Цель: рассказать учащимся о механизмах образования жировой ткани в организме человека, с целью формирования правильной культуры питания, расширить кругозор учащихся, развивать воображение, внимание, мышление, побудить интерес к правильному питанию детей школьного возраста.
Практическая часть: подготовлено выступление на заседании смотра-конкурса творческих командных инсценировок «Наука для школьников глазами студентов. Основы профилактики различных заболеваний» в рамках Региональный фестиваль студентов и молодежи «ЧЕЛОВЕК. ГРАЖДАНИН. УЧЕНЫЙ (ЧГУ – 2017)»
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята! Отгадайте загадку: «Что дороже всего на свете?» Правильно, здоровье. Это самое главное наша ценность. Образ жизни определяет наше здоровье на 53%. Из факторов, относящихся к образу жизни относят и культуру питания. Поэтому сегодня мы поговорим о питании и о роли веществ, составляющих нашу пищу (Рисунок 1).
Начиная со школьного возраста, главной задачей в формировании здорового образа жизни у детей является обучение культуре питания. В течении дня организм растущего ребенка теряет много энергии, и поэтому не обходимо восполнять энергетические затраты организма сбалансированным и правильным питанием. Для здорового образа жизни, успеваемости, нормального психического и физического развития, необходимо научить ребенка правильно питаться.
Рисунок 1. Начало выступления
Давайте проверим, хорошо ли вы знаете продукты, которые едите? Загадки (Рисунок 2).
1. Мы на хлеб его намажем
И добавим к разным кашам. Кашу не испортят точно
Бело-желтые кусочки. (Масло)
2. Что за белые крупинки?
Не зерно и не снежинки.
Скисло молоко — и в срок.
Получили мы ... (Творог)
3. Ароматную пластинку разломлю на половинки.
И еще на долечки - вот их будет сколечко!
И вкусна, и сладка, Что же это? (Шоколадка)
4. Жидко, а не вода. Бело, а не снег.
Начинается на "К"
Наш продукт из молока. (Кефир)
5. Сделан он из молока, но тверды его бока.
В нем так много разных дыр.
Догадались? Это ... (Сыр)
Рисунок 2. Отгадывание загадок
Правильно. Вы знаете многие продукты. А давайте посмотрим, знаете ли вы, из чего состоят эти продукты?
1. Нами богат всякий продукт: масло, колбасы, сыры, шоколад.
Больше этих продуктов съедай,
Будет энергии хоть отбавляй! (Жиры)
2. Фруктовые воды
Несут нам … (Углеводы)
3. Из поколения в поколение Человек ничто без нас,
От того, что в жизни коды, сохраняются в … (Белках)
Правильно! Какие вы молодцы!
Рисунок 3. В процессе объяснения
Еда в организме человека - это источник веществ, который содержит в себе все необходимые вещества для нормальной жизнедеятельности организма. Разберем подробнее, из чего состоит пища, которую мы употребляем. Химический состав пищи определяется набором питательных веществ. К ним относятся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода [1].
Белки составляют материальную основу химической деятельности клетки. Функции белков в природе универсальны. Названию белки, наиболее принятому в отечественной литературе, соответствует термин протеины (от греч. «proteios» - первый) [2].
Они содержаться в продуктах растительного и животного происхождения, в большом содержании мясных, бобовых и молочных продуктах (Рисунок 3).
Выполняет строительную функцию клеток и органов, участвует в процессах восстановления и замены устаревших клеток, влияет на усвояемость углеводов, жиров, витаминов и т.д.
Углеводы - обязательный и наиболее значительный компонент пищи. В сутки человек потребляет 400-600 г различных углеводов. Как один из главных источников энергии, углеводы необходимы для обеспечения жизнедеятельности организма [3]. Почти все углеводы быстро усваиваются, кроме клетчатки. Клетчаткой богата растительная пища, которая помогает процессам пищеварения, способствуя механической очистке слизистых оболочек желудочно-кишечного тракта. Углеводы содержаться во фруктах, овощах, макаронных изделиях, сладостях. Недостаток углеводов приводит к нарушению обмена жиров и белков. В крови накапливаются вредные продукты неполного окисления жирных кислот и некоторых аминокислот. При сильном дефиците углеводов возникают слабость, сонливость, головокружение, головные боли, чувство голода, тошнота, потливость, дрожь в руках. Эти симптомы быстро проходят после приема сахара. Избыток углеводов может приводить к ожирению и, как следствию сахарному диабету. Основные факторы риска развития сахарного диабета: избыточная масса тела или ожирение, низкая физическая активность, редкое употребление овощей и фруктов [4].
Жиры - это мощный источник энергий. Жировые отложения защищают нас от повреждений и ушибов, а так же предупреждают потерю тепла. Основными пищевыми жирами являются триацилглицеролы, и человек потребляет их в количестве от 70 до 100 г/сут в зависимости от возраста, физической нагрузки, климатических условий. С пищей, помимо триацилглицеролов, также поступают фосфолипиды, холестерол и его эфиры [5]. В организме человека жиры (липиды) содержатся в клеточных мембранах, оболочках нервных волокон, участвуют в процессе синтеза гормонов, кислоты, желчи и витаминов. Нужные жиры содержаться в орехах, морепродуктах, маслах.
Организму нужно только определённое количество белков жиров и углеводов, ни больше и ни меньше, а ровно столько, сколько это нужно именно вам, согласно установленным нормам. Мы поправляемся, когда получаем с едой больше энергии, чем успеваем тратить. Все то, что не используется, откладывается «про запас» в виде жира. При избыточном поступлении белков в организм, превышающем потребность, они могут превращаться в углеводы и жиры.
Если организму в данный момент не нужно пополнять свои запасы энергии, то происходит процесс синтеза жиров. Гормон инсулин необходим чтобы глюкоза вошла в клетку. Чем больше сахара и простых углеводов вы съедаете, тем выше уровень глюкозы в крови и тем больше инсулина вырабатывается. Он нужен, чтобы быстрее «убрать» лишний сахар из крови, так как это очень опасно для организма, складировав его в жир.
Давайте разберем строение жира в теле человека. Жировые клетки, или адипоциты, накапливают жир. Различают два типа жировой ткани: белую и бурую, которые сформированы соответственно белыми и бурыми жировыми клетками – адипоцитами [6].
Выглядят эти адипоциты как огромная жировая капля. Внутриклеточный жир адипоцитов состоит в основном из триглицеролов (триглицеридов). В меньшем процентном соотношении – содержит фосфолипиды, холестерин и его эфиры. Триглицеролы (триглицериды) – это соединение глицерола (глицерина) с тремя жирными кислотами.
Ведущий. Нам нужны 4 добровольца из зала (мы раздаем детям шары и по нашей команде дети надувают шары). Жировые клетки можно сравнить с воздушными шарами: как только мы начинаем переедать, жировые клетки заполняются жиром и начинают «надуваться» (шарики надуваются), несмотря на то, что весят меньше чем мышечные клетки, места занимают значительно больше, и мы в этом случае начинаем «занимать» гораздо больше места (прикрепляем шары к человеку) (Рисунок 4).
Рисунок 4. Адипоцит наглядно
Убеждение о том, что жировые клетки развиваются в организме только при неправильном образе жизни и переедании, в корне неверно. На самом деле человек рождается на свет с определенным количеством адипоцитов и клеток, способных при необходимости превратиться в них – преадипоцитов, хотя некоторые исследования показывают, что иногда у тучных людей количество жировых клеток меняется, правда, только в сторону увеличения. Самое интересное заключается в том, что и у худого, и у полного человека примерно одинаковое количество жировых клеток, вот только находятся они в разных состояниях.
В среднем жировая клетка может стать в 30-40 раз больше, чем была в начале. Когда мы худеем, они «сдуваются», теряя содержимое, при этом занимая мало места и не влияя на контуры тела (убираем шары с ведущего).
«РЕЖИМ ПИТАНИЯ» (Таблица 1)
Учеба в школе – это трудный период. Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье.
Рационального питания это распределение приемов пищи в течение дня по объему, от которого зависит чувство насыщения.
При составлении рациона питания для учащихся необходимо правильно распределять продукты и калорийность блюд в течение суток:
завтрак – 25%; обед – 35 – 40%; полдник – 10 – 15%; ужин – 25%.
Завтрак для школьников должен быть обязательным. Утром желательно употреблять горячее блюдо, содержащее достаточное количество пищевых веществ и калорий.
Обед должен состоять из первого блюда и блюда с гарниром предпочтительно из овощей. На ужин лучше легкие молочно-растительные блюда или овощные.
Давайте составим свой рацион питания.
Состав суточного пищевого рациона
Режим питания |
Название продукта |
7.30 завтрак |
|
10.30 школьный завтрак |
|
14.30 обед |
|
16:00 полдник |
|
18.00 ужин |
Таблица 1. Режим питания
Вывод: в ходе игровой подачи материала было рассказано о механизмах образования жировой ткани в организме человека. После проведения анкетирования питания педагог оценил качество ежедневного рациона каждого ребенка в классе и теперь сможет подобрать индивидуальный подход к формированию правильного рационального питания своих учеников в классе. Закрепление материала призвано развивать воображение, внимание, мышление и побуждать интерес к правильному питанию детей школьного возраста.