В конфликтологии и психологии рассматривается категория внутриличностных конфликтов, которая объединяет конфликты, разыгрывающиеся во внутреннем мире личности.
Любые внешние изменения могут сопровождаться негативными психологическими последствиями, если не подкрепляются адекватными изменениями в системе ценностей самого индивида, не находят опору в его личностно-смысловых образованиях. В этих случаях проявляется недостаточная сформированность механизмов личностной адаптации. Одной из форм личностной дезадаптации является внутриличностный конфликт.
Каждый человек постоянно сталкивается с внутриличностными конфликтами. Конструктивно разрешенные они, являются своего рода движущей силой развития личности. В противном случае они сопровождаются такими негативными последствиями, как личностная необустроенность, нестабильность и неопределенность, потеря эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях. В конечном итоге все это приводит к неустойчивости и неуравновешенности психики, несбалансированности ее проявлений, в крайних случаях к суициду.
Кроме того, внутриличностные конфликты затрагивают все стороны деятельности человека, включая систему социальных отношений, профессиональную деятельность, определяют полноту самореализации, особенности личностного и профессионального роста.
Итак, закономерным явлением развития и формирования личности являются внутриличностные конфликты. Особую значимость они приобретают в профессиональном становлении руководителей органов внутренних дел, так как тяжесть последствий от ошибок, совершаемых при принятии управленческих решений в правоохранительной деятельности, существенно повышает требования к психологическим качествам и свойствам личности руководителя, уровню ее сформированности.
Повышенный уровень ответственности перед нормативами, организующими служебную деятельность в правоохранительных органах, ее негативные факторы и правовая регламентация профессионального поведения, способствуют повышению внутриличностной конфликтности и иной дезадаптации личности руководителя органов внутренних дел. В целом это является причиной понижения профессиональной активности, скрытой ненадежности и высокой уязвимости личности, негативно отражается на качестве исполнения им профессиональных обязанностей, что в итоге приводит к преждевременному завершению карьеры.
Преодоление внутриличностного конфликта может быть конструктивным, когда через его контролируемое и регулируемое развитие достигается равновесие внутреннего мира личности, а также деструктивным, которое через стихийное развитие захватывает всю сферу психического мира личности и приводит ее либо к жизненному кризису, либо к развитию невротических реакций.
Причем следует помнить, что готовность к возникновению внутриличностного конфликта формируют внешние факторы (условия жизнедеятельности), а способствуют или препятствуют его адекватному разрешению внутренние факторы. Такими факторами являются психологические характеристики и свойства личности.
Тема проблематики профессионализации и внутриличностной конфликтности руководителей является предметом ряда психологических исследований [2, 3, 4, 5, 6 и др.]. Вместе с тем специальных исследований посредством проективной методики определения уровня внутриличностной конфликтности у руководителей органов внутренних дел не проводилось.
Проективная методика «Во что бы меня заколдовали» основана на анализе продуктов воображения и фантазии и направлена на раскрытие внутреннего мира личности, мира ее субъективных переживаний, мыслей, установок, ожиданий. При анализе методик этого класса исследователи исходят из предположения о том, что в рисунке человек непосредственно выражает особенности собственной личности, которые поддаются интерпретации с помощью системы эмпирически выверенных критериев. По завершении проведения графического этапа проводилось индивидуальное собеседование.
Анализ исследований внутриличностных конфликтов в психологии показывает, что вид конфликта может определять особенности поведения и деятельности индивида. Придерживаясь классификации Е.В. Есликовой, в данной методике были выделены четыре вида рассматриваемого явления: мотивационно-потребностный, когнитивно-деятельностный, поведенческий и смысловой конфликты [1].
В исследовании приняло участие 34 человека в возрасте от 33 до 54 лет, все они являлись руководителями органов внутренних дел. Респондентам было предложено нарисовать в кого бы их превратил злой и добрый волшебник, а также ответить на следующие вопросы:
1. В кого заколдовал Вас (добры/злой) волшебник?
2. Почему именно в это?
3. За какие заслуги (провинности)?
4. Какой Вы в этом состоянии?
5. Для чего Вам это надо?
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Результаты по проективной методике были сопряжены с бланковскими методиками исследования уровня внутриличностной конфликтности [1, 3] и соотнесены с классификацией Е.В. Есликовой. Анализируя полученные данные, отметим, что руководителям характерен повышенный уровень внутриличностной конфликтности, который был обнаружен у более 75% респондентов. При этом, более заметные различия получились именно в видах конфликтов (таблица 1).
Таблица 1
Внутриличностные конфликты руководителей органов внутренних дел
Конфликт |
Подвид конфликта |
Количество |
Отсутствует |
− |
8 |
Смысловой |
Самонеприятия |
7 |
Поведенческий |
Адаптационный |
8 |
Конфликт неудовлетворенности трудовыми взаимоотношениями |
2 |
|
Когнитивно-деятельностный |
Конфликт профессиональных экспектаци |
2 |
Мотивационно-потребностный |
Конфликт выбора профессии |
1 |
Конфликт профессионального роста |
3 |
|
Конфликт профессиональной карьеры |
3 |
Проведенный статистический анализ показывает, что респондентов в первую очередь, беспокоит поведенческий (адаптационный) конфликт, который, как правило, непродолжителен по времени и завершается принятием норм профессиональной деятельности и профессионального общения, пониманием смысла профессии и своей причастности к ней, либо отчуждением от коллектива, развитием фрустрационных реакций и затягиванием конфликта. Вместе с ним, свою нишу занимает смысловой конфликт, а именно, конфликт самонеприятия. Связанный с тем, что профессиональная деятельность в органах внутренних дел сопряжена не только с нормативами, организующими служебную деятельность, с субкультурной регламентацией повседневного поведения, но и уставными отношениями, решениями, носящими властный и обязательный характер, а также персональной ответственностью, что повышает уровень негативных эмоциональных переживаний при внутриличностном конфликте, причем при сниженной у большинства руководителей психоэмоциональной устойчивости [6].
Кроме того, отмечается мотивационно-потребностный конфликт, возникающий при осмыслении субъективной значимости профессиональной деятельности. В частности: конфликт профессионального роста, связанный с нехваткой опыта, желанием иметь более высокий результат и конфликт профессиональной карьеры, сопряженный с появлением желания продвигаться по службе, потребностью занять более высокую руководящую должность, самоутвердиться и вместе с тем осознается необходимость переработки, систематизации знаний, повышения квалификации.
Стоить отметить, что среди недостатков проективных методик, в особенности рисуночных тестах, всеми исследователями отмечается частичное или полное отсутствие стандартизации, слабая подверженность проверке надежности и валидности, что вносит большую долю субъективности при оценке результатов и интерпретации данных.
Таким образом, как показало исследование, специфическими причинами возникновения внутриличностных конфликтов у руководителей органов внутренних дел служат неустойчивые ценностные ориентиры, внешние социально-психологические факторы профессиональных намерений, «стратегия адаптивного поведения» к профессиональной деятельности, неадекватно сформированный внутренний образ профессии.
Подводя итог, хочется отметить, что внутриличностный конфликт может иметь как позитивные, так и негативные последствия не только для личности, но и для окружающих. Когда выход из ситуации внутриличностного конфликта не найден, то внутреннее напряжение продолжает усиливаться, приближая человека к психическому истощению, невротизации, развитию комплексов неполноценности, агрессии или депрессии. Это становиться причиной повышения общей конфликтности личности, приводящей к возникновению других форм конфликта.
При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта, он становиться источником личностного и профессионального роста.