимодействия природы и человека давно не являются новыми для человечества. Вместе с тем, их значимость не снижается, а, напротив, - все возрастает. Мы продолжаем говорить об истреблении видов растений и животных, страдаем от катастрофического загрязнения воздуха, воды и почвы, - тех ресурсов Земли, без которых жизнь человека просто невозможна.

Однако экологические проблемы нельзя рассматривать только лишь как проблемы охраны окружающей среды.

Пагубное воздействие на природу есть не что иное, как результат разрушения личности, внутреннего мира человека, его мировоззрения и сознания. Очень важно переосмыслить те ценности, по которым живет человечество, а, переосмыслив, - по-новому оценить возможные формы взаимодействия с окружающим миром природы, по праву являющейся источником нашего развития.

Человек должен осознать, что природа – это не только среда обитания человека и фактор удовлетворения его физиологических и материальных потребностей. Общение с природой обогащает человека интеллектуально, нравственно, эстетически, духовно... И кто, как не образовательные учреждения, в первую очередь, - грамотные педагоги, призваны помочь подрастающему поколению встать на путь истинно коэволюционных взаимоотношений с природой, гармоничного с ней сосуществования.

Первым этапом системы непрерывного экологического воспитания и образования является организация данной деятельности в дошкольных образовательных организациях. И это не случайно.

Дошкольный возраст, - это период жизни, когда человек делает первые шаги по пути освоения мира, в котором он живет. В процессе активного общения, взаимодействия с природными объектами, у детей дошкольного возраста формируется не только система представлений о природе, но и осуществляется процесс становления личности: малыш учится видеть и различать прекрасное и безобразное, понимать и ценить добро и противостоять злу, у него складываются основы миропонимания, мировоззрения. Не случайно выдающийся педагог ХХ столетия В.А. Сухомлинский писал: «Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с раннего детства» [5, с. 319].

Весьма интересным и эффективным средством оптимизации процесса решения задач в области экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста является ежегодное проведение многочисленных мероприятий эколого-образовательной направленности Нижегородским областным отделение Всероссийского Общества Охраны Природы. При этом, наиболее эффективной формой, с нашей точки зрения, является организация ежегодных конференций для руководителей и сотрудников ДОО, на которых педагоги могут не только обсудить наиболее актуальные для них вопросы в сфере организации экологической работы с детьми (что непосредственно направлено на реализацию Национального проекта «Экология»), но и передать свой собственный опыт, поделиться наработками по использованию инновационных технологий экологического образования дошкольников со своими коллегами из других ДОО, что мы и рассматриваем как вклад в реализацию Национального проекта «Образование».

К вопросам охраны окружающей среды и соблюдению экологического законодательства у всех слоев населения и реализации программы непрерывного экологического образования и просвещения Нижегородское областное отделение ВООП обращается с 1991 года, ежегодно проводя конференции и семинары, позволяющие обмениваться передовым опытом в области экологического воспитания и образования и повышать компетентность работников сферы дошкольного образования в вопросах организации экологической работы с детьми дошкольного возраста, их экологической, биологической, методической и психолого-педагогической грамотности.

Первая конференция, освящающая вопросы и проблемы экологического образования дошкольников, нами была проведена в 2002 году. И с первых проб, проведения первых конференций, показало, что экологическая проблематика является остро актуальной для Нижегородских дошкольных образовательных учреждений. Многие детские сады данное направление деятельности определяют как приоритетное и испытывают определенные и проблемы в осуществлении своей деятельности, которыми хотят поделиться с коллегами, и богатый опыт в данной области.

Более того, практически с первых проб к обсуждению актуальных проблем экологического воспитания подрастающего поколения присоединяются и работники начальной школы.

Идут годы, а интерес педагогов к экологической проблематике не снижается!

В 2019 году состоится уже XVII региональная научно-практическая конференция, посвященная проблемам и перспективным линиям развития системы экологического воспитания в учреждениях дошкольного образования «ДОО Нижегородской области в работе по реализации национальных проектов «Экология» и «Образование»: проблемы и перспективы экологического воспитания дошкольников».

Участники конференции - педагоги–практики, представители науки, органов законодательной и исполнительной власти, а также общественных организаций, средств массовой информации и специалисты экологических служб, единодушно отметили важность, значимость и актуальность данной проблематики в свете современных инновационных процессов, касающихся сферы экологического образования дошкольников.

Анализ и систематизация материалов, представленных на XVII региональная научно-практическую конференцию, позволяет выделить следующие актуальные направления в решении вопросов экологического образования детей в ДОО.

1 направление – Современный подход к использованию традиционных форм и методов экологического воспитания детей, таких, как

  • наблюдение, которое традиционно рассматривается как важнейший наглядный метод в работе с детьми дошкольного возраста. Именно наблюдение позволяет (в силу возрастной специфики ребенка-дошкольника) обеспечить необходимые ему знания, информацию о мире природы. Как весьма справедливо считает О.А. Соломенникова [4], грамотное руководство наблюдениями дает возможность научить детей не только видеть, но и выделять разные признаки объектов природы, ориентироваться в наиболее значимых характеристиках и устанавливать на этой основе те взаимосвязи, которые существуют в мире природы между растениями, животными и явлениями неживой природы;
  • целевые прогулки и экскурсии, не только позволяющие показать детям природу в естественных ее проявлениях, но и обеспечивающие детям возможность удовлетворить потребность в непосредственном чувственном взаимодействии с объектами природы;
  • игры, позволяющие не только познавать детям природу, но и расширять, а также систематизировать имеющиеся у них знания. Особый интерес, с нашей точки зрения, для реализации задач экологического воспитания детей имеет проведение игр краеведческого содержания, которые не только привлекательны для детей дошкольного возраста, но и позволяют приобщить ребенка к истории, географии, природе, социальной жизни своей малой Родины;
  • опытническую деятельность. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму»! Не случайно традиционно и в системе ознакомления детей дошкольного возраста с миром природы, и их экологического образования и воспитания метод экспериментов используется очень широко и активно. Цель данного метода – обеспечить детям активное познание как предметов и явлений окружающего мира, так и закономерностей, которые в этом мире имеют место быть. Имея огромный развивающий потенциал, главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно обеспечивает дошкольникам реальные представления как о различных сторонах изучаемого предмета или явления, так и о его взаимоотношениях с другими предметами или объектами, а также их средой обитания;
  • и т.д.

2 направление – Инновационные технологии организации работы с детьми экологического содержания. Наряду с методом проектов, внедрением ИКТ-технологий, лепбуков, и прочих инновационных методов и форм организации экологической работы с детьми, как инноватику может быть рассмотрен и повышенный интерес педагогов Нижегородской области к рассмотрению экологического воспитания и образования как важнейшего средства всестороннего и гармоничного развития ребенка-дошкольника. В качестве примера можно привести опыт по интеграции экологического воспитания и духовно-нравственного развития детей, представленный педагогами одного из Сергачских ДОО. Рассматривая природу как средство духовно-нравственного развития, педагоги исходят из того, что нравственные нормативы невозможно заучить. Их нужно осмыслить, прочувствовать, пережить и закрепить в реальном поведении, чему способствуют те акции, которые педагоги систематически проводят совместно с детьми.

Не меньшую, с нашей точки зрения, ценность имеет и решение задач, связанных с экологическим образованием и воспитанием детей дошкольного возраста через призму оптимизации процесса развития их аффективной сферы, а именно, - развитие у них эмпатии по отношению к объектам природы. Данный опыт представлен ДОО города Бор Нижегородской области. В качестве основного метода работы с детьми педагоги предлагают метод экологической идентификации, предполагающий, что ребенок в процессе предлагаемой ему игровой ситуации «перевоплотится» в то животное, которое ему интересно и о котором он хочет дополнительно узнать.

Как инновационный подход к организации экологической работы с детьми в ДОО мы считаем целесообразным выделить, и стремление многих ДОО решать задачи экологического образования и воспитания через разные виды искусства: литературные произведения, изобразительное искусство, музыкальное искусство. Так, весьма продуктивно решают задачи экологического воспитания и образования детей в ДОО Уренского района Нижегородской области, интегрируя данное содержание знаний и пейзажную живопись, активно используя на занятиях с детьми репродукции произведений таких выдающихся художников, как К. Коровин и И. Левитан, А. Саврасов и И. Шишкин.

3 направление – Эколого-развивающая среда ДОО. При этом особый интерес традиционно вызывают вопросы, связанные с организацией и оборудованием уголков природы и участков ДОО. Так, обсуждая оснащение уголков природы и участков, как весьма интересную для детей и эффективную в плане формирования у них основ экологической культуры, можно назвать организацию метеостанций и метеоплощадок, как в групповом уголке природы, так и на территории ДОО, позволяющих детям не только увидеть, но и осознать все те связи и зависимости, которые имеют место в мире природы. Так, педагоги одного из МБДОО Нижнего Новгорода, ориентируясь на идеи Н.И. Богомоловой [1], в качестве оптимальных для решения задач экологического воспитания и образования детей при работе с ними на метеостанции называют наблюдения и беседы, дидактические игры и опыты.

4 направление – Интеграция усилий ДОО и семьи в вопросах экологического образования и воспитания детей. Данная проблема как самостоятельная была выделена не случайно. Семья для ребенка – это первый источник знаний и общественного опыта. Именно в семье, ориентируясь на своих родителей, малыш находит примеры для подражания. И, как отмечает С.В. Глебова [2], если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то, должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность». Основываясь на реализации принципа «общение на равных», в качестве одной из интересных форм работы с семьей по вопросам экологического воспитания детей является досуговая деятельность. Так, педагоги Володарского района Нижегородской области в качестве интересных примеров таких досугов экологического содержания для родителей и их детей предлагают экологический КВН «В гармонии с природой» и «Праздник птиц», совместное изготовление макетов «Климатические зоны» и экосистем «Арктика», «Море», «Саванна», а также проведение разнообразных квестов и поисково-познавательных проектов.

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства», - писал В.А. Сухомлинский [5]. И кто, как не родители призваны помочь малышу увидеть красоту окружающей природы во всех ее проявлениях. Но нередко и сами родители, в силу ли объективных причин, связанных с постоянной занятостью, или в силу причин субъективных, обусловленных особенностями эмоциональной сферы, этой красоты не видят, а, следовательно, - научить замечать ее своего ребенка просто не могут. Помочь стать более чувствительным и открытым природе призвано именно дошкольное учреждение, активно вовлекая родителей в систему экологической работы с детьми.

Мы обратились лишь к краткому экскурсу в опыт экологической работы ДОО Нижегородской области. Но уже из приведенных фактов очевидно, что этот опыт весьма емкий и позитивный как в плане реализации задач экологического воспитания детей, так и задач, связанных с оптимизацией образовательного процесса всех уровней.