Современный этап социально-экономического развития Казахстана характеризуется глобальными преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности общества: в экономике - это переход к рыночной экономике и соответствующим ей формам трудовой занятости населения и рынка труда, в целом; в политике - изменение роли государства, демократизация социального устройства и движение к гражданскому обществу; в социальной жизни — глобализация и либерализация общества, усиление его открытости и т.д. Существенным фактором перемен следует признать Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира»
По мнению многих зарубежных и казахстанских исследователей, эти изменения, темп которых в последние десятилетия стремительно нарастает, сегодня приобрели общецивилизационное значение: «...они непрерывны, постоянны; они стремительны и характеризуются тенденцией к ускорению; они касаются всей планеты и практически всех областей и условий деятельности и жизни человека и общества».
Соответственно, система казахстанского образования, основные параметры которой определялись ранее на основе иного социально-экономического уклада, перестала отвечать современным реалиям и, не обеспечивает такого уровня, качества, масштабов интеллектуальной, познавательной и профессиональной подготовки учащейся молодежи, необходимой для устойчивого экономического роста и развития человеческого капитала, а тем более, в опережающем режиме предвосхищать их. На это указывают и наши мониторинговые исследования, проведенные среди учащихся, родителей и педагогов в декабре 2005 года. [1]
По данным мониторинга существующая система обучения устраивает только 49,6%, необходимо ее изменение для 32,46% и уверены в коренных преобразованиях образования 17,86% респондентов.
Необходимость реформирования образования подтверждается и обобщающим отчетом экспертов Всемирного банка «Образование в странах с переходной экономикой: задачи развития», составленном в 2003 г. по материалам исследований в 27 странах региона Европы и Центральной Азии, где указывается, что образовательные системы этих стран во многом по-прежнему ориентированы на запоминание фактической информации и заучивание определенного ряда приемов; они слабо реагируют на «сигналы» рынка труда; потребители образовательных услуг этих стран не требуют от государства качества образования, которое они оплачивают через налоги; использование имеющихся (достаточно ограниченных) ресурсов в образовании неэффективно.
Проводимые обновления в образовании в Республике Казахстан, в соответствии с принципами гуманизации и демократизации образования, направленными на реализацию гуманистической парадигмы образования, главной целью которой является формирование саморазвивающейся личности, обучение посредством собственной деятельности, требуют создания средств и условий для обеспечения возможностей эффективного управления познавательной самостоятельностью обучающихся.
На новом этапе социальной модернизации страны в системе образования происходят качественные изменения, и подготовке профессионалов в учебных заведениях уделяется особое внимание.
Долговое время дети с нарушением интеллекта оставались без внимания, вне воспитательных и педагогических процессов, недостаточно была сформирована целостная система методики работы с такими детьми, ни воспитатели, ни педагоги, ни родители не имели четких рекомендаций по вопросам организации обучения и воспитания [2].
На современном этапе развития общества дети с нарушением интеллекта уже не остаются наедине со своими трудностями. Ученые проводят многочисленные исследования с целью улучшения условий жизни таких ребят, создаются коррекционные классы для обучения таких детей.
Как следствие этих изменений и нововведений, усилия педагогов, психологов, дефектологов, государства и общества в целом направлены на социализацию детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Важное значение в данном направлении придается подготовке таких детей в школе, где ведущая роль принадлежит наличию навыков общения со сверстниками и со взрослыми.
Работы ряда известных ученых Богуславской З.М., Галигузовой Л.Н., Лисиной М.И., Смирновой Е.О. посвящены вопросам коммуникативной деятельности детей разного возраста. Однако в них недостаточно раскрыта проблема общения детей с нарушением интеллекта.
Теоретическое изучение рассматриваемой проблемы определило понятие «социально-коммуникативные навыки». Это навыки общения, которые являются составной частью такого понятия как социально-коммуникативная компетенция.
Благодаря влиянию взрослых и родителей, ребенок 5-6 лет, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов и норм поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него. Немаловажно отметить, что группа сверстников также оказывает влияние на развитие личности ребенка и на его социализацию.
Важными составляющими жизни дошкольника являются общение и совместная деятельность. Благодаря им ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми. Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: достаточную адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность.
Общение – важнейший фактор психического развития ребенка, важнейшее условие развития нормальной речи, адекватных реакций.
Как показывают исследования, личность ребенка с интеллектуальной недостаточностью и его мотивационная сфера образуется в деятельности. Однако этот процесс осуществляется на дефектной основе, в условиях органического поражения центральной нервной системы, возникшего в ранний, до речевой период жизни. Нарушение важнейших мозговых структур разрушает потребность ребенка в новых впечатлениях, чем и затормаживает его социальное развитие [3].
Поступление ребенка в школу – важное событие в его жизни, к которому он должен быть подготовлен. Психолого-педагогические следования дают основание говорить о том, что к школьному возрасту мотивы учебной деятельности детей с нарушением интеллекта оказываются ситуативными, неустойчивыми и формируются крайне медленно. Вместе с тем, эмоционально окрашенное отношение маленького школьника к учителю расширяют сферу мотивации его учебной деятельности, способствуют выработке умственного положительного отклонения к обучению в целом.
Определенное воздействие на формирование отношения детей с нарушением интеллекта к учебной деятельности оказывают и те обстоятельства, в которые ребенок попадает, становясь школьником. Многие из них приходят в специальную (коррекционную) школу из массовой, где у них систематически возникали стойкие неудачи в учебе, складывались сложные взаимоотношения с учителями и сверстниками. Это способствует появлению у детей с нарушением интеллекта отрицательного отношения к школе и к учению.
Для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательных интересов. Они меньше, чем их сверстники стремятся к познанию. Согласно изучения проблемы, у детей с нарушением интеллекта на всех этапах процесса познания возникают элементы недоразвития, а в некоторых случаях даже атипичное развитие психических функций и процессов. И как следствие, дети с нарушением в интеллекте получают не совсем полные, а порой даже неправильные, обманчивые представления о предметах и явлениях окружающей действительности, их опыт совсем не богат. Известно, что при интеллектуальных нарушениях уже первая ступень познания – восприятие – является дефектной [4].
Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка, а это в свою очередь, еще больше затрудняет ситуацию для детей с нарушением интеллекта, которые в силу своих особенностей не стремятся, а иногда и не могут общаться.
Дети с нарушением интеллекта в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом основных причин, среди которых хотелось бы выделить – низкий уровень развития речи.
Как известно, речь выступает в своем предназначении как средство познания и общения, служит важнейшим инструментов социализации учащихся с нарушением интеллекта.
Огромное значение для формирования психических процессов, а также всей личности ребенка, становления мышления и воли, играет речь. Поэтому развитие вербальной коммуникации у таких детей является одной из актуальных проблем.
В структуре интеллектуального дефекта учащихся речевое недоразвитие занимает значительное место. Недостаточная сформированность речи таких детей существенным образом влияет на становление их социальной адаптации. Одним из показателей успешной адаптации человека в обществе является его умение воспринимать и передавать полученную информацию посредством речи.
С самого начала речь детей с нарушением интеллекта развивается на патологической основе. Отмечаются замедленный темп овладения речью и сложность формирования произносительных умений. Главной причиной этого является недоразвитие всей психики в целом. У таких детей наблюдается общее моторное недоразвитие, недостаточная координация движений органов речи, слабое развитие фонематического слуха.
К трем-четырем годам многие дети с интеллектуальным нарушением являются практически безречевыми. А те дети, у которых все же сформированы речевые навыки, ими не пользуются. Они молча производят различные манипуляции с игрушками, но не играют с ними, не обращаются к сверстникам или взрослым с какими-либо просьбами или вопросами.
Для успешного развития речевых функций таких детей необходимо, чтобы недостаточность речевого общения, несформированность речевых навыков стали объектом пристального внимания педагогов и взрослых на протяжении всего дошкольного периода, а затем и школьного. Это связано с тем, что речевое общение является не только наиболее ранней формой речи, но, что самое главное, и исходной формой речевых функций [5].
Очень часто дети с нарушением интеллекта пытаются избежать речевого общения. В таких случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстниками или взрослыми все же возникает, он оказывается кратковременным и не всегда полноценным. Это можно объяснить следующими причинами:
- ребенок не обладает достаточной информацией для ответа;
- для формулировки высказывания у него недостаточно широкий словарный запас;
- многие дети с нарушением интеллекта не пытаются вникнуть в суть разговора, что влечет непонимание собеседника. Поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.
Нарушение интеллекта у детей способствует ограничению любознательности. Такие дети плохо воспринимают новую информацию.
Нарушение интеллекта не влечет физических недостатков. Эти дети имеют вполне нормальное зрение и слух. Однако не умеют слышать, слушать и видеть. Их интерес к окружающим предметам является кратковременным и безинтересным. В связи с чем, ведущей деятельностью у детей с нарушениями интеллекта, согласно законов развития ребенка, становится не игровая деятельность, а предметная. Продуктивная деятельность у таких детей вне обучения практически не возникает.
Все это позволило определить некоторые рекомендации для успешного формирования основных социально-коммуникативных навыков для детей с нарушением интеллекта:
- проводить коррекционно-развивающие занятия с детьми, позволяющие овладению знаниями и представлениями о различных средствах общения и коммуникации;
- для формирования социально-коммуникативных навыков необходимо целенаправленно использовать различные театрализованные игры и специальные упражнения;
- с целью обучения умению взаимодействовать со своими детьми, активно включать родителей в коррекционный процесс;
- педагогам необходимо планомерно и систематически повышать квалификацию в сфере построения учебного общения и продуктивного взаимодействия с детьми с интеллектуальными нарушениями [6].
Немаловажную роль в формировании социально-коммуникативных навыков и умений у детей с нарушением интеллекта выполняет игровая деятельность.
Важнейшая цель педагога, чьи профессиональные обязанности связаны с работой с интеллектуально неполноценными детьми – привить ребенку интерес к игре, научить его играть и попытаться через игру воздействовать на его психическое развитие.
Успешность речевого, умственного и нравственного развития ребенка зависит от того, насколько удастся его овладение игрой. В этом и состоит основная задача педагога.
Детская игра - вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. Игра служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания.
Активность ребенка только постепенно, в ходе развития под влиянием воспитательных воздействий, принимает формы сознательной, целенаправленной деятельности.
Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность, принимая на себя ту или иную роль и входя в нее, — он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. В этом отношении ребенка к его роли выражается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и самой личности ребенка в целом [7].
Игровая деятельность ребенка развивается в тесной связи с овладением речью. Так, маленький ребенок (1-2 лет) не может изображать действие в отсутствие предмета (куклы), однако такие действия возможны по мере развития его речи.
Как известно, игровая деятельность ребенка весьма многогранна, так же как и игры дошкольников. Особое значение отводится сюжетно-ролевым играм. Именно этот вид игры воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты деятельности.
В сюжетно-ролевых играх дошкольники перевоплощаются в наиболее интересных для них персонажей, действуют в игровой воображаемой ситуации, оперируют множеством разнообразных игрушек и их заместителей. Одним словом, создают на основе воображения собственный мир, живут и действуют в нем так, как еще не могут в реальной действительности.
Главным моментом сюжетно-ролевой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. Через игру происходит познание дошкольником различных сфер человеческой деятельности, им осваиваются разнообразные способы общения людей друг с другом. Учитывая ее особую значимость для детского развития, делается особый акцент на поэтапное формирование у детей с нарушением интеллекта сложного механизма сюжетно-ролевой игры. Для того чтобы у детей с интеллектуальными нарушениями возникло желание играть вместе, ребенок должен быть обязательно подготовлен.
Кроме сюжетно-ролевых игр дети с интеллектуальными нарушениями обучаются дидактическим и подвижным играм. Предлагается на каждом году обучения конкретный перечень обязательных для обучения игр.
Подводя итог вышеизложенному, мы можем сделать следующий вывод: Жизнь в социуме предполагает постоянный процесс общения. И задача педагогов и психологов – создать условия для речевого развития детей с нарушением интеллекта, которое станет опорой в их дальнейшей социализации и откроет широкие возможности для реализации приобретенных социально-коммуникативных умений и навыков.
Педагогу необходимо учитывать особенности психического развития детей с нарушением интеллекта, что будет способствовать их успешному речевому, а следовательно и общему развитию.