Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

VATICAN AS A SUBJECT OF INTERNATIONAL LAW

Zhilina A.E. 1
1 NSU
The Vatican, as an auxiliary sovereign territory of the Holy See, is the smallest state-like entity in the world. The history of the Holy See as the oldest subject of international legal relations was born long before the emergence of a state-like education of the Vatican. Thus, it is necessary to distinguish between the concepts of "Vatican" and "Holy See", and determine the degree of their interdependence. The Holy See, as the center of the Universal Catholic Church, has a great influence not only in matters of religion, but also in international legal relations with other states and organizations. And the Vatican, as the sovereign territory of the center of the Roman Catholic Church, is authorized to implement the subsidiary aspects of the work of the Holy See. There is a need to determine the nature and characteristics of the legal personality of the Holy See in the world, as well as to highlight the distinctive features of the mechanism for implementing international activities. This article discusses the unique status of the Holy See as the possessor of spiritual sovereignty, the consolidation of which was the result of a long historical development of the Holy See. In addition, its distinctive characteristics in the implementation of foreign policy, relations with other states and organizations, including the Russian Federation, as well as legal recognition of international activities are considered.
vatican
the holy see
the legal personality of the holy see
the holy see as a subject of international law
the roman catholic church
international legal personality
the sovereignty of the holy see.

На международной арене Ватикан признается особой политико-религиозной или политико-правовой единицей, имеющей необычный статус. Ватикан является самым маленьким государственно-подобным образованием в мире, и располагается на территории столицы Италии – Рима. Занимаемая площадь Ватикана составляет 0,439 кв. км. (43,9 га). Численность Ватикана на 2017 г составляет 1000 человек, около половины из которых имеют гражданство остальные имеют разрешение на постоянное или временное проживание ввиду своей деятельности (в соответствии с Законом о гражданстве и праве пребывания (7 июня 1929 г., № 3)). Однако, более одной трети населения, имеющих гражданство, фактически не проживают на территории государства, а, являясь представителями Святого Престола, находятся на постоянном проживании в других государствах [2].  Гражданство Ватикана не получается при рождении и не передается по наследству, его можно получить только ввиду занимаемой должности, вследствие служения Католической Церкви и Папе (iure officii). Особый статус Ватикана состоит в том, что он является вспомогательной суверенной территорией официального центра Римской Католической Церкви – Святого Престола.  Вопрос о том, является ли Ватикан государством, является спорным, поскольку, обладая практически всеми признаками государственности (территорией, суверенитетом, законодательным органом, населением, наличием гимна и флага и т.д.), большинство из них являются дискуссионными. Например, несмотря на издание собственных законодательных актов Комиссией или Папой, направленные непосредственно на урегулирование церковных вопросов, на территории Ватикана действует Итальянское законодательство. Таким образом, единого мнения относительно признания Ватикана государством не существует, однако нельзя отрицать определенные ограничения, регламентированные Латеранскими соглашениями 1929 г.

Однако необходимо разграничивать понятия «Ватикан» (Stato della Citta’ del Vaticano) и «Святой Престол» (La Santa Sede). Имея общую территорию, Ватикану отведены вспомогательные полномочия деятельности Святого Престола, такие как обслуживание почты и радио, санитарное и техническое обслуживание, проведение ремонтных работ и др. [6]. Святой Престол же является центром Вселенской Католической Церкви и считается самостоятельным субъектом международных правоотношений. История Святого Престола началась еще в 8 веке, когда финский король подарил Папе территорию Рима и некоторые прилегающие провинции, однако в 19 веке итальянские войска лишили Папу светской власти и завоевали территорию Рима. Только в первой половине 20 века «римский вопрос» между светской и духовной властями был улажен. Латеранские соглашения 1929 г. (которые и по сей день определяют правовое положение Ватикана) регламентировали признание католицизма как единственной государственной религии на всей территории Италии (ст.1), а также наделение Святого Престола территорией Ватикана, что в свою очередь определяло его абсолютный суверенитет на международной арене (ст.2) [4]. Конкордат 1984 г. так же определял государственный суверенитет, но закреплял свободу вероисповедания и действие итальянского законодательства на территории Ватикана. Таким образом, Ватикан признается абсолютно суверенным государственно-подобным образованием, но источником суверенитета является Святой Престол.

И.И. Лукашук подчеркивает, что в международной практике Святой Престол является особым образованием, а не просто представителем католической церкви. Юридическая наука выделяет три основных понятия Святого престола. Под общим значением Святого Престола следует понимать официальное собирательное название верховного органа Римской Католической Церкви, объединяющее фигуру Папы и Римской курии как главного руководящего органа РКЦ, определяющего выражение суверенитета РКЦ. В узком смысле Святой Престол является собирательным названием фигуры Папы Римского (или Верховного Понтифика), который олицетворяет главу Римской Католической Церкви. А также, выделяют понятие Святого Престола как персону Верховного Понтифика, который одновременно является епископом Рима и главой Римской Католической Церкви. Таким образом, понятие Святого Престола является абстрактным, Святой Престол – это и высшая церковная власть, и глава РКЦ, и сама Католическая Церковь [5, c.18]. Часто понятие Святого престола выражается в слиянии общей концепции, организационной структуры и персоны Папы. Обширное определение Святого престола регламентируется каноном 361 Кодекса Канонического Права 1983 г. (Codex Iuris Canonici) «под выражением «Апостольский Престол» (Sedes Apostolica) или «Святой Престол» (Santa Sedes) подразумевается не только Римский Первосвященник, но также и Государственный Секретариат, Отдел по сношениям с государствами и прочие ведомства Римской Курии, если только из самой сути дела или из контекста не явствует иного» [3, c.169].

Государственное устройство Ватикана определяется Основным Законом Государства Града Ватикан 2000 г, в соответствии с которым всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти обладает Верховный Понтифик, который избирается на пожизненный срок. В период вакантности престола (Sede vacante) полномочия Папы делегируются Коллегии Кардиналов, которая может издавать законодательные акты только в случае срочной необходимости (ст.1). Кроме того, правом осуществления законодательной власти наделяется Комиссия, которая в свою очередь состоит из Кардинала-председателя и других Кардиналов, избираемых на срок в 5 лет (ст.3). Исполнительная власть вверена председателю Комиссии при содействии Генерального Секретаря и Заместителя Генерального Секретаря (ст.5). В подчинении Генерального Секретаря находится Губернаторство, которое состоит из Центральных Дирекций и Департаментов (ст. 9) [7]. Однако немаловажным является то, что вопросы исключительной важности на последнем этапе должны быть рассмотрены непосредственно фигурой Верховного Понтифика – Папой Римским.

Фигура Папы Римского, преемника Святого Петра, является воплощением Святого Престола как главы РКЦ. Ввиду того, что суверенитет Святого Престола носит духовный характер, его уникальное положение в системе субъектов международных правоотношений имеет особенное теологическое определение. В каноне 113 Кодекса Канонического Права 1983 г. устанавливается, что Святой Престол и РКЦ имеют значение морального лица в силу Божественного установления [3, c.78]. А в энцикле Папы Пия 11 «с того самого момента» 1922 г.  (Ubi Arcano Dei Cosilio) отмечено, что Святой Престол является престолом суверенитета, поскольку имеет возможность выходить за пределы государств и наций и объединять их высшей верой. Его божественная природа отрицает подвластность закону и населению, ввиду того, что исходит свыше [5, c.18]. Святой престол, являясь суверенным субъектом международных правоотношений, имеет возможность участия в международной нормотворческой деятельности и в поддержании официальных дипломатических отношений с другими государствами и организациями, однако придерживается строгого политического нейтралитета. На практике эта позиция выражается в целенаправленном отстранении Святого Престола от любых политических течений. Это дистанционирование произошло после насильственного присоединения Итальянским королевством в 1870 г территории Папы и, вследствие утраты собственного государства, Папа отказался от Светской власти, сконцентрировав все внимание на духовной миссии РКЦ.  Приобретение Святым престолом международной правосубъектности стало итогом длительного исторического развития теократического государства. Л. Оппенгейм определяет основу международной правосубъектности Святого Престола как «обычай и молчаливое согласие большинства государств», и подчеркивает, что она играет вторичную роль в его деятельности.

Ввиду религиозной специфики Святого Престола, его особые методы ведения внешней политики имеют определенные отличительные черты. Во-первых, для достижения различных внешнеполитических целей Святой Престол, кроме использования возможностей центральных органов управления РКЦ и дипломатических представителей Ватикана в других государствах, прибегает к широким ресурсам национальных церквей. Во-вторых, важным направлением деятельности является обеспечение единства церкви путем коммуникации папских нунциев, Римским Папой и епископами. Кроме того, важнейшей отличительной характеристикой ведения внешней политики Святого Престола является защита всех привилегий РКЦ, религиозных прав и свобод личности. Также, признается нейтралитет Святого Престола в международных отношениях, который регламентирован ст. 24 Латеранского договора 1924 г. Святой Престол осуждает любые формы использования военных ресурсов при решении международных споров, выражая необходимость урегулирования конфликтов исключительно мирным путем с помощью переговоров. Таким образом, Святой Престол выражает абсолютный нейтралитет в международной политической деятельности, за исключением вопросов предупреждения военных действий, активной пасторской деятельности РКЦ и отстаивания государственного международного суверенитета. По поводу исторического изменения приоритетов деятельности Святого Престола, Дж. Курт отметил, что коллапс светской власти Святого Престола обернулся экспансией его духовного авторитета.

Советник Представительства Святого Престола в Российской Федерации Монсиньор Иван Юркович выделяет три канала реализации внешней политики Святого Престола на международной арене в связи с его активным участием в международных отношениях по определённым вопросам. В первую очередь участие осуществляется за счет Папской деятельности, выраженной в его апостольских поездках, учениях, проповедничестве и другой деятельности, отведенной к исключительному ведению Папы Римского. Еще одним звеном осуществления является апостольская деятельность Государственного Секретариата, который ответственен за ведение дипломатических отношений Святого Престола с другими государствами.  Третий канал представляет собой Папское Представительство за рубежом, которое обеспечивает присутствие духовного представителя при отдельных Церквях и при Правительстве в других государствах [6]. Кроме того, полномочные Представительства могут быть направлены для участия в международных совещаниях и конференциях в качестве Папских делегатов или наблюдателей. При исполнении функций постоянного представителя при главе государства и представителя РКЦ, Папский Представитель наделяется дипломатическим рангом Посла и выполняет функции старшего при дипломатическом корпусе страны аккредитации. Если же сторона не поддерживает дипломатических отношений с теократическим государством, Полномочные Представительства направляются исключительно для осуществления деятельности духовного представителя РКЦ. Продвижение Папских Представительств в отдельные государства объясняется одной из особенностей ведения внешней политики Святого Престола, направленной на укрепление мировой религиозной составляющей. Кроме того, для выполнения особых миссий, Папа назначает легатов как своих личных представителей. Более того, помимо осуществления функций Папского Представительства за рубежом, Святой Престол может принимать представителей других государств на территории Ватикана с различными миссиями [9, c.57].

На мировой арене Святой Престол играет важную роль. Согласно данным официального сайта Ватикана, н поддерживает формальные дипломатические отношения с 178 государством, а также, с Европейским Союзом, Мальтийским Орденом, с Организацией Освобождения Палестины и др. Святой Престол является участником ОБСЕ. В 1964 г Святой Престол получил статус постоянного наблюдателя при ООН. Таким образом, не являясь членом ООН, святой Престол приобрел право посещать заседания и иметь доступ к документации, не имея при этом права голоса на Генеральной Ассамблее ООН. Кроме того, в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в 2004 г было регламентировано право выступления Святого Престола на ее сессиях [8]. Также, Святой Престол является членом различных вспомогательных органов ООН. Представительства Святого Престола при Международных правительственных организациях ежегодно публикуются в справочном издании Святого Престола «Папский Ежегодник» («L’Annuario Pontificio»), и на данный момент насчитывается 106 миссий Святого Престола в других государствах и организациях.

Активные дипломатические отношения между Россией и Святым Престолом начались еще в 15 в, когда предпринимались попытки разрешения конфликта между Католической и Православной церквями. В 1783 г на территории России появилась первая нунциатура (представительство) Святого Престола. В след за долгим перерывом в отношениях в советское время, в 1990 г Святой Престол и СССР установили официальные отношения, а после распада СССР Святой Престол признал независимость и государственный суверенитет Российской Федерации. Главной целью взаимоотношения двух государств всегда провозглашалась помощь объединению и укреплению христианского мира. В настоящее время Президент РФ и Папа Римский проводят частые встречи, благодаря которым произошел большой скачек в сотрудничестве. Закрепление положительных дружественных отношений является не только результатом коммуникации, основанной на церковных делах, но и из-за схожего отношения к важнейшим международным проблемам. По этому поводу посол России в Ватикане А.А. Авдеев говорит: «большую роль в этом деле играет близость наших внешнеполитических позиций. Возьмите любую крупную международную проблему, и вы сразу же обнаружите близость позиций Ватикана и России». На данный момент происходит значительное развитие в сфере гуманитарного сотрудничества, кроме того на территории РФ и Святого Престола произошел обмен уникальными художественными выставками, а также Ватикан установил безвизовый режим въезда и выезда для обладателей дипломатических паспортов. Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров так же подчеркивает, что Россия и Святой Престол имеют разветвленные богатые положительные отношения, основанные на общих целях и задачах [10].

Так, Святой Престол является независимым субъектом международных отношений и участником различных международных договоров. Юридическое оформление сотрудничества Святого Престола с другими государствами регламентируются конкордатами, которые по своей правовой природе аналогичны международному договору, однако их отличительной особенностью является то, что объект правового регулирования может регулировать отношения и международного, и внутригосударственного характера. К таким отношениям относятся: принципы двусторонних отношений со Святым Престолом, правовое положение, условие деятельности, порядок взаимодействия и др.  Комиссией международного права конкордаты признаются источниками международного права, к которым применимы положения Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 г. Конкордат может быть заключен в виде единого акта, в виде двух самостоятельных законодательных актов или же в виде церковного документа [1, c.24].

Таким образом, факт международного признания Святого Престола как суверенного руководящего центра РКЦ определяет его международную правосубъектность и признает его суверенитет и значимость не только в религиозных вопросах, но и в мировой политике. Святой престол, имея свои Представительства в различных государствах и являясь участником международных организаций, занимает определенный политический нейтралитет. Ввиду его духовной природы, ставит перед собой задачи распространения принципов справедливости, поддержания мира, защиты этического начала в международных отношениях, истинной природы человека, свободы, социальной справедливости и солидарности. Деятельность и заинтересованность Святого Престола в глобальных мировых вопросах постоянно расширяется из-за стремления отказа от военных действий и приходу к новой концепции мирового порядка. Участие Святого Престола в международных отношениях обуславливается лишь его духовной миссией, и, не являясь политической властью, Святой престол представляет собой сильную моральную и духовную силу, которая играет значительную роль на международной арене.