Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FEATURES OF DEVELOPMENT OF SOCIALLY-COMMUNICATIVE SKILLS FOR CHILDREN WITH INTELLECTUAL VIOLATIONS

Ingaybekova T.A. 1
1 Kazakh National Pedagogical University by name Abay
Admission of a child to school – an important event in his life, to which he must be prepared. Psychological and pedagogical follow - up give reason to say that by school age the motives of educational activity of children with intellectual disabilities are situational, unstable and formed very slowly. Studies show that the personality of a child with intellectual disabilities and its motivational sphere is formed in activity. However, this process is carried out on a defective basis, in conditions of organic damage to the Central nervous system, which arose in the early, before the speech period of life. Violation of the most important brain structures destroys the child's need for new experiences, which slows down his social development. At the present stage of the development of society, children with intellectual disabilities no longer remain alone with their difficulties. Scientists are conducting numerous studies to improve the living conditions of these children, created correctional classes for the education of these children. The article deals with the study and formation of social and communication skills in children with intellectual disabilities. A brief theoretical overview of the problem state is presented. The role of communication as the most important factor of mental development of the child, the most important condition for the development of normal speech, adequate reactions. The reasons for refusal of children with intellectual disabilities from speech communication with peers and adults. Short recommendations on improvement of correctional pedagogical work of teachers are given.
game
communication
the personality of the child with intellectual disability
intellectual disability
communication
speech

Современный этап социально-экономического развития Казахстана характеризуется глобальными преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности общества: в экономике - это переход к рыночной экономике и соответствующим ей формам трудовой занятости населения и рынка труда, в целом; в политике - изменение роли государства, демократизация социального устройства и движение к гражданскому обществу; в социальной жизни — глобализация и либерализация общества, усиление его открытости и т.д. Существенным фактором перемен следует признать Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира»

По мнению многих зарубежных и казахстанских исследователей, эти изменения, темп которых в последние десятилетия стремительно нарастает, сегодня приобрели общецивилизационное значение: «...они непрерывны, постоянны; они стремительны и характеризуются тенденцией к ускорению; они касаются всей планеты и практически всех областей и условий деятельности и жизни человека и общества».

Соответственно, система казахстанского образования, основные параметры которой определялись ранее на основе иного социально-экономического уклада, перестала отвечать современным реалиям и, не обеспечивает такого уровня, качества, масштабов интеллектуальной, познавательной и профессиональной подготовки учащейся молодежи, необходимой для устойчивого экономического роста и развития человеческого капитала, а тем более, в опережающем режиме предвосхищать их. На это указывают и наши мониторинговые исследования, проведенные среди учащихся, родителей и педагогов в декабре 2005 года. [1]

По данным мониторинга существующая система обучения устраивает только 49,6%, необходимо ее изменение для 32,46% и уверены в коренных преобразованиях образования 17,86% респондентов.

Необходимость реформирования образования подтверждается и  обобщающим отчетом экспертов Всемирного банка «Образование в странах с переходной экономикой: задачи развития», составленном в 2003 г. по материалам исследований в 27 странах региона Европы и Центральной Азии, где указывается, что образовательные системы этих стран во многом по-прежнему ориентированы на запоминание фактической информации и заучивание определенного ряда приемов; они слабо реагируют на «сигналы» рынка труда; потребители образовательных услуг этих стран не требуют от государства качества образования, которое они оплачивают через налоги; использование имеющихся (достаточно ограниченных) ресурсов в образовании неэффективно.

Проводимые обновления в образовании в Республике Казахстан, в соответствии с принципами гуманизации и демократизации образования, направленными на реализацию гуманистической парадигмы образования, главной целью которой является формирование саморазвивающейся личности, обучение посредством собственной деятельности, требуют создания средств и условий для обеспечения возможностей эффективного управления познавательной самостоятельностью обучающихся.

На новом этапе социальной модернизации страны в системе образования происходят качественные изменения, и подготовке профессионалов в учебных заведениях уделяется особое внимание.

Долговое время дети с нарушением интеллекта оставались без внимания, вне воспитательных и педагогических процессов, недостаточно была сформирована целостная система методики работы с такими детьми, ни воспитатели, ни педагоги, ни родители не имели четких рекомендаций по вопросам организации обучения и воспитания [2].

На современном этапе развития общества дети с нарушением интеллекта уже не остаются наедине со своими трудностями. Ученые  проводят многочисленные исследования с целью улучшения условий жизни таких ребят, создаются коррекционные классы для обучения таких детей.

Как следствие этих изменений и нововведений, усилия педагогов, психологов, дефектологов, государства и общества в целом направлены на социализацию детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Важное значение в данном направлении придается подготовке таких детей в школе, где ведущая роль принадлежит наличию навыков общения со сверстниками и со взрослыми.

Работы ряда известных ученых Богуславской З.М., Галигузовой Л.Н., Лисиной М.И., Смирновой Е.О. посвящены вопросам коммуникативной деятельности детей разного возраста. Однако в них недостаточно раскрыта проблема общения детей с нарушением интеллекта.

Теоретическое изучение рассматриваемой проблемы определило понятие «социально-коммуникативные навыки». Это навыки общения, которые являются составной частью такого понятия как социально-коммуникативная компетенция.

Благодаря влиянию взрослых и родителей, ребенок 5-6 лет, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов и норм поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него. Немаловажно отметить, что группа сверстников также оказывает влияние на развитие личности ребенка и на его социализацию.

Важными составляющими жизни дошкольника являются общение и совместная деятельность. Благодаря им ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми. Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: достаточную адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность.

Общение – важнейший фактор психического развития ребенка, важнейшее условие развития нормальной речи, адекватных реакций.

Как показывают исследования, личность ребенка с интеллектуальной недостаточностью и его мотивационная сфера образуется в деятельности. Однако этот процесс осуществляется на дефектной основе, в условиях органического поражения центральной нервной системы, возникшего в ранний, до речевой период жизни. Нарушение важнейших мозговых структур разрушает потребность ребенка в новых впечатлениях, чем и затормаживает его социальное развитие [3].

Поступление ребенка в школу – важное событие в его жизни, к которому он должен быть подготовлен. Психолого-педагогические следования дают основание говорить о том, что к школьному возрасту мотивы учебной деятельности детей с нарушением интеллекта оказываются ситуативными, неустойчивыми и формируются крайне медленно. Вместе с тем, эмоционально окрашенное отношение маленького школьника к учителю расширяют сферу мотивации его учебной деятельности, способствуют выработке умственного положительного отклонения к обучению в целом.

Определенное воздействие на формирование отношения детей с нарушением интеллекта к учебной деятельности оказывают и те обстоятельства, в которые ребенок попадает, становясь школьником. Многие из них приходят в специальную (коррекционную) школу из массовой, где у них систематически возникали стойкие неудачи в учебе, складывались сложные взаимоотношения с учителями и сверстниками. Это способствует появлению у детей с нарушением интеллекта отрицательного отношения к школе и к учению.

Для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательных интересов. Они меньше, чем их сверстники стремятся к познанию. Согласно изучения проблемы, у детей с нарушением интеллекта на всех этапах процесса познания возникают элементы недоразвития, а в некоторых случаях даже атипичное развитие психических функций и процессов. И как следствие, дети с нарушением в интеллекте получают не совсем полные, а порой даже неправильные, обманчивые представления о предметах и явлениях окружающей действительности, их опыт совсем не богат. Известно, что при интеллектуальных нарушениях уже первая ступень познания – восприятие – является дефектной [4].

Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка, а это в свою очередь, еще больше затрудняет ситуацию для детей с нарушением интеллекта, которые в силу своих особенностей не стремятся, а иногда и не могут общаться.

Дети с нарушением интеллекта в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом основных причин, среди которых хотелось бы выделить – низкий уровень развития речи.

Как известно, речь выступает в своем предназначении как средство познания и общения, служит важнейшим инструментов социализации учащихся с нарушением интеллекта.

Огромное значение для формирования психических процессов, а также всей личности ребенка, становления мышления и воли, играет речь. Поэтому развитие вербальной коммуникации у таких детей является одной из актуальных проблем.

В структуре интеллектуального дефекта учащихся речевое недоразвитие занимает значительное место. Недостаточная сформированность речи таких детей существенным образом влияет на становление их социальной адаптации. Одним из показателей успешной адаптации человека в обществе является его умение воспринимать и передавать полученную информацию посредством речи.

С самого начала речь детей с нарушением интеллекта развивается на патологической основе. Отмечаются замедленный темп овладения речью и сложность формирования произносительных умений. Главной причиной этого является недоразвитие всей психики в целом. У таких детей наблюдается общее моторное недоразвитие, недостаточная координация движений органов речи, слабое развитие фонематического слуха.

К трем-четырем годам многие дети с интеллектуальным нарушением являются практически безречевыми. А те дети, у которых все же сформированы речевые навыки, ими не пользуются. Они молча производят различные манипуляции с игрушками, но не играют с ними, не обращаются к сверстникам или взрослым с какими-либо просьбами или вопросами.

Для успешного развития речевых функций таких детей необходимо, чтобы недостаточность речевого общения, несформированность речевых навыков стали объектом пристального внимания педагогов и взрослых на протяжении всего дошкольного периода, а затем и школьного. Это связано с тем, что речевое общение является не только наиболее ранней формой речи, но, что самое главное, и исходной формой речевых функций [5].

Очень часто дети с нарушением интеллекта пытаются избежать речевого общения. В таких случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстниками или взрослыми все же возникает, он оказывается кратковременным и не всегда полноценным. Это можно объяснить следующими причинами:

- ребенок не обладает достаточной информацией для ответа;

- для формулировки высказывания у него недостаточно широкий словарный запас;

- многие дети с нарушением интеллекта не пытаются вникнуть в суть разговора, что влечет непонимание собеседника. Поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.

Нарушение интеллекта у детей способствует ограничению любознательности. Такие дети плохо воспринимают новую информацию.

Нарушение интеллекта не влечет физических недостатков. Эти дети имеют вполне нормальное зрение и слух. Однако не умеют слышать, слушать и видеть. Их интерес к окружающим предметам является кратковременным и безинтересным. В связи с чем, ведущей деятельностью у детей с нарушениями интеллекта, согласно законов развития ребенка, становится не игровая деятельность, а предметная. Продуктивная деятельность у таких детей вне обучения практически не возникает.

Все это позволило определить некоторые рекомендации для успешного формирования основных социально-коммуникативных навыков для детей с нарушением интеллекта:

- проводить коррекционно-развивающие занятия с детьми, позволяющие овладению знаниями и представлениями о различных средствах общения и коммуникации;

- для формирования социально-коммуникативных навыков необходимо целенаправленно использовать различные театрализованные игры и специальные упражнения;

- с целью обучения умению взаимодействовать со своими детьми, активно включать родителей в коррекционный процесс;

- педагогам необходимо планомерно и систематически повышать квалификацию в сфере построения учебного общения и продуктивного взаимодействия с детьми с интеллектуальными нарушениями [6].

Немаловажную роль в формировании социально-коммуникативных навыков и умений у детей с нарушением интеллекта выполняет игровая деятельность.

Важнейшая цель педагога, чьи профессиональные обязанности связаны с работой с интеллектуально неполноценными детьми – привить ребенку интерес к игре, научить его играть и попытаться через игру воздействовать на его психическое развитие.

Успешность речевого, умственного и нравственного развития ребенка зависит от того, насколько удастся его овладение игрой. В этом и состоит основная задача педагога.

Детская игра - вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. Игра служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания.

Активность ребенка только постепенно, в ходе развития под влиянием воспитательных воздействий, принимает формы сознательной, целенаправленной деятельности.

Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность, принимая на себя ту или иную роль и входя в нее, — он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. В этом отношении ребенка к его роли выражается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и самой личности ребенка в целом [7].

Игровая деятельность ребенка развивается в тесной связи с овладением речью. Так, маленький ребенок (1-2 лет) не может изображать действие в отсутствие предмета (куклы), однако такие действия возможны по мере развития его речи.

Как известно, игровая деятельность ребенка весьма многогранна, так же как и игры дошкольников. Особое значение отводится сюжетно-ролевым играм. Именно этот вид игры воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты деятельности.

В сюжетно-ролевых играх дошкольники перевоплощаются в наиболее интересных для них персонажей, действуют в игровой воображаемой ситуации, оперируют множеством разнообразных игрушек и их заместителей. Одним словом, создают на основе воображения собственный мир, живут и действуют в нем так, как еще не могут в реальной действительности.

Главным моментом сюжетно-ролевой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. Через игру происходит познание дошкольником различных сфер человеческой деятельности, им осваиваются разнообразные способы общения людей друг с другом. Учитывая ее особую значимость для детского развития, делается особый акцент на поэтапное формирование у детей с нарушением интеллекта сложного механизма сюжетно-ролевой игры. Для того чтобы у детей с интеллектуальными нарушениями возникло желание играть вместе, ребенок должен быть обязательно подготовлен.

Кроме сюжетно-ролевых игр дети с интеллектуальными нарушениями обучаются дидактическим и подвижным играм. Предлагается на каждом году обучения конкретный перечень обязательных для обучения игр.

Подводя итог вышеизложенному, мы можем сделать следующий вывод: Жизнь в социуме предполагает постоянный процесс общения. И задача педагогов и психологов – создать условия для речевого развития детей с нарушением интеллекта, которое станет опорой в их дальнейшей социализации и откроет широкие возможности для реализации приобретенных социально-коммуникативных умений и навыков.

Педагогу необходимо учитывать особенности психического развития детей с нарушением интеллекта, что будет способствовать их успешному речевому, а следовательно и общему развитию.