Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ON THE DEVELOPMENT OF MORAL BEHAVIOR OF PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Chugunova V.V. 1 Kisova V.V. 1
1 Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin
Educational work with children in kindergartens is aimed at providing conditions that open the possibility for each child to further social adaptation in the world, taking into account the acquired moral and ethical norms and rules, as well as relying on the formed moral qualities that ensure the application of these rules in everyday life. In this regard, it is necessary as soon as possible to acquaint preschoolers with moral ideas to form their ability to follow these standards in their own behavior. The formation of moral behavior in preschool children with mental retardation is one of the main points in the process of their adaptation in an expanding society. This article discusses the problem of development of moral behavior in children with mental retardation. The review of the main researches on the studied subject is given. The basic research of moral behavior in domestic and foreign psychology is analyzed. The results of a comparative study of the features of the formation of moral behavior in preschool children with delay and normal mental development. Conclusions are made about the specifics of moral behavior in children with this type of dysontogenesis. This topic is relevant due to the fact that moral education is necessary for the development of a full-fledged human personality.
moral behavior
preschoolers
mental retardation
personality
moral and ethical standards

Проблемой нравственного воспитания и развития личности интересовались ученые и исследователи на протяжении долгого времени. Многие исследователи указывали на то, что нравственное поведение является не результатом следования определённым нормам и правилам поведения, а является внутренним состоянием человека, которое формируется в процессе работы над собой.

Нравственное поведение представляет собой личностное образование, в котором определенные формы поведения индивида соотносятся с моральными нормами и принципами общества. В психологии особенности нравственного поведения, его суть, способы формирования и результаты, принято изучать с точки зрения деятельностного подхода.

Единицей нравственного поведения служит действие, ориентация которого направлена на социальное окружение или события. Совокупность подобных действий формирует способы поведения, которые являются сутью нравственных поступков. Совокупность нравственных поступков определяет направленность нравственного поведения индивида. Вместе с тем, способы поведения не единственные составляющие нравственных поступков, в них также входят намерения индивида, его мотивы, нравственные решения и результаты, полученные в ходе действий.

Ряд авторов, например, такие как Г.И. Акуленко [1], С.Ф. Анисимов [2], Л.С. Выготский [7], А.А. Гусейнов [8], сходятся во мнении о существовании связи между процессом формирования нравственного поведения и освоение основных норм и правил поведения социума, выбор в пользу нравственного поступка является добровольным и осознанным актом. Иначе говоря, нравственный поступок индивида «создается» не только на основе информации полученной извне, но и на основе «внутренней» позиции – своих чувств, мнений и ощущений.

Таким образом, учитывая все вышеприведенные определения, мы приходим к выводу, что нравственное поведение представляет собой способность делать свободный, но осознанный нравственный выбор и практически его реализовывать. Нравственный поступок совершается по отношению к другим индивидам или предметами действительности. Нравственный поступок основывается на принятых в обществе нормах морали и поведения, ориентируясь не только на правила, но и на собственные убеждения, знания и ощущения.

Помимо этого, в состав поступка включают еще и нравственное решение, принятое на основе анализа ситуации межличностного взаимодействия и определения тактики его практической реализации.

Поступок характеризуется тем, что человек способен осознанно ставить цель, выбирать необходимые средства и действовать. При этом цель может быть одна, а средства ее достижения разные. В зависимости от того, какие средства будут выбраны, может измениться и оценка результата поступка. Поступок не отождествляется с действиями, его состав шире. Прежде всего, он направляется теми или иными мотивами, отражающими отношение личности к нормам, автору поведения, самой ситуации взаимодействия.

В процессе воспитания и обучения, которое направлено на формирование нравственной личности, индивид приобретает необходимые ему качества и умения, с помощью которых формирует свои нравственные представления. К этим качествам относятся осознанность, устойчивость, целенаправленность.

Большинство необходимых человеку умений и навыков формируется в дошкольный период. Дошкольное детство является одним из основных этапов становления нравственного поведения. Поэтому важно изучать процесс формирования, условий развития нравственного поведения, способы и методы его развития с дошкольного периода. Это поможет не просто изучить, но и понять в каком направлении двигаться в процессе формирования нравственной личности.

Формирование нравственного поведения у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одним из главных моментов в процессе их адаптации в расширяющемся социуме. Вследствие ограниченных возможностей психоречевого развития детей с ЗПР у них отмечается ряд специфических особенностей развития социального поведения в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Ребенку старшего дошкольного возраста с ЗПР трудно регулировать свое поведение, их социальное поведение отличается ситуативностью, недостаточно сформированными представлениями о нравственных качествах человека, слабой ориентировкой в нравственно-этических нормах. Это нацеливает ученых-исследователей на поиск наиболее эффективных направлений и форм коррекционно-педагогической работы по формированию нравственного поведения старших дошкольников с ЗПР.

О.С. Богданова [4] формулирует педагогическое правило: «нравственные представления формируются в сознании ребенка на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми».

Вопросами нравственного воспитания интересовали достаточно многие видные ученые, как зарубежные, так и отечественные. Одной из них была отечественный ученый, которая занималась изучением дошкольной психологии и педагогики – Р.С. Буре [5]. По ее утверждению, нормы нравственного воспитания являются не врожденным качеством, а приобретенным. Все индивиды приобретают их в процессе воспитания, иначе говоря нравственные нормы и правила прививаются человеку в процессе его взаимодействия с социумом. Важную роль, при этом, играют различные социальные и экономические факторы, в которых находится ребенок. В число этих факторов включают социальное положение семьи, экономическое благосостояние, полнота семьи, атмосфера, окружающая ребенка и прочее.

Проведя анализ литературы по проблеме исследования можно выделить условную возрастную периодизацию, в период которой начинается формирование нравственного сознания детей дошкольного возраста. Периодизация отображает основные характеристики формирования нравственного сознания, учитывающих индивидуальные особенности детей:

– 3-4 года – в этом возрасту у детей еще нет четких представлений о нравственности, их нравственные чувства и эмоции неопределенные, отношения с другими людьми нестабильны, наблюдается размытость моральной мотивации. Этот этап характеризуется диффузным состояние нравственного сознания.

– 4-5 лет – нравственные категории в сознании и понимании детей этого возраста еще недостаточно четкие и не дифференцированы, представления о «добре» и «зле», о том, что такое хорошо, а что плохо еще достаточно поляризованы (иначе говоря, есть только «черное» и «белое»). Присутствует нестабильность в нравственном выборе и отношении. Наблюдается общая нравственная недифференцированность.

– 5-7 лет – у детей в этом возраста проявляется способность разделения нравственных понятий, основываясь на их структуре, в этом возрасте дети уже достаточно точно могут дифференцировать нравственные качества; обладают способность к совершению положительного нравственного выбора. Этот этап можно охарактеризовать как структурированный и обладающий целостностью начальный этап нравственного сознания.

Детское сознание понимается как «сознание» и является комплексом знаний вкупе с иными важными составляющими. К этим составляющим причисляют: совокупность чувств и эмоций, переживаний, душевные порывы и намерения, которые отражены в мысленных действиях. Другими словами, это «Я», в которое включено знание, отражающее переработанные наборы значений. Диалектическое соединение значений, смыслов, нравственной активности, нравственной устойчивости и т. д. способствует обеспечению целостности личности дошкольника.

Эмотивная составляющая начал нравственного сознания детей, представленная его чувственной тканью, развивается от общей чувственно-положительной окрашенности нравственно-направленных действий, поступков, намерений к более или менее полному осознанию нравственных чувств и эмоций как собственных, так и других людей.

По этой причине можно говорить о том, что существует специфичные этапы процесса формирования нравственного сознания детей дошкольного возраста, которой может соответствовать адекватная классификация в соответствии с целенаправленным его формированием. Первый этап состоит из прояснения основ нравственного сознание, на котором проясняются и уточняются нравственные представления дошкольников, происходит обогащение и коррекция этих представлений. На первом этапе также можно стимулировать проявление некоторых нравственных чувств и эмоций. Второй этап заключается в развитии нравственного сознания, которое заключается в переходе от одного нравственного понятия к другим и раскрытию этих понятий (например, через раскрытие и структурирование понятия «добрый человек» ребенок понимает такие качества как «доброжелательность», «отзывчивость», «заботливость» и др.). Далее развитие основ нравственного сознание взаимосвязано с пониманием таких явление, которые относятся к морали и этике – например, «добро», «зло» и др. Этот этап помогает дошкольникам не только узнать о нравственных качествах, но и понять их, осознать и принять.

Третий этап заключается в том, что происходит последовательное и систематическое уточнение понятий и представлений детей-дошкольников о правилах и нормах морали. Всем определениям на этом этапе придается отчетливость, они «оформляются», становятся более упорядоченными, проясняются (если были искажены в восприятии детей). Этот этап, на основе имеющихся знаний и представлений у детей, позволяет в достаточной мере углубить и расширит имеющиеся понятия и представления, перейти на следующий уровень. Более высокий уровень заключается в овладении основными понятиями не только в узком смысле, но и в более широком, общечеловеческом понимании.

Анализ литературы по проблеме нравственного поведения дошкольников с ЗПР обнаружил малую изученность данного вопроса в специальной психологии и коррекционной педагогике. Проблема нравственного развития, нравственного сознания и поведения детей с ЗПР в разной мере освещалась в исследованиях отечественных психологов Н.Л. Белопольской [3], Е.А. Винниковой [6], Э.И. Кякинен [12], И.Ф. Марковской [13] и др. Авторы отмечают, что нравственная сфера детей с ЗПР имеет ряд особенностей в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Эти особенности проявляются в ситуативности поведения ребенка, слабой ориентировке детей в нравственно-этических нормах, что ведет к нереализованным возрастным возможностям в нравственном становлении ребенка и не может не отражаться на формировании его личности. Эти дети иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают социальный мир и функционируют в нем недостаточно адекватно, некритично, часто инфантильно. В связи с этим проблема социализации детей с ЗПР приобретает особую актуальность.

Авторы Л.Э. Семенова, Н.П. Шашкина [14] сделали сравнительное исследование нравственных ориентиров, изучили нравственное поведение детей в его вербальном и невербальном проявлении. В своем исследовании они обратили внимание на детей с нормальным развитием и детей с задержкой психического развития. В ходе анализа полученных данных они указывают на опосредованность формирования нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста на основе гендерных различий.

Н.А. Деревянкина [9] указывает в своей работе, что у детей с ЗПР отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

А. С. Кузина [11] приводит в своей работе точку зрения М. Вагнеровой о том, что у детей с ЗПР зачастую отсутствует правильное понимание социальной роли и положения, отмечается недостаточная дифференциация лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений.

Анализ результатов исследования, проведенный Е.С. Слепович, Е.А. Винниковой [6], показал картину морального поведения, соответствующую второму переходному этапу, так называемому феномену рассогласования вербального и реального поведения. Старшие дошкольники с ЗПР, дети-сироты, владеют знаниями об элементарных социальных нормах поведения, однако в основном используют их при вербальном поведении, а в реальном поведении очень часто нарушают социальные нормы. Основной причиной рассогласования являются особенности мотивации детей, которая изменяется при переходе от вербального к реальному плану действий. Вербальное поведение характеризуется тем, что отсутствует реальный соблазн, склоняющий ребенка к нарушению правила. Мотив нормативного поведения в вербальной ситуации достаточно силен. В реальном конфликте уменьшается воздействие мотива нормативного поведения и появляется крайне сильный мотив нарушения правила. Эта картина соотносится с тем, что наблюдается в дошкольном возрасте у нормально развивающихся детей.

Результаты исследования позволяют говорить о том, что моральное поведение старших дошкольников с ЗПР не просто соответствует раннему возрасту нормально развивающихся детей, а отличается определенными специфическими особенностями. Представление о социальных нормах у старших дошкольников с ЗПР носит размытый характер. Причем аморальные способы решения нравственной проблемы осознаются ими часто как социально приемлемые. Функционирование моральных норм тесным образом зависит от характера ситуации, в которой они используются (конкретность - абстрактность, жесткая ранжированность ситуации - ситуация, предполагающая большее количество степеней свободы в действовании). Чем конкретнее ситуация, тем большая вероятность выполнения детьми с ЗПР моральных норм. На вербальном уровне у детей с ЗПР прогноз поведения в ситуации морального конфликта зависит от того, насколько данная ситуация приобрела для него личностный смысл. Чем ситуация личностно значимее для ребенка, тем чаще прогноз поведения в ней соответствует моральным нормам общества.

В период дошкольного детства у ребенка начинают складываться первые моральные суждения и оценки. Это дает первоначальные представления о существующих нравственных нормах в обществе и их значимости. В процессе взросления ребенок начинает понимать зачем ему нравственные представления и как они действуют, формируется сознательная нравственность, иначе говоря – поведение ребенка коррелируется с нравственными нормами. В результате усвоения нравственных норм дети дошкольного возраста приобретают целостность личности, ее единство, включающее сознание, чувства и общественное ценное поведение. Качество формирования нравственного сознания у детей среднего дошкольного возраста достаточно сильно зависит от того, насколько сотрудничают родители и детский сад в процессе воспитания детей, а также оказывает влияние правильно подобранные психолого-педагогические условия воспитания. При этом у дошкольников с ЗПР отмечается слабая ориентированность на своих сверстников, что может быть причиной низкого уровня развития нравственного поведения.

Таким образом, обобщая все изученные нами данные мы приходим к выводу, что в современной педагогике и психологии имеется несоответствие между актуальностью проблемы нравственного поведения и воспитания детей с ЗПР и количеством теоретических и эмпирических исследований по этой проблеме.