Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, гуманизация, гуманитаризация и демократизация общественных процессов тесно связаны с поиском инновационных подходов к воспитанию и формированию граждан нашего общества.
В Посланиях Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана неоднократно подчеркивается, что без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по-новому, мы не сможем создать инновационную экономику [1]. В связи с этим следует отметить роль экономического воспитания школьников, основы которого следует закладывать уже в начальной школе.
Возрастание роли экономических знаний в жизни людей, потребности в овладении практическими навыками экономической деятельности способствовали определению реальных проблем в сфере социально-педагогических исследований, среди которых:
- развитие экономического образования с ранней профилизацией уже на начальной ступени школьного обучения и воспитания;
- выявление условий обучения учащихся начальных классов основам экономических знаний;
- изучение особенностей ориентации младших школьников на профессии, необходимые в сельской местности;
- выявление путей и средств, обеспечивающих участие сельских школьников (начиная с 1 класса) в экономической деятельности общества;
- выявление организационных, содержательных и технологических аспектов экономического воспитания младших школьников.
Особое значение при этом приобретает экономическое воспитание сельских школьников, так как сельская общеобразовательная школа имеет большие потенциальные возможности для интенсификации педагогического процесса, направленного на решение задач подготовки молодежи к труду, к жизни в обществе, где приоритетными становятся знания из различных сфер экономики, предпринимательства, фермерства и т.п.
В условиях рыночной экономики образование превращается в крупномасштабный фактор развития общества, соответственно, возрастает роль исследовательских разработок, нацеленных на изучение со всех сторон проблем обучения и воспитания подрастающего поколения.
Для Казахстана – государства, располагающего огромными потенциальными природными ресурсами, подготовка всесторонне развитых, рационально мыслящих, деловых предприимчивых людей напрямую связана с повышением уровня и престижа сельской школы, в особенности ее начального звена.
Начинать развитие экономического мышления в младшем школьном возрасте, формировать основы экономического воспитания, способствующего становлению личности труженика села, обладающего качествами хозяйственника, менеджера, активного участника социально-экономических преобразований в обществе – всё это проблемы первостепенной важности. И во многом их решение зависит от результатов научных исследований, посвященных поиску способов формирования экономической воспитанности учащихся начальных классов сельской общеобразовательной школы.
В своем исследовании мы обратились к научным разработкам, посвященным исследованию поставленной проблемы с дошкольного возраста ребенка. Программу экономического воспитания дошкольников с перспективным планированием разработали Е.А. Курак, Л.А. Михирева, А.Н. Подгорнова, Л.В. Позднышева [2].
Исследователи проблем воспитания и обучения младших школьников Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин констатируют тот факт, что для детей этого возраста вполне доступно осознание отвлеченных понятий, в том числе, экономических.
Автор научных трудов по теории и практике экономического воспитания И.А. Сасова [3] отмечает, что учащиеся начальных классов могут усвоить примерно пятьдесят наиболее распространенных экономических понятий.
Экономическое воспитание учащихся общеобразовательных школ активно исследуется учеными Казахстана: Е. Арынов, Б.К. Моминбаевым, К. Аганина, Е.К. Есенжолов, А.А. Саипов и др.
В научных трудах казахстанских ученых разрабатываются теоретико-методологические основы воспитания учащихся посредством сельскохозяйственного труда; историко-педагогический аспект данной проблемы; педагогические основы экономического ориентирования учащейся молодежи.
Исследования ученых позволили значительно расширить поиск эффективных путей организации экономического воспитания школьников и подготовки их к труду в сельской местности.
Между тем исследования показывают, что в настоящее время в сельских школах Казахстана при изучении основ наук наблюдается отсутствие тесной связи между различными сторонами экономического воспитания школьников, а именно:
- между приобретением учащимися системы знаний основ экономики и воспитанием качеств бережливости, аккуратности и т.п.;
- между развитием экономического мышления и формированием основ экономического образования;
- между привитием навыков экономической культуры и формированием основ построения отношений с разными людьми в условиях рыночной экономики и т.п.;
- между необходимостью специалистов различных профилей на селе и нежеланием молодых специалистов ехать на работу в село;
- между востребованностью специалистов для различных сфер жизнедеятельности села и отсутствием системы профориентационной работы среди школьников для подготовки их к трудовой деятельности на селе;
- между необходимостью профессионального руководства процессом экономического воспитания учащихся начальных классов сельской школы и системой экономического образования младших школьников на селе.
Таким образом, исследовательский поиск способствовал определению основного противоречия, которое существует между потребностью формирования основ экономической воспитанности будущего сельского труженика в условиях рыночной экономики и эмпирически сложившейся практикой экономического воспитания в сельской школе, где отсутствует система профессиональной ориентации младших школьников и подготовки их к жизни и труду на селе.
В исследовании проблемы экономического воспитания учащихся начальных классов сельской школы важное значение имеет изучение теоретических источников и анализ практической деятельности просветителей, ученых, внесших определенный вклад в развитие педагогической науки.
В изучении проблемы экономического воспитания школьников сельской школы полезным является литературное творчество и педагогическая деятельность А.С. Макаренко. В книгах, посвященных семейному воспитанию, он отмечает необходимость формирования в детях с ранних лет навыков хозяйственной деятельности, качеств коллективизма, честности, заботливости, бережливости, оперативности выполнения заданий. В руководимых А.С.Макаренко учебно-воспитательных учреждениях придавалось большое значение организации трудовой деятельности детей. Так, если в колонии имени Горького применялся сельскохозяйственный труд и работа в мастерских (столярной, слесарной, сапожной и др.), то в коммуне имени Дзержинского было организовано промышленное производство, которое кроме педагогического имело и экономическое значение. От воспитанников требовались точность, аккуратность в работе, дисциплина труда. Соединяя обучение с производительным трудом, учащиеся получали возможность ознакомиться с различными видами профессий. Большинство воспитанников успешно выдерживали вступительные экзамены в вузы [4].
В этот период складывается педагогическая система К.Д. Ушинского. Осознавая требования времени, он выдвигает задачу – готовить подрастающее поколение к экономической жизни общества. Выступая на торжественном заседании Ярославского лицея, К.Д. Ушинский говорил: «В последнее время экономические вопросы до такой степени оживились, что перед ними померкли все другие, но не должно забывать, что всякий период истории имеет свой особенный центр, свое особое солнце. Потому-то я думаю, что теперь, более чем когда-нибудь, на камералистах (экономистах) лежит обязанность изучать общественный организм в целом и притом не в какой-нибудь внешней системе, а именно в его историческом развитии». По его мнению, в новых условиях воспитанник должен определить свое новое положение в стремительно меняющейся хозяйственной сфере [4].
К.Д. Ушинский в воспитании ребенка особую роль отводил формированию и развитию нравственных качеств, среди которых выделил: гуманность, честность, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, чувство собственного достоинства в сочетании со скромностью. Необходимо развивать в детях характер, волю, чувство долга.
Таким образом, умение детьми классифицировать понятия по общим признакам (например, экономические), приучать к труду, научить уже в младшем школьном возрасте логически мыслить, рассуждать, сравнивать и обобщать, было отмечено в трудах К.Д. Ушинского, что имеет самое непосредственное отношение к исследуемой нами проблеме.
Одним из первых народных учителей, положившим прогрессивное начало европейскому образованию молодежи в казахской степи, был И.Алтынсарин. С именем Алтынсарина связано развитие среди казахов профессионально-технических учебных заведений, позволивших обучить казахских детей ремеслу, приобщить их к труду и оседлому образу жизни. В его произведениях особое значение придавалось развитию сельской школы. В перечень учебных дисциплин были включены рукоделие, сельскохозяйственный труд, то есть предметы, воспитывающие в детях трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, аккуратность. Для улучшения работы сельской школы И. Алтынсарин настоятельно требовал направления туда разносторонне подготовленных педагогов, которые могли бы терпеливо, доступно объяснять детям каждый предмет, обладать глубокими знаниями, уметь анализировать свои собственные действия и в целом преподавательскую деятельность [5].
Идеи Алтынсарина созвучны с идеями казахского ученого-исследователя Т. Тажибаева. На основе своего исследования автор сделал вывод о том, что зарождение профессионально-технического образования в Казахстане, а также введение в школах преподавания разных ремесел сыграло положительную роль для казахского народа, в частности, в плане подготовки казахской молодежи к ведению хозяйства в условиях оседлого образа жизни [6].
Изучение опыта экономического воспитания младших школьников показывает, что данный вид воспитания определяется как целенаправленное воздействие с целью усвоения ими элементарных экономических знаний, формирования экономических умений и воспитания опорных, нравственно-экономических качеств личности.
Большинство исследователей также подчеркивают роль коллектива младших школьников, который становится важным фактором повышения экономической культуры. Определенный интерес, в связи с вышеизложенным, представило научное исследование Т.Ю. Квасниковой, посвященное этико-экономическому воспитанию учащихся в образовательном процессе начальной школы [7]. Она отмечает, что именно в возрасте 7-9 лет наблюдаются наиболее благоприятные условия для развития потенциала творческого мышления детей, навыков самостоятельного получения и усвоения знаний и их применение в новых условиях.
Формирование элементов экономического сознания тесно связано с воспитанием ребенка в младшем школьном возрасте. Уже в этом возрасте у детей вырабатываются определенные отношения к экономическим ценностям. Мы часто наблюдаем за тем, как дети играют в продавцов и покупателей, «деньги» присутствуют в игре как элемент ценности. То есть, младший школьный возраст – это благодатная почва для формирования экономического сознания и мышления.
В связи с этим следует отметить роль семьи. Семейное воспитание, в котором становятся традицией привлечения детей с раннего возраста к беседам о бережливости, аккуратности, к участию в покупках имеет особое значение для формирования осознанного отношения к экономике ведения хозяйства, к воспитанию бережного отношения к вещам, предметам домашнего обихода.
Требования глобальной экономики к развитию ее аграрного сектора, вне сомнения, связаны с экономическим воспитанием сельского жителя, с формированием экономических знаний, умений и навыков в начальном звене сельской общеобразовательной школы.
Экономическое воспитание сельского жителя закладывается в сельской общеобразовательной школе, точнее в начальной школе. Успехи сельского производства зависят от развития хозрасчетных отношений, различных форм кооперации, коллективного и семейного подряда, организации фермерского хозяйства. Вырабатываются определенное отношение к хозяйствованию на земле, к личной материальной собственности, к самим понятиям «прибыль», «убытки», «расход», «доход» и др.
Для сельских школьников в экономическом воспитании большое значение имеет микросреда, в которой они постоянно находятся. Причем, микросреда, которая характеризуется конкретными лицами, классным и школьным коллективами, внешкольными учреждениями, коллективом базового хозяйства, обладает подвижностью, состоянием мобильности. Возможно и такое состояние среды, где большинство людей отличаются бесхозяйственностью, безответственностью, нерадивым отношением к природе, земле. Отсюда, возникает одна из важных задач экономического воспитания: целенаправленность в организации управления микросредой, учитывающей возрастные и психологические особенности воспитанников [8].
Таким образом, нами выявлено, что для достижения целей воспитания в практической деятельности необходимо сближение воспитания с жизнью. Формирование качеств экономической воспитанности в эпоху рыночных отношений требует нестандартных подходов, характеризующихся организацией различных видов школьных кооперативов, фермерских хозяйств и др.
Изучение и анализ теоретических источников по исследуемой проблеме показывает, что сельская общеобразовательная школа имеет большие потенциальные возможности в формировании качеств экономической воспитанности, которые характеризуются привитием чувства любви к Родине, родному краю, к окружающей природе, стремлением улучшить жизнь на селе, качеств настоящего хозяина.
Условием эффективности экономического воспитания сельских школьников является профессиональная подготовка учителя по проблемам экономического образования. Введение в учебные планы, учебники колледжей и высших учебных заведений, где осуществляется подготовка учителей специальности «Педагогика и методика начального обучения», определенного объема экономических знаний становится реальной необходимостью. Существует социальный запрос на разработку такого рода материалов. Следовательно, организация научно-педагогических исследований, теоретическая и практическая разработка идей по осуществлению экономического воспитания младших школьников в условиях села, вне сомнения актуальна.
Особенность процесса экономического воспитания заключается во взаимосвязи с процессом умственного, трудового, гражданского, правового, эстетического, экологического, патриотического, нравственного, физического воспитания.
Положительный опыт экономического воспитания в сельской школе включает различные формы организации деятельности учащихся, отражающие элементы фермерского хозяйства, кооперативного и семейного подряда, выработки хозяйственного отношения к земле, к личной материальной собственности, формирование качеств бережливости, экономности, ответственности, дисциплинированности, трудолюбия.