Профессия балерины считается одной из самых опасных для здоровья. Вплоть до середины прошлого века такого понятия как «балетная медицина» не существовало, а особым изменениям опорно-двигательного аппарата артистов балета не уделялось должного внимания. Лишь в 1965 году был открыт врачебно – балетный диспансер при Большом театре Союза ССР. В мировой литературе нет ни единого источника, обобщающего историю развития методов диагностики и лечения заболеваний балерин с момента зарождения балетного искусства по наши дни. Из-за необратимых изменений суставов и костей балерины вынуждены заканчивать свою карьеру в 35 лет. В своем исследовании я поставила цель систематизировать развитие методов диагностики и лечения заболеваний стопы с 18 по 21 век. Для выявления наиболее рано развивающихся и самых распространенных заболеваний стопы артистов балета мною было проведено анкетирование студентов факультета хореографии и балета МГУКИ. Результаты говорят о том, что 70% студентов имеют изменения стопы, из них – 90% - вальгусная деформация стопы, 10% - деформирующий артроз. Таким образом, эти заболевания проявляются у балерин уже в начале их карьеры, а знания прошлых поколений врачей в диагностике и лечении заболеваний стопы балерин могут быть полезны и по сей день. Вальгусная деформация – это медиальная девиация первой плюсневой кости и латеральная девиация и внутренняя ротация первого пальца стопы, обусловленная чрезмерной нагрузкой. Для диагностики в 18 веке измерялась амплитуда движений первого плюсне-фалангового сустава, проверялось наличие крепитации и выраженность болевого синдрома при движении. С конца 19 века для подтверждения диагноза используются рентгенограммы в прямой, боковой, косой и сесамовидной проекциях. В наше время, помимо рентген-диагностики используются такие методы, как стабилография, динамометрия, подография, плантография. Лечение вальгусной деформации до 19 века было консервативным, использовали компрессы с желчью животных, красной глиной, отварами лопуха. Первая операция, направленная на коррекцию деформации выполнена Reverdin 4 мая 1881 года в Генфере, после удаления экзостоза выполнена клиновидная резекция с противоположной стороны, что стало прообразом последующих операций по коррекции вальгусной деформации при помощи остеотомии. Сейчас на ранних стадиях используется консервативное лечение: применение ортопедических корректоров, ортезирование, тейпирование, внутрисуставное введение стероидных препаратов, физиотерапия, противовоспалительная терапия – все это стало возможным благодаря ранней диагностике заболевания, до появления видимых изменений. В поздних стадиях применяют мягкотканные операции, различные модификации остеотомий, артродез, а также лазерную коррекцию. Период реабилитации заключается в ношении специального «ортопедического сапога», и обуви для разгрузки переднего отдела стопы.
Деформирующий артроз первого плюснефалангового сустава стопы – признак раннего старения опорно-двигательного аппарата у артистов балета. Проявляется болями в суставе, крепитацией при движении, увеличением объема сустава и ограничениями движения. Если суставы болят, это подагра - такое мнение бытовало с древности до начала ХIХ века. Лишь во второй половине ХХ века стало понятно, что главный виновник артроза – нарушение обмена веществ, в результате которого постепенно разрушается внутрисуставной хрящ. До появления рентгена это заболевание не дифференцировали и с вальгусной деформацией. Современные способы диагностики включают в себя рентген, ЯМР, КТ, остеоцинтиграфия, УЗИ. В 17-18 веке для лечения использовали компрессы из сухого корня девясила, меда, сосновых ветвей, теплые ванночки с морской солью, принимали внутрь отвар корня марены красной. В 19 веке методами лечения были: лечебная гимнастика, полуспиртовые компрессы, 10-% йодно-калиевая мазь, физиотерапия – в 20 веке. В наше время консервативное лечение - ношение ортезов, инъекции анальгетиков, внутрисуставные иньекции гиалуроната натрия, хондропротекторы, ГКС локально пролонгированного действия, хирургическое лечение - эндопротезирование сустава показано у балерин с выраженным болевым синдромом, неподдающихся консервативному лечению, при наличии серьезного нарушения функций сустава (до развития значительных деформаций, нестабильности сустава, контрактур и мышечной атрофии).
В заключение хотелось бы отметить, что существенные прорывы в развитии медицины, такие как изобретение рентгена, МРТ, КТ, а также внедрение новых, малоинвазивных операций существенно повлияли на диагностику и лечение артистов балета, позволили выявлять хронические заболевания стопы на самых ранних стадиях, когда возможно консервативное лечение, тем самым избавив артистов от калечащих операций и невозможности продолжать свою профессиональную деятельность.