Эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений. Одно из множества определений менеджмента формулируется как сбор информации, разработка решений и организация их выполнения, что подчеркивает высокую значимость решений в управленческой деятельности.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения - как выбор альтернативы.[4]
Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижений конкретной цели системы менеджмента.
В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит более формализованный характер, чем это имеет место быть в частной жизни. Дело в том, что здесь решение касается не только одной личности, чаще всего оно относится к части или к целой организации, и поэтому повышается ответственность за принятие организационных решений. В этой связи выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный. Если в первом случае управленца больше интересует сам процесс, его внутренняя логика, то во втором - интерес сдвигается в сторону создания соответствующей среды вокруг этого процесса.[5]
Процесс жизнедеятельности каждой организации связан с процессом непрерывного изменения и развития. Организация может реализовывать стоящие перед ней цели только в том случае, если ее изменения адекватны изменениям и требованиям существующей экономической среды рыночных отношений.
Ускорение научно-технического прогресса неизменно сопровождается усложнением создаваемых человеком социально-экономических систем. Указанные тенденции связаны с активным развитием науки управления социально-экономическими системами (менеджмента) в целом и методов принятия управленческих решений в частности.
Характеристика различных методов принятия управленческих решений нашла отражение во многих научных работах, в частности, в трудах Балдина К.В., Воробьева С.Н., Уткина В.Б. , Гапоненко Т.В. , Гуджоян О.Л. , Давенкова А.С. , Карданской Н.Л. , Лафта Д. , Литвака Б.Г. , Трофимова В.В., Трофимовой Л.А. , Анискина Ю.П. , Фатхутдинова Р.А. , Чудновской С.Н. , Тебекина А.В. и др.
Основная задача системы менеджмента на предприятии заключается в выработке и принятии управленческих решений. Подготовка решений и их принятие - это творческая составляющая управления. В процессы выработки и принятия управленческих решений входят такие работы, как определение цели и детальное изучение проблемы на основе поступившей информации, определение критериев эффективности и оценка последствий принимаемого решения, обсуждение задачи с заинтересованными специалистами и выбор на основе обсуждения оптимального решения.[3]
Основная задача по принятию решения возлагается на систему менеджмента, эта же структура несет ответственность за принятые решения и их реализацию. Если задача требует решения со стороны нескольких специалистов, нагрузка между ними распределяется в соответствии с выбранной оценочной моделью и методом принятия управленческих решений. Процесс принятия решений включает в себя работу субъектов, которая связана с определенными действиями по анализу ситуации и выбору конкретного решения на основе альтернативных вариантов. Все начинается с анализа ситуации, когда менеджерам требуется получить больше информации о возникшей ситуации и углубиться в ее структуру. На основе этого анализа конкретизируется проблема, определяются критерии для выбора оптимального решения.[8]
Далее разрабатывается несколько альтернативных вариантов для того, чтобы оценить последствия и эффективность каждого из них. Из всех изучаемых вариантов выбирается один, который и служит конечным управленческим решением. Реализация управленческого решения контролируется со стороны ответственного лица, результативность принятия управленческого решения оценивается на основе заранее определенных критериев.[6]
Со стороны ответственных менеджеров осуществляются операции по управлению решением. Описанный процесс является идеальным методом по принятию и реализации управленческого решения, на деле схема принятия решения и его выполнения может быть изменена, исходя из специфики предприятия и действующей на нем системы управления. Управленческое решение следует рассматривать как определенный процесс, в который входит стадия подготовки решения (на основе полученной и изученной информации), стадия принятия решения (на основе определения с конкретным вариантом и результатов совещания ответственных специалистов), стадия реализации решения.[8]
При подготовке решения проводится экономический анализ сложившейся ситуации, она изучается на микро и макроуровне. Необходимая информация для анализа собирается, упорядочивается и анализируется, далее разрабатываются и оцениваются по нескольким параметрам альтернативные решения. Используется система многовариантных расчетов.[1]
С целью определения оптимального решения используется система с критериями оценки. Она позволяет выявить и принять наиболее выгодное решение. Чтобы получить от реализации решения максимальный эффект, все рекомендуемые к принятию меры должны быть конкретизированы. Моделями управленческих решений описываются конкретные ситуации, поэтому принятие управленческих решений на основе моделей - это оптимальный вариант решения кризисных ситуаций, когда от менеджмента предприятия требуется принять своевременное и в то же время эффективное решение. Так, большой популярностью в принятии решений пользуются физические модели, например, связанные с чертежами, проектами и иной информацией на физических носителях.[9] Физические модели наиболее выгодны с финансовой точки зрения, к примеру, конструкторскому бюро выгоднее подготовить чертеж и уменьшенную копию технического средства, чтобы оценить его с разных сторон.
Метод аналоговых моделей используется для тех ситуаций, когда под рукой нет исследуемого объекта, а имеется лишь аналог со схожими характеристиками. В качестве примера аналоговой модели можно взять организационную схему, по ней проследить, как взаимодействуют субъекты и каким образом можно повысить эффективность их работы.
Основная задача данной модели - выявление и конкретизация взаимосвязей между объектами, инструмент служит наиболее выгодным способом восприятия информации. Чтобы описать свойства и характеристики объекта, используется математическая модель принятия управленческих решений. При выборе данной стратегии ставится конкретная задача, строится последовательность действий и проверяется подлинность имеющейся информации. На основе изученных данных модель обретает новые, проверенные характеристики и их детальное описание. При выборе любой модели управленческих решений важно помнить о погрешностях. В частности, недостоверные исходные допущения можно проверить в той или иной степени и оценить их. Некоторые допущения вовсе не поддаются оценке, что приводит к образованию погрешности.[2]
Модель получения информации для выбора решения предусматривает определенные ограничения в получении этой информации. Поэтому для анализа проблемы берется вся информация, а решение принимается с учетом того, что по изучаемой проблеме получен не весь объем информации. При отсутствии достаточной информации и необходимости принятия решения руководству стоит опереться на собственный опыт и коллегиальное мнение. Предприятие может использовать только те модели построения решений, которые известны его руководству.[10]
При условии работы предприятия в среде конкурентов принятие решений осуществляется с использованием метода игр. Этот способ предусматривает просчет того, как отразится принятое решение на работе конкурентов, позволит ли это предприятию получить выгоду. Проблема использования данного метода связана с тем, что ситуация может меняться слишком быстро, к тому же невозможно полностью гарантировать то, что выбранное решение отразится на конкурентах именно так, как прогнозируется [7].
Чтобы принимать в рамках предприятия эффективные решения и находить варианты для повышения качества обслуживания, можно воспользоваться теорией об очередях. Данный метод разработки и принятия управленческих решений предусматривает расчет необходимого числа каналов для обслуживания клиентов, исходя из их реальных потребностей. Метод позволяет рассчитать затраты на внедрение и работу каналов обслуживания, позволяет решить проблему очередей и даже оптимизировать траты на содержание персонала, поскольку для управления очередями используются разные системы. Оптимальный вариант для обслуживания клиентов - это заранее рассчитанное число каналов обслуживания и готовность к быстрому открытию новых каналов, если спрос на услуги компании резко возрастет. Управление запасами на предприятии ведется с моделью управленческих решений с одноименным названием. Задача модели - рассчитать время на размещение заказов и объем готовой к отпуску продукции. Оптимальный вариант для предприятия заключается в том, чтобы готовая продукция короткое время хранилась на складе и отправлялась к покупателю. Чем дольше будет храниться на складе готовая продукция, тем больше будут издержки компании.[11]
При работе предприятия в условиях ограниченных ресурсов используется модель с линейным программированием. Она предназначена для того, чтобы спланировать возможное расширение производственных мощностей. Инструмент используется для принятия решений, которые способствуют эффективному управлению технологическими процессами. Этот же инструмент используется для регулирования запасами и планирования производства, согласно выбранному временному промежутку. Для принятия управленческих решений используются неформальные методы (логические приемы, опыт и сравнивание альтернативных моделей), коллективные методы (определение круга ответственных лиц), количественные методы (предусматривают обработку большого объема информации с использованием электронно-вычислительных средств).[5]
Таким образом, для повышения эффективности работы менеджмента следует изучать теорию с методами и моделями принятия управленческих решений. Это позволит выбирать для конкретных ситуаций подходящие решения, повышать квалификацию управленческого персонала и его ответственность за принимаемые решения.