Современная парадигма образовательной науки определила новую принципиальную установку, основанную на представлении о том, что интеллектуальный труд, умственная деятельность является основой любой практической деятельности. В связи с этой новой концепцией способы подачи учебного материала преподавателем высшего учебного учреждения, применяемые технологии преподавания должны претерпевать необходимые прогрессивные изменения [1, 2, 4, 7, 8].
Одновременно с изменением парадигмы образования в современном российском обществе высшее образование приобретает концепт жизненного капитала и главного ресурса личности. В связи с этим возрастает роль организаций высшего профессионального образования, к которым предъявляются все новые, более жесткие требования в плане ответственности за образовательную деятельность, за качество преподавания, за интеграцию в практическую деятельность образовательных навыков, полученных студентами в процессе обучения. Необходимо базисное переосмысление понятия «обученный специалист».
Прежде всего, необходимо понимать, что разделение на инновационное и традиционное обучение является весьма условным. Инновационное обучение отличается от традиционного обучения лишь тем, что более ориентировано на требования современного общества к самой личности обучаемого, требует от нее стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, умения применять на практике знания, полученные в процессе получения образования. За основу в инновационном обучении взяты традиционные педагогические технологии, которые лишь скорректированы и усилены в данном направлении.
Задача педагога высшей школы теперь включает не простую передачу знаний студентам, а в большей степени создание условий для их самостоятельного обучения, направление на овладение основами социальных, гражданских, профессиональных компетенций [6].
Современная тенденция такова, что высшие образовательные организации, обнаруживают тенденцию к активному внедрению педагогических технологий в процесс обучения студентов. В числе направлений внедрения педагогических технологий выступает подготовка и обучение педагогов к реализации компетентностного подхода, а также оснащение высшие образовательных организаций необходимыми техническими средствами и учебно-демонстрационными материалами, отвечающими учебному процессу.
В основу нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования положен так называемый компетентностный подход, составляющий сердцевину практически-ориентированного обучения, устанавливающий подчиненность знаний достижению конечного результата, делающий главный акцент на практико-ориентированной стороне вопроса, на готовности выпускаемого специалиста к определенным практическим действиям и операциям. Согласно современному Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования высшая образовательная организация должна выпускать специалистов с наработанным опытом деятельности.
Педагогический процесс является совокупностью и комбинированием двух взаимозависимых направлений деятельности – преподавания и обучения, связанных воедино в единую систему. Преподавание представляет собой формирование познавательной активности студентов, имеющее своей целью усвоение ими знаний, приобретение ими определенных компетенций, которые в дальнейшем могли бы быть применены в практической деятельности. Обучение означает сознательную деятельность самих студентов, направленную на овладение системой преподаваемых знаний.
Для того чтобы дать положительный толчок формированию такой сознательности у обучаемых, традиционно используются основные принципы педагогического процесса: воспитание перфекционизма, возбуждение интереса к изучаемому предмету, стремления к самостоятельному его постижению, привитие пунктуальности, обязательности, дисциплинированности, стремления к тому, чтобы работа выполнялась точно в установленные сроки, объяснение принципов и способов самоподготовки, объяснение практической значимости получаемых знаний их предметной результативности.[3]
Подготовка и осуществление учебного процесса представляет собой реализацию системы соотносимых понятий: от дидактики к методике, от методики к педагогическому процессу, предполагающему в первую очередь детальную разработку педагогической технологии. Необходимо пояснить соотношение этих академических понятий. Дидактика представляет собой общую абстрактную теорию обучения. Она рассматривает цели, проблемы, содержание, формы, методы и средства преподавания и обучения в совокупности.
Методика представляет собой как бы выражение частного случая функционирования дидактики, являясь теорией обучения определенному предмету, составляющему содержание определенного учебного курса. Методика проектируется и выстраивается, на основе конкретизации общих положений дидактики, учитывая определенные цели, условия обучения и комплекс педагогических задач.
Методика преподавания должна обеспечивать донесение до сознания студентов научной парадигмы. В ходе изложения материала необходимо учитывать последние достижения науки с аргументированным отказом от устаревших концепций, а также демонстрацией постоянной связи теории с практикой. В целях достижения указанного эффекта необходимо соблюдать направленность изложения учебного материала на раскрытие особенностей развития этой связи в современных условиях, использовать передовые практические наработки в области учебной дисциплины. Преподавание должно сочетать абстрактные суждения и наглядность изучаемого предмета, быть систематическим и последовательным, что повысит прочность усвоения приобретаемых знаний у обучаемых.
Следует также учитывать уровень общей и специальной подготовки аудитории, что должно обеспечить изложение материала доступным по объему информации, содержанию и наглядности, но с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, специализации учебного заведения, учебного плана и рабочей учебной программы. При разработке учебного плана и рабочей учебной программы необходимо неукоснительно придерживаться соблюдения требований типовой программы высшей школы, не допуская упрощения или напротив усложнения уровня подачи учебного материала [5].
Педагогический процесс необходимо, прежде всего, детально спроектировать во всех его компонентах, таких как формы и методы воспитания и преподавания, изложение содержания преподаваемой дисциплины, средства обучения. Определенная педагогическая технология должна выстраивается под каждую конкретную задачу педагогического процесса.
Согласно высказыванию российского ученого-педагога А.М. Новикова, одного из создателей современной методологии и теории образования, «…специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен «гарантировать» (обеспечивать) достижение поставленных целей. Вторая характерная черта технологии заключается в структурировании (алгоритмизации) процесса взаимодействия педагога и обучающегося (обучающихся). Таким образом, «педагогическая технология» является тем педагогическим феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих задач в современных условиях.» [6]
Педагогические технологии должны гарантировать достижение поставленных педагогических целей, следовательно, они, прежде всего, должны быть определены и детально разработаны преподавателем высшей школы. Конкретные цели преподавания учебной дисциплины должны базироваться на следующих основных целях высшего профессионального образования:
- формирование личностных ценностно-смысловых установок и универсальных учебных действий;
- формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий на решение задач личностного и познавательного развития обучаемого;
- формирование профессиональных компетенций, основанных на интеграции познавательного развития студента в будущие практические задачи специалиста.
Основными методами оценки эффективности вновь разработанной педагогической образовательной технологии являются ее коллективное обсуждение педагогическим коллективом кафедры и экспертная оценка с привлечением представителей практических органов и научных работников сторонних организации ведомства. Необходимо сформировать письменный результат такой оценки, даже если его не требуется представлять в вышестоящие структуры, так как это позволит систематизировать результаты такой оценки, что, в свою очередь, заведомо даст толчок к рефлексии и к дальнейшему осмыслению вопроса [5].
Педагогический процесс подготовки специалистов с высшим образованием предполагает не только различные методы, но и различные формы учебного процесса. Наряду с учебно-плановыми формами, отраженными в учебном расписании (лекции, семинары, рефераты, контрольные и курсовые работы, практические занятия, деловые игры, производственная и преддипломная практика), необходимо применять внеплановые формы работы со студентами (факультативы, конференции, круглые столы, симпозиумы, конкурсы научных работ).
Вовлечение студентов в научную деятельность стимулирует их учебную работу, провоцирует к регулярному изучению не только учебной, но и научной литературы, прививает им навыки творческого мышления, приучает к публичным выступлениям, ведению дискуссий, дает возможность получить опыт научной полемики. Такая деятельность стимулирует и их будущую профессиональную деятельность как специалистов, открывает перспективы профессионального роста.
Большое значение приобретают такие прогрессивные направления во всех сферах современной деятельности, не исключая сферу высшего образования, как компьютеризация и информатизация, обеспечивающие более тесную связь науки и образования, усиление практической направленности высшего образования при соблюдении условия его фундаментальности. Применение новых информационных технологий может обеспечить более плавный переход от традиционных линейных образовательных структур к гибкой организации высшего образования, которая предполагает развитие индивидуальных образовательных траекторий, а, следовательно, вариативность и академическую мобильность в подготовке специалистов.
Понимание преподавательским составом значимости этого аспекта научной и практической деятельности высшего учебного заведения обеспечит значительное повышение интенсивности и качества отечественного высшего профессионального образования, концептуальную модернизацию учреждений высшей школы, ускорит переход к новой стратегии подготовки профессиональных кадров.
В современных условиях назрела острая необходимость всемерно искоренять экстенсивность образования, заключающуюся в перегруженности программ второстепенными дисциплинами, в оценивании результатов обучения по способности студента к механическому, формальному воспроизведению научной информации. Необходимо добиваться ориентирования студентов на самостоятельный поиск информации, на ее творческое осмысление, поиск принципов использования в будущей практической работе.
Задачей преподавателя высшей школы является максимальная оптимизация учебного процесса, заключающаяся в том, чтобы из всего спектра образовательных технологий выбрать и применить наилучшие, порой преодолевая косность системы, доказывая объективную необходимость внедрения непривычных, но более прогрессивных методов.
Серьезные издержки и кризисные ломки, как правило, сопровождают каждое нововведение, каждое новое качество научного воспроизводства, провоцируя болезненные сбои. Поэтому отмирание малоэффективных форм и методов преподавания, замена их более прогрессивными, новыми разработками в идеале должны проходить постепенно и естественно, исключая кризисную ломку существующих образовательных теорий.
Движение России по пути прогрессивного развития возможно лишь на общецивилизационной основе и должно быть связано, прежде всего, с утверждением прогрессивных начал в общественной жизни.
В этой связи для отечественного образования актуальной является задача преодоления противоречия между объективной потребностью общества и ее реальным воплощением в общественной практике. С этой точки зрения постановка и исследование вопроса о том, каким может и каким должно быть образование в тех условиях, в которых находится современное российское общество, имеет важное теоретическое и, что не менее важно, практическое значение.