Актуальность: Каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья обладает спецификой развития, характерной для определенного вида дизонтогенеза. Это может оказывает влияние на процессы обучения ребенка. Эффективность обучения зависит от способности ребенка усваивать материал, и сложности чаще возникают у детей с ОВЗ. Определение причин трудностей в обучении и оказание помощи по их преодолению является задачей образовательного учреждения. Успешность этого зависит от качества диагностического обследования ребенка. Для успешной диагностики процесс должен быть гибким, осуществляться с опорой на сильные стороны ребенка и с учетом его слабых сторон и личностных особенностей. Обследование детей с целью предоставления коррекционного маршрута выполняет психолого-медико-педагогическая комиссия, предоставляющая заключение с рекомендацией определенной образовательной программы. Данное заключение не сообщает результатов обследования и не дает информации о ребенке.
Цель: Определение блока методик психодиагностического обследования детей с задержкой психического развития в рамках ЦПМПК, максимально адекватного задачам комиссионного обследования и объективной диагностике данных.
Задачи: анализ заключений ЦПМПК, подбор методик для исследования психического развития детей с ЗПР, проведение обследования детей подобранным блоком методик.
Материалы и методы исследования: Исследование проводилось на базе ГБОУ «Школа №2107» г. Москвы. В исследовании приняли участие 15 детей дошкольного возраста 5-7 лет (средний возраст 5,6, ст.откл. 0,632), прошедшие обследование ЦПМПК и имеющие заключение с рекомендацией предоставления специальных условий образования по типу адаптированной основной образовательной программы для детей с задержкой психического развития. Использовались следующие методики: «Корректурная проба», наложенные изображения в черно-белом и цветном вариантах (модификация О. С. Шалиной), «Кубики-вкладыши» (авторская М. А. Панфиловой), «Постучи как я», «2 группы по 3 слова», «Классификация», карточки с предметными изображениями из методики «Классификация» для оценки памяти, составление рассказа по серии сюжетных картинок, «Разрезные картинки», «Копирование домика». Данный блок методик направлен на объективную оценку внимания, восприятия, мышления, памяти, речи, нейродинамических показателей. Эмоционально-волевая и личностная сферы не попали в фокус внимания, так как их объективное изучение едва ли возможно в условиях разовой встречи.
Результаты: Дети с ЗПР в силу низкого внимания и слабости фонематического слуха с большей эффективностью воспринимают короткие и четкие инструкции, не содержащие в себе новых или фонематически неоднозначных слов. Соревновательно-игровая форма предъявления заданий повышает интерес детей без грубого отставания в психическом развитии к пробам и положительно влияет на концентрацию и устойчивость внимания. В случае обследования детей с признаками расстройств аутистического спектра соревновательная форма оказалась малоэффективной, предположительно, из-за низкой социальной мотивации детей с РАС. С такими детьми обследование проводилось через призму интересующей их деятельности. Традиционная игровая форма предъявления более интересна детям со значительным отставанием психического развития. Для детей с умственной отсталостью и синдромом Дауна данный блок подходит в меньшей степени: многие инструкции и стимульный материал потребовали переработки, часть проб оказалась недоступной таким детям. Соревновательная форма и предъявление заданий через игру также оказались неэффективными в этих случаях.
Вывод: Данный блок методик выполнил возложенную на него задачу, и позволил провести объективное обследование детей с ЗПР в рамках ЦПМПК. Было выяснено, как дети с ОВЗ реагируют на методики и способы их предъявления. Данные результаты подтверждают необходимость дальнейшего модифицирования методик для повышения результативности обследования детей с различными видами дизонтогенеза.