Цель работы: проанализировать марки шин для колёсного транспортёра типа тяговый модуль 2к2+ прицеп.
Для этого произведем выбор четырёх вариантов шин для тягача и один вариант шин для прицепа.
Для тягача выбираем шины следующих марок: В-105А; В-24; В-110; Ф-35 [1].
Их основные характеристики представлены в таблице 1.
Таблица 1. Характеристики вариантов шин для тягача [2,3].
№ |
Обозначение шины |
Обод |
Краткая характеристика шины |
||||
модель |
Норма слойности |
Наружный диаметр, мм |
Ширина профиля, мм, не более |
Масса шины, кг, не более |
|||
1 |
8.3 – 20 |
W7 |
В-105А |
8 |
950±9 |
211 |
39 |
2 |
9.0 – 20 |
W8 |
В-24 |
6 |
964±8 |
245 |
43 |
3 |
9.5 – 32 |
W8 |
В-110 |
6 |
1240±3 |
241 |
46 |
4 |
11.2 – 20 |
W10 |
Ф-35 |
8 |
985±9 |
284 |
49 |
Для прицепа выбираем шины И-83 основные характеристики которых представлены в таблице 2.
Таблица 2. Характеристики шины прицепа [4,5].
Обозначение шины |
Обод |
Краткая характеристика шины |
||||
Модель |
Норма слойности |
Наружный диаметр, мм |
Ширина профиля, мм, не более |
Масса шины, кг, не более |
||
8,25 - 15 |
5,00s |
И-83 |
8 |
830±9 |
210 |
30 |
ВАРИАНТ №1
1) В-105А – трактор; 5,00s – прицеп.
Основные характеристики выбранных шин представлены в таблицах 1 и 2.
Расчет производился с помощью языка программирования Basic GW-BASIC 3.22, версии реализации GW-BASIC [6].
(C) Copyright Microsoft 1983, 1984, 1985, 1986, 1987
60300 Bytes free,
Ok,
LOAD"pro3,
Ok,
RUN.
Ввести число цилиндров двигателя I1,? 1; Ввести тактность двигателя T1,? 2; Ввести максимальный крутящий момент двигателя М1,? 7; Ввести частоту вращения коленчатого вала при максимальном моменте N4, ? 5500; Ввести математическое ожидание частоты вращения коленвала NO, ? 5310; Ввести теплотворную способность топлива H1, ? 44000; Ввести эффективный кпд двигателя Т2, ? 0.15; Ввести статический радиус колеса мотоблока R1 (М), ? 0.475; Ввести ширину шины мотоблока Р1 (М), ? 0.211; Ввести высоту профиля шины мотоблока, НО (М), ? 0.211; Ввести половину ширины внешней закраины бортов шины мотоблока В (М) (В=Р1/2 (M),? 0.105; Ввести максимальную высоту протектора шины мотоблока в сечении протектора и брекера шины Р3 (М),? 0.026; Ввести коэффициент 11 S2,? 8.3; Ввести коэффициент 1 для шины мотоблока S1, ? 0.997; Ввести давление в шинах мотоблока Р (ПА), ? 80000; Ввести статический кпд трансмиссии мотоблока ТО, ? 0.78; Ввести передаточное число главной передачи мотоблока I10, ? 29; Ввести вес мотоблока G1 (H), ? 2500; Ввести вес прицепа G2 (H), ? 5500; Ввести грузоподъемность прицепа G3 (H), ? 8500; Ввести коэффициент бируля М, ? 1.5; Ввести коэффициент бируля С, ? 2.5; Ввести количество колес прицепа N3, ? 2; Ввести статический радиус колеса прицепа R5 (M), ? 0.415; Ввести ширину шины прицепа Р2 (М), ? RUN, ?Redo from start, ?; Ввести высоту профиля шины мотоблока Н5 (М), ? 0.21; Ввести половину ширины внешней закраины бортов шины прицепа В1 (В1=Р2/2) (М), ? 0.105; Ввести коэффициент 1 для шины прицепа S4, ? 0.47; Ввести коэффициент 11 для шины прицепа S3, ? 3.5; Ввести давление в шинах прицепа Р9 (ПА), ? 14000; Ввести угол руководящего подъема L (PAD), ? 0.1; Ввести математическое ожидание угла наклона продольных поверхностей неровностей волока во (РАД), ? 0.15; Ввести момент инерции кшм двигателя I3 (КГ М^2), ? 0.0061; Ввести плотность резины G8 (КГ/М^3), ? 2000; Ввести плотность стали G9 (КГ/М^3), ? 9000; Ввести толщину колесного диска S9 (M), ? 0.004; Ввести шаг интегрирования по частоте Q2 (C^-1), ? 0.1; Ввести предел интегрирования по частоте Q10 (C^-1), ? 5; Ввести начальное значение интегральной суммы J0, ? 0; Ввести начальный предел интегрирования по частоте Q (C^-1), ? 0; Ввести среднюю поступательную скорость движения агрегата V (М/С), ? 1.5.
Статическая составляющая часового расхода топлива (кг/ч) B= 1.665592
Динамическая составляющая расхода топлива (кг/ч) M10= 1.46216
Суммарный часовой расход топлива (кг/ч) B10= 1.81180
Ok
ВАРИАНТ №2
2) В-24 – трактор; 5,00s – прицеп.
Основные характеристики выбранных шин представлены в таблицах 1 и 2.
Расчет производился с помощью языка программирования Basic GW-BASIC 3.22, версии реализации GW-BASIC.
(C) Copyright Microsoft 1983, 1984, 1985, 1986, 1987
60300 Bytes free,
Ok,
LOAD"pro3,
Ok,
RUN.
Ввести число цилиндров двигателя I1, ? 1; Ввести тактность двигателя T1, ? 2; Ввести максимальный крутящий момент двигателя М1, ? 7; Ввести частоту вращения коленчатого вала при максимальном моменте N4, ? 5500; Ввести математическое ожидание частоты вращения коленвала NO, ? 5312; Ввести теплотворную способность топлива H1, ? 44000; Ввести эффективный кпд двигателя Т2, ? 0.15; Ввести статический радиус колеса мотоблока R1 (М), ? 0.482; Ввести ширину шины мотоблока Р1 (М), ? 0.245; Ввести высоту профиля шины мотоблока НО (М), ? 0.245; Ввести половину ширины внешней закраины бортов шины мотоблока В (М) (В=Р1/2 (M), ? 0.122; Ввести максимальную высоту протектора шины мотоблока в сечении протектора и брекера шины Р3 (М), ? 0.026; Ввести коэффициент 11 S2, ? 8.3; Ввести коэффициент 1 для шины мотоблока S1, ? 0.997; Ввести давление в шинах мотоблока Р (ПА), ? 80000; Ввести статический кпд трансмиссии мотоблока ТО, ? 0.78; Ввести передаточное число главной передачи мотоблока I10, ? 29; Ввести вес мотоблока G1 (H), ? 2500; Ввести вес прицепа G2 (H), ? 5500; Ввести грузоподъемность прицепа G3 (H), ? 8500; Ввести коэффициент бируля М, ? 1.5; Ввести коэффициент бируля С, ? 2.5; Ввести количество колес прицепа N3, ? 2; Ввести статический радиус колеса прицепа R5 (M), ? 0.415; Ввести ширину шины прицепа Р2 (М), ? 0.21; Ввести высоту профиля шины мотоблока Н5 (М), ? 0.21; Ввести половину ширины внешней закраины бортов шины прицепа В1 (В1=Р2/2) (М), ? 0.105; Ввести коэффициент 1 для шины прицепа S4, ? 0.47; Ввести коэффициент 11 для шины прицепа S3, ? 3.5; Ввести давление в шинах прицепа Р9 (ПА), ? 14000; Ввести угол руководящего подъема L (PAD), ? 0.1; Ввести математическое ожидание угла наклона продольных поверхностей неровностей волока ВО (РАД), ? 0.15; Ввести момент инерции кшм двигателя I3 (КГ М^2), ? 0.0061; Ввести плотность резины G8 (КГ/М^3), ? 2000; Ввести плотность стали G9 (КГ/М^3), ? 9000; Ввести толщину колесного диска S9 (M), ? 0.004; Ввести шаг интегрирования по частоте Q2 (C^-1), ? 0.1; Ввести предел интегрирования по частоте Q10 (C^-1), ? 5; Ввести начальное значение интегральной суммы J0, ? 0; Ввести начальный предел интегрирования по частоте Q (C^-1), ? 0; Ввести среднюю поступательную скорость движения агрегата V (М/С), ? 1.5
Статическая составляющая часового расхода топлива (кг/ч) B= 1.734424
Динамическая составляющая расхода топлива (кг/ч) M10= 1.5637453
Суммарный часовой расход топлива (кг/ч) B10= 2.298169,
Ok.
ВАРИАНТ №3
3) В-110 – трактор; 5,00s – прицеп.
Основные характеристики выбранных шин представлены в таблицах 1 и 2.
Расчет производился с помощью языка программирования Basic GW-BASIC 3.22, версии реализации GW-BASIC.
(C) Copyright Microsoft 1983, 1984, 1985, 1986, 1987
60300 Bytes free,
Ok,
LOAD"pro3,
Ok,
RUN.
Ввести число цилиндров двигателя I1,? 1; Ввести тактность двигателя T1, ? 2; Ввести максимальный крутящий момент двигателя М1, ? 7; Ввести частоту вращения коленчатого вала при максимальном моменте N4, ? 5500; Ввести математическое ожидание частоты вращения коленвала NO, ? 5312; Ввести теплотворную способность топлива H1, ? 44000; Ввести эффективный кпд двигателя Т2, ? 0.15; Ввести статический радиус колеса мотоблока R1 (М), ? 0.620; Ввести ширину шины мотоблока Р1 (М), ? 0.241; Ввести высоту профиля шины мотоблока НО (М), ? 0.241; Ввести половину ширины внешней закраины бортов шины мотоблока В (М) (В=Р1/2 (M), ? 0.120; Ввести максимальную высоту протектора шины мотоблока в сечении протектора и брекера шины Р3 (М), ? 0.026; Ввести коэффициент 11 S2,? 8.3; ввести коэффициент 1 для шины мотоблока S1, ? 0.997; Ввести давление в шинах мотоблока Р (ПА), ? 80000; Ввести статический кпд трансмиссии мотоблока ТО, ? 0.78; Ввести передаточное число главной передачи мотоблока I10, ? 29; Ввести вес мотоблока G1 (H), ? 2500; Ввести вес прицепа G2 (H), ? 5500; Ввести грузоподъемность прицепа G3 (H), ? 8500; Ввести коэффициент бируля М, ? 1.5; Ввести коэффициент бируля С, ? 2.5; Ввести количество колес прицепа N3, ? 2; Ввести статический радиус колеса прицепа R5 (M), ? 0.415; Ввести ширину шины прицепа Р2 (М), ? 0.21; Ввести высоту профиля шины мотоблока Н5 (М), ? 0.21; Ввести половину ширины внешней закраины бортов шины прицепа В1 (В1=Р2/2) (М), ? 0.105; Ввести коэффициент 1 для шины прицепа S4, ? 0.47; Ввести коэффициент 11 для шины прицепа S3, ? 3.5; Ввести давление в шинах прицепа Р9 (ПА), ? 14000; Ввести угол руководящего подъема L (PAD), ? 0.1; Ввести математическое ожидание угла наклона продольных поверхностей неровностей волока ВО (РАД), ? 0.15; Ввести момент инерции кшм двигателя I3 (КГ М^2), ? 0.0061; Ввести плотность резины G8 (КГ/М^3), ? 2000; Ввести плотность стали G9 (КГ/М^3), ? 9000; Ввести толщину колесного диска S9 (M), ? 0.004; Ввести шаг интегрирования по частоте Q2 (C^-1), ? 0.1; Ввести предел интегрирования по частоте Q10 (C^-1), ? 5; Ввести начальное значение интегральной суммы J0, ? 0; Ввести начальный предел интегрирования по частоте Q (C^-1), ? 0; Ввести среднюю поступательную скорость движения агрегата V (М/С), ? 1.5
Статическая составляющая часового расхода топлива (кг/ч) B= 1.730579
Динамическая составляющая расхода топлива (кг/ч) M10= 1.5726692
Суммарный часовой расход топлива (кг/ч) B10= 2.303248,
Ok
ВАРИАНТ №4
4) Ф-35 – трактор; 5,00s – прицеп.
Основные характеристики выбранных шин представлены в таблицах 1 и 2.
Расчет производился с помощью языка программирования Basic GW-BASIC 3.22, версии реализации GW-BASIC.
(C) Copyright Microsoft 1983, 1984, 1985, 1986, 1987
60300 Bytes free,
Ok,
LOAD"pro3,
Ok,
RUN.
Ввести число цилиндров двигателя I1, ? 1; Ввести тактность двигателя T1, ? 2; Ввести максимальный крутящий момент двигателя М1, ? 7; Ввести частоту вращения коленчатого вала при максимальном моменте N4, ? 5500; Ввести математическое ожидание частоты вращения коленвала NO, ? 5312; Ввести теплотворную способность топлива H1, ? 44000; Ввести эффективный кпд двигателя Т2, ? 0.15; Ввести статический радиус колеса мотоблока R1 (М), ? 0.492; Ввести ширину шины мотоблока Р1 (М), ? 0.284; Ввести высоту профиля шины мотоблока НО (М), ? 0.284; Ввести половину ширины внешней закраины бортов шины мотоблока В (М) (В=Р1/2 (M), ? 0.142; Ввести максимальную высоту протектора шины мотоблока в сечении протектора и брекера шины Р3 (М), ? 0.026; Ввести коэффициент 11 S2, ? 8.3; Ввести коэффициент 1 для шины мотоблока S1, ? 0.997; Ввести давление в шинах мотоблока Р (ПА), ? 80000; Ввести статический кпд трансмиссии мотоблока ТО, ? 0.78; Ввести передаточное число главной передачи мотоблока I10, ? 29; Ввести вес мотоблока G1 (H), ? 2500; Ввести вес прицепа G2 (H),? 5500; Ввести грузоподъемность прицепа G3 (H), ? 8500; Ввести коэффициент бируля М,? 1.5; Ввести коэффициент бируля С ? 2.5; Ввести количество колес прицепа N3,? 2; Ввести статический радиус колеса прицепа R5 (M),? 0.415; Ввести ширину шины прицепа Р2 (М),? 0.21; Ввести высоту профиля шины мотоблока Н5 (М),? 0.21; Ввести половину ширины внешней закраины бортов шины прицепа В1 (В1=Р2/2) (М),? 0.105; Ввести коэффициент 1 для шины прицепа S4,? 0.47; Ввести коэффициент 11 для шины прицепа S3,? 3.5; Ввести давление в шинах прицепа Р9 (ПА),? 14000; Ввести угол руководящего подъема L (PAD),? 0.1; Ввести математическое ожидание угла наклона продольных поверхностей неровностей волока ВО (РАД),? 0.15; Ввести момент инерции кшм двигателя I3 (КГ М^2),? 0.0061; Ввести плотность резины G8 (КГ/М^3), ? 2000; Ввести плотность стали G9 (КГ/М^3), ? 9000; Ввести толщину колесного диска S9 (M), ? 0.004; Ввести шаг интегрирования по частоте Q2 (C^-1), ? 0.1; Ввести предел интегрирования по частоте Q10 (C^-1), ? 5; Ввести начальное значение интегральной суммы J0, ? 0; Ввести начальный предел интегрирования по частоте Q (C^-1), ? 0; Ввести среднюю поступательную скорость движения агрегата V (М/С), ? 1.5.
Статическая составляющая часового расхода топлива (кг/ч) B= 1.733342
Динамическая составляющая расхода топлива (кг/ч) M10= 1.5642852
Суммарный часовой расход топлива (кг/ч) B10= 2.297628,
Ok.
На рисунке 1 представлена диаграмма суммарного расхода топлива для каждого типа шин.
Рис. 1. Диаграмма суммарного расхода топлива
Вывод: В соответствии с поставленной оптимизационной задачей, транспортер с указанными проектными параметрами рекомендуется оснастить шинами: на тяговом модуле модели В-105А, на одноосном прицепе двумя шинами модели И-83. При этом прогнозируемый минимальный суммарный часовой расход топлива в грузовом режиме составит 1,81180 кг/ч.