Анализ литературы различного характера, касающейся исследуемой темы, позволяет констатировать, что проблема патриотизма и патриотического воспитания является одной из важных проблем жизнедеятельности общества, государства, личности на протяжении всей истории человечества. В современной России, исходя из задач развития нашего общества, патриотизм становится одним из значимых качеств, востребованных и обществом, и государством. Патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции, гражданственности у подрастающего поколения – это важнейшая задача, направленная на укрепление культурной, идеологической, экономической и технологической составляющей общей картины развития нашей страны в целом и каждого из ее регионов в частности. Поэтому в условиях видоизменения информационного взаимодействия или противостояния, его формирование должно происходить на основаниях, учитывающих и опыт советской системы воспитания, и различные мировоззренческие позиции обновляющегося российского государства.
Проблема модернизации системы патриотического воспитания связана с выявлением и сохранением накопленных дореволюционной и советской школой лучших традиций воспитания патриотизма, формированием новых педагогических практик. Изменение образовательной парадигмы привело к необходимости создания в условиях современного плюрализма различных систем патриотического воспитания, адаптированных к развивающейся общественно-политической и социально-экономической ситуации в стране.[4] Поликультурность, многонациональность, многоконфессиональность, многоукладность, многопартийность российского общества определяют особенности воспитания патриотически ориентированного подрастающего поколения». [1]
Данный тезис позволяет сделать вывод, что развал системы патриотического воспитания недопустим, необходимо своевременное построение новой образовательно-воспитательной системы, отвечающей вызовам и потребностям современного общества. Имеющаяся теоретическая база сильно устарела, поскольку современное общество очень динамично развивается, и вызовы, на которые оно вынуждено отвечать, также довольно динамичны. Современная теоретическая, психолого-педагогическая и философская научная база отстает от практики. Поэтому именно практическое воздействие патриотического воспитания имеет крайне важную степень в воспитании подростка.
Кризис идентичности нередко способен привести к выбору в качестве объекта идентичности существенно более узкого круга социальных общностей, более локальных, а порою и маргинальных. Человек, утративший чувство родины, заполняет образовавшийся вакуум иным содержанием, идентифицируя себя с религиозными, этническими, родоплеменными, профессиональными, а то и криминальными общностями. В условиях неопределенности и частичного разрушения этнических, государственных, корпоративных, профессиональных и социальных связей на всех этажах общества, теряется или деформируется социальная модель поведения и индивидов, и социальных групп, происходит своего рода "биологизация" поведения, упрощение мотивации, с одной стороны, а с другой, ее усложнение в связи с частичной переориентацией на нетрадиционные социальные и этнокультурные ориентиры.
В антропологическом контексте патриотизм является проявлением гуманизма, так как он предполагает, в отличие от национализма, терпимость к иной национальной самобытности. В случае трактовки понятия «нация» как «согражданство», смыслы патриотизма и национализма совпадают как на социально-психологическом, так и на политико-идеологическом уровнях рассмотрения. Если же данному понятию придается этнический смысл, то национализм в этом понимании может быть близок к патриотизму (по путям формирования), или же существенно отличаться (особенно в своих крайних проявлениях) по уровню и характеру обособления. В современной России, которая сохраняет и преумножает свое единство, укрепление общероссийского патриотизма может стать инструментом снижения возможной межэтнической напряженности.[3]
Патриотическое воспитание должно стать тем элементом, которое органично вписавшись в подростковую повседневность и образовательный процесс, станет одной из основ воспитания и становления гражданина своей страны. К сведению граждан, вектор патриотического воспитания, в данный момент, приобрел, в основном, одно фиксированное направление – воспитание на военных подвигах. Это, конечно, важно, но задача современного момента в развитии этого процесса – это многовекторность и многополярность. История, как мировая, так и отечественная, знает достаточное количество мирных подвигов, примеров высоконравственного служения людям, достойного поведения личностей. [5] Примеров, достойных гордости: полеты в космос, система космического корабля «Буран», атомные электростанции и многое, многое другое.
При наличии такого комплексного воздействия на подростка – именно патриотическое воспитание, его практическая часть станет тем фундаментом, на котором будет заложено начало формирование гражданственности и включенности в процесс трансформации страны в положительном русле.«Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды учебного заведения при единстве факторов духовно-нравственного воспитания. Уже присущие им нравственные убеждения и качества сложились под влиянием семьи, дошкольных и внешкольных учреждений, средних школ. С раннего детства современная молодежь испытывает мощное влияние средств массовой информации, мира искусства». [7]
Правильно направить поток внешней информации, порой бесконтрольно обрушивающийся на подростка, дать ему инструмент распознавания, селекции информационных потоков – вот это и стоит главнейшей задачей, патриотического воспитания в том числе. При этом нужно четко понимать, что патриотизм – это не столько общественный феномен, который зависит от социально-экономических, политических или идеологических параметров конкретного общества, хотя мы в данной статье рассуждаем о том, что приобретается он детьми путем системной трансляции духовных, даже семейных ценностей, сохраняемых предыдущими поколениями. Но именно поэтому не отрицаем и определенно естественного начала патриотизма, идущего от семьи, где родители грамотно воспитывают ребенка, от его уважения к истории родной страны, родному языку, культуре, а значит, и от его любви и верности к Родине.
Непосредственное использование новейших инновационных технологий зависит от того, насколько обучающийся, а позднее, закончивший обучение, готов к их применению. Речь идет, конечно же, о различных формах проведения мероприятий и в рамках гражданско-патриотического воспитания, ведь подростки взрослеют, становятся студентами или устраиваются на работу.[6] Насколько хорошо научат использовать инновации в обыденной жизни и работе в процессе обучения, разыскивать самостоятельно технологии и трансформировать их под собственные задачи, настолько хорошо и будет это применяться в массовом масштабе. Любая инновация не может быть внедрена и реализована в полной мере, на всю максимальную ее возможность, без подготовительного процесса. От качества знаний и умений специалистов сферы образования напрямую зависит инновационное развитие государства. Инновации – это тот процесс, который должен лечь на крепкий базис, и, уже на основе его, получить дальнейшее развитие или трансформироваться в что-то более новое, зависимо от вызова, предъявляемого окружающим обществом. И понимать его нужно именно как процесс, а не только как «умное» слово.
Грань между правильностью и отрицательным эффектом очень прозрачна. Велик шанс подмены понятий как вынужденной, так и непроизвольной, из-за отсутствия у педагога достаточных знаний и умений инновационных технологий. Нынешний момент показывает, что этим успешно пользуются эмиссары различных движений и организаций экстремистского толка. Многие рекламно-рекрутские материалы созданы с применением последних теоретико-идеологических веяний как в технике исполнения, так и в психологическом воздействии на индивидуума. Задача педагога, в первую очередь, состоит в том, чтобы дать адекватный ответ данному вызову, с применением такого же инструментария или превосходящего его. От умения педагога правильно отобразить настоящее в лекале прошлого и с перспективой будущего зависит уровень умений и знаний обучающегося, в том числе пользоваться научно-теоретическими материалами, применяя их на практике.
Ребенок, пришедший в поисковый отряд, изначально включается в деятельность, не на- много отличающейся от школьной работы – это лекционные курсы, необходимые для дальнейшего развития. Они, безусловно, нужны как необходимая часть теоретического материала, который подросток должен усвоить. Но при самом лучшем построении лекций – использование технических средств, музейных экспонатов – этот процесс все равно остается исключительно лекционным и относящимся к формальному построению повестки повседневности. Кардинальные изменения, касающиеся становления личности подростка, начинаются у него после первой полевой экспедиции и присутствии при эксгумации останков погибших солдат и офицеров. Это великая работа, в последние годы она только ширится, а дети не только учатся соединять теорию с практикой, но и постигать глубины самых важных для человеческой жизни понятий. Эмоциональный посыл, получаемый ребенком, предполагает включение его в дальнейшую работу – поиск родственников, самостоятельное нахождение материалов по историческому периоду, изучению истории своей семьи. Ведь патриотические чувства зарождаются именно из любви и уважения к своей «малой Родине», а затем, по мере взросления молодого человека, вырастают до осознания общегосударственных задач. То есть, теряется формальный характер процесса, приобретается эмоциональная окраска, ребенок большую часть своего свободного времени уделяет уже определенному делу и его повседневность приобретает смысл и мысли, и слова, которые ранее для него не имели эмоционального подтекста, приобретают совершенно новое значение. Патриотическое воспитание и патриотизм, как традиционный институт нашего общества, должны присутствовать в любом варианте формирования повестки детской повседневности.[2]
Сегодня данная воспитательная работа приобретает новое, даже еще более острое звучание. Многие знают, как обстояло дело в советские времена с патриотическим воспитанием, тогда ни у кого не возникало сомнений по поводу роли нашей страны в крупнейших военных событиях ХХ века, особенно если речь идет о событиях Великой Отечественной войны. Никто из наших соседей или западных политиков, какими бы они ни были, не покушался на памятники Ленину, например, тем более – на памятники советским воинам-освободителям, избавившим Европу от кошмара фашизма и гитлеровского нацизма. Но именно сегодня, опасаясь усиления роли нашей страны в мировой политике, западные идеологи и политики весьма настырно и совершенно беззастенчиво пытаются переписывать историю, грубо разрывать связь между прошлым и будущим, вмешиваются в отношения между некоторыми странами и народами бывшей великой державы, разжигая межнациональную рознь. Гражданские войны недопустимы, но ведь детей там в последнее время пытаются воспитывать не на лучших традициях, характерных, например для солидарности советского времени, а в духе злобы и ненависти к народам нашей страны, поэтому в наши дни актуальность военно-патриотического, гражданского воспитания рассматривается с точек зрения политической, военно-идеологической и культурно-исторической.
Основной проблемой в патриотическом воспитании является отсутствие единой маршрутной карты, возможной для использования как только начинающими, так и уже действующими преподавателями и руководителями патриотических объединений. В перспективе своей работы попробуем проанализировать имеющийся материал как методический, так и практический для создания основы маршрутной карты, поскольку она позволяет лечь как на лекало любого региона с региональной трансформацией, так и на лекало любого объединения по патриотическому воспитанию. Риски и трудности, которые видятся в ходе работы – это минимальное количество информации по теме, собранное на едином ресурсе, в связи с отсутствием такого ресурса в федеральном масштабе. Имеется огромное количество локальных сайтов, методичек, уставов, описаний мероприятий, но отсутствует их общий анализ и пути применения их в федеральном масштабе. Основной трудностью будет выборка материала по теме работы и классифицирование его по предполагаемым разделам маршрутной карты.
Таким образом, проанализировав вышеизложенный материал, можно прийти к выводу, что на данный момент развития нашего общества, нам необходимо получить некую маршрутную карту по патриотическому воспитанию. Используя ее, преподаватель может облегчить свой труд, использовать те инновационные наработки коллег, о которых он не предполагал или не видел путей решения проблемы, поскольку, основываясь на свой опыт общения со многими регионами, проблемы в патриотическом воспитании одни, а путей решений много. Думается, что здесь дело не ограничивается только лишь словесным изложением материала о героях родного края, изложением и трактовками важной , в общем то, информацией о правах и обязанностях будущих граждан. Главным здесь является их подготовка к активному участию в будущей взрослой жизни. И это главнейшая, на наш взгляд, задача различных общественных институтов. Данная маршрутная карта задумывается как базис для создания общефедерального методического пособия по патриотическому воспитанию, с анализом соответствующего материала и путями решения проблем и вызовов, представляемых обществом данному сегменту воспитания, как одному из самых важных в процессе воспитания гражданина сильного государства – нашей России.