Рис.1. А.П. Доброславин
Как известно, гигиена – подруга здоровью, и это не случайно. Сейчас трудно переоценить важность гигиены для врача, ведь не лечение заболеваний является залогом здоровья, а их профилактика. Сама гигиена как наука сформировалась относительно недавно, однако ее корни уходят глубоко в древность, ведь еще в древнеримской мифологии мы встречаем двух дочерей бога Асклепия – Панацею (Богиня-целительница) и Гигиею (Богиня здоровья), олицетворяющую гигиену. Получение эмпирического опыта в области улучшения питания, жилищного устройства, выбора одежды, соблюдения чистоты тела сыграло значимую роль в предупреждении болезней, увеличении продолжительности жизни. Нельзя забывать об огромном труде ученых, внесших вклад в эту науку. Выдающаяся роль в становлении отечественной научной гигиены принадлежит Алексею Петровичу Доброславину. Если в наше время у не знающего человека спросить, что такое гигиена как наука и каковы ее задачи, не каждый сможет дать ответ на этот вопрос (имеется ввиду в России). А все потому, что это действительно молодая наука, которая и рассматривалась в 80 годах клиницистами как санитарная практика, и, если и преподавалась в вузах, то в составе судебной медицины. А.П. Доброславин – первый, кто начал борьбу за самостоятельность этой науки, доказав, что гигиена имеет огромное количество неизученных разделов и рассматривать ее, только лишь как санитарную практику, нельзя. К сожалению, имя первого профессора первой кафедры гигиены в России не было увековечено и несправедливо оказалось забытым. Вклад этого ученого в становлении гигиены, его деятельность, направленная на общественное просвещение, огромное количество научно-исследовательских работ несомненно заслуживают внимания [4].
Алексей Петрович Доброславин родился 29 сентября 1842 г., в селе Дядькове Орловской губернии (сейчас это город Дятьково в Брянской области). Его детство прошло на известных тогда Мальцевских заводах стекольного и фарфорового производства, где работал врачом отец Доброславина Петр Алексеевич. П.А. Доброславин не только лечил рабочих, но и занимался разработкой методов лечения и профилактики их профессиональных болезней. Медицина в этой семье была своего рода ремеслом, обе сестры Алексея Петровича решили пойти по стопам отца и старшего брата. Старшая сестра, Ольга, будучи сестрой милосердия умерла от сыпного тифа во время русско-турецкой войны, а Мария поступила в только появившиеся тогда «Высшие женские врачебные курсы», закончив их в числе женщин-врачей первого выпуска [2; 4].
После окончания с серебряной медалью Калужской гимназии в 1859 г., в августе 1859 г. Алексей Доброславин поступает в Петербургскую медико-хирургическую Академию (ИМХА). Трудности постигли Доброслвина на первом же курсе – он тяжело заболел брюшным тифом, давшим впоследствии тяжелые осложнения на среднее ухо, после чего произошло рожистое воспаление лица. В таком крайне тяжелом состоянии Доброславин не смог продолжить обучение и был уволен из академии и даже вычеркнут из списков. Его уже записали, как «умершего», но Доброславин не только смог выкарабкаться из тяжелой болезни, но и успешно сдать экзамен на второй курс, на который он был зачислен в 1861 г. «казеннокоштным воспитанником стипендиатом» (т.е. обучающимся за счет государственных средств) [6].
В студенческие годы Доброславин проявлял большое прилежание к наукам, в это время формировались его материалистические взгляды. Помимо предметов по программе изучал естественные науки: химию, физиологию и биологию, считая, что жизнь есть результат соприкосновения человека и среды. В свободное время изучал немецкий, английский и французский языки, занимался философией, читал политико-экономические сочинения [1; 2].
На его увлечение естественными науками повлиял профессор Николай Николаевич Зинин, близкий друг его отца, с которым он вместе учился в Казанском университете. Это был человек с незаурядными способностями, всесторонне образован и имел высокое звание «директора химических работ». Поэтому Петр Алексеевич отдал своего сына на поручительство Зинину, который неоднократно помогал молодому студенту, пользуясь своим влиянием в качестве ученого секретаря. Зинин был уверен, что занятие медициной невозможно без широкого знакомства с естественными науками, его мнение было воспринято и Доброславиным [2; 4].
18 декабря 1865 г. Доброславин окончил курс Академии с дипломом лекаря на серебряную медаль, правда, экзамен он держал не на лекаря, а прямо на доктора медицины, но его не пропустили из принципа, что оканчивающий курс не может прямо держать на доктора медицины. После ее окончания в 1866 г. А.П. Доброславин был оставлен при академии на 3 года для усовершенствования в науках и подготовки к научно-практической работе [2].
Еще продолжая трехлетний период обучения в академии, Доброславин становится ординатором при госпитальной терапевтической клинике профессора Экка, однако, не без препятствий. Дело в том, что Доброславин был человеком прямолинейным, и, из-за неосторожных слов не был пропущен к конкурсу. Но и здесь помог Зинин: его влияние устранило проблему. Будучи ординатором Доброславин не потерял интерес к наукам и одновременно продолжал заниматься физхимией под руководством Н.Н. Зинина и А.П. Бородина и физиологией в лаборатории И.В. Забелина, в это время он впервые интересуется гигиеной, ставит гигиенические эксперименты. В 1866 г. Была опубликована первая работа Доброславина « О белковине Вюрца» [2; 3; 4].
Несмотря на то, что лекарский диплом достался Доброславину немалым трудом, лекарем он быть не хотел. Доброславина до сих пор тянуло к естесственным наукам, это призвание он и избрал, хотя понимал, что это не принесет ему хорошего обеспечения в будущем. В скором времени умер отец, пришлось работать усиленней из-за нехватки средств, ведь теперь на его плечах была вся его семья. По рекомендации Зинина Доброславин начал заниматься экспериментальной работой по физиологической химии, фармакологии и физиологии и уже в 1866 г. сдал экзамен на доктора медицины. 4 мая 1868 г. он защитил диссертацию на эту степень по теме « Материалы для физиологии метаморфоза» [4; 6].
В феврале 1869 г. Доброславина, как одаренного ученого направили за границу на два года для специализации по гигиене, чтобы по возвращению он мог возглавить кафедру гигиены (гигиена в то время читалась на кафедре судебной медицины). За границей Алексей Петрович побывал сначала в Вене, а потом уехал в Грац. В Австрии Доброславин работал по физиологии у проф. Роллета, в химической лаборатории Пебаль. Затем почти год он провел в Париже, где работал в лаборатории проф. Вюрца, изучал гигиеническое устройство парижских канализаций, госпиталей, казарм и тюрем и был весьма поражен их качественностью и образцовостью. По совету профессоров И.В. Забелина, И.М. Сорокина и Н.Н. Зинина Алексей Петрович решил окончательно посвятить себя изучению гигиены, начал знакомиться с заграничной гигиенической литературой: английской, французской и немецкой, слушал лекции проф. гигиены Бушарда и Вильмена. После начала франко-прусской войны Доброславин бежал сначала в Швейцарию, а затем в Германию. Занимаясь у известных профессоров Петтенкофера и Фойта, молодой ученый уже загорелся мыслью о создании первой в России кафедры гигиены. Доброславин работал и днем и ночью, будучи женатым еще до отъезда за границу, он находил время и на семью[2; 6; 7].
После приезда на родину, в 1871 г. начал вести лекции для студентов по обязательному курсу, после прочтения двух пробных лекций получил звание доцента по гигиене, а через год – звание профессора. Началом формирования отечественной гигиены как науки считают 19 ноября 1881 г. – в этот день была прочитана первая вступительная лекция по гигиене, на которой были четко изложены ее определение, предмет и задачи, не потерявшие актуальности и по сей день [7].
Научная деятельность Доброславина была очень многогранна, он работал во всех сферах гигиенической науки. В отличие от многих зарубежных гигиенистов Доброславин изучал гигиену с точки зрения ее связи с общественной деятельностью. Он считал, что проблеме общественного здоровья не уделено должного внимания и здравоохранение должно пресекать его растрату. Наиболее правильным методом изучения науки считал экспериментальный, так как он «есть не что иное, как такой способ мышления, в котором мы систематически проверяем наши мысли фактами, опытами». Для применения экспериментального метода в 1872 г. Алексей Петрович организовал при кафедре первую в России экспериментальную гигиеническую лабораторию, ставшую центром экспериментальной гигиены [1].
С 1872 г. Доброславин начинает активную деятельность, направленную на улучшение качества жизни, а именно на организацию общественного питания, улучшение водоснабжения городов, борьбу с эпидемиями, устройство сельских школ, больниц и жилищ с учетом санитарных требований. В 1872-73 г. отправляется на ревизию в округа: Виленский, Варшавский, Киевский, Одесский, Московский и часть Кавказского [2].
Тем временем на кафедре шло полным ходом изучение гигиены питания, исследовались такие продукты питания, как хлеб (1880 г. работа «Голодный хлеб», в которой были изучены суррогаты хлеба), молоко (в статье «Подробный анализ продажного молока»), мясо различных сортов и определенных частей туши (в статье «Значение мяса и пищевых консервов вообще и в хозяйстве войск в частности»), воду (в статье «Наиболее употребительные оценки загрязнений вод и определения степени их чистоты в Санкт-Петербурге»), алкогольные напитки [3].
Так же его интересовала так называемая военная гигиена. Сравнивая организм человека с машиной, требующей определенного количества топлива для осуществления определенного объема работы, Доброславин считал, что необходимо правильное снабжение пищей армии, с правильным соотношением питательных веществ. В связи с этим в 1878 г. выходит работа «Состав пищи воспитанников военно-учебных заведений» на основе изучения материала за 2 года по 14 учебным заведениям 11 городов России [1; 3].
А.П. Доброславин с большой тщательностью подходил к качеству обучения гигиене подрастающего поколения, постепенно разрабатывая более совершенный лекционный курс. Огромное число работ учеников Алексея Петровича вышло из кафедры. Большинство работ было не просто уникальными, но и единственными в своем роде во всем мире [3].
Помимо этого Доброславин постоянно занимался санитарным и гигиеническим просвещением населения [5, с.112] публикуя статьи, организуя выставки, выступая с публичными лекциями. Главным плодом его общественной деятельности стал первый в России научно-популярный журнал «Здоровье», которому Доброславин отдавал немалые усилия, а зачастую и собственные средства. Сам Доброславин говорил: «Журнал не давал мне ничего, кроме бесполезных хлопот, литературной неоплачиваемой работы и нравственных мучений, вызываемых постоянным отсутствием средств», из его слов мы видим, насколько тяжело ему давалась эта работа, но, несмотря на трудности, журнал просуществовал около 10 лет. Этот журнал был действительно популярен, ведь в нем печатались статьи не только отечественных, но и зарубежных ученых. На его страницах можно было найти довольно полные сведения о состоянии земской медицины, ее организации, статистике болезненности и смертности в разных концах России, огромное количество научно-полезных статей, направленных на просвещение населения [2; 3].
В 1877 году Алексей Петрович был одним из инициаторов создания первой в России научной гигиенической организации - «Общества охранения народного здравия». Целью организации было заменить не существующие тогда научно-исследовательские институты. Общество занималось оздоровлением населенных мест, общественных зданий и промышленных заведений, гигиеной питания, воспитания и вопросами школьной гигиены. Общество периодически выпускало труды по гигиене, посвященные разным актуальным темам [3].
В 1879 г. Алексей Петрович был назначен инспектором Главного тюремного управления «с оставлением при прежних должностях». В течение 10 лет он занимался вопросами улучшения перевоза арестантов и их содержания и питания (труд "О нормальных пищевых раскладках тюремного ведомства", где были произведены расчеты необходимой арестантам пищи). Так же Доброславин первый ввел медицинскую тюремную статистику. Вообще Алексей Петрович часто опирался на статистическую науку, считая ее правой рукой общественного здравоохранения. «Статистические критерии являются зачастую основой гигиенических изысканий» - писал Доброславин. Таким Алексей Петрович старался приблизить гигиену к точным наукам, считая, что предмет или явление любой науки должен выражаться какой-либо мерой, числом [1; 6].
Выдающейся заслугой А.П. Доброславина была разработка им ряда учебников и руководств по гигиене на русском языке, таких как «Очерк основ санитарной деятельности», «Гигиена. Записки, составленные по лекциям профессора Медикохирургической академии А.П. Доброславина», двухтомники: «Гигиена. Курс общественного здравоохранения», «Курс военной гигиены» [3].
Алексей Петрович всегда стремился поставить свои знания на службу обществу, но, пытаясь защитить людей от болезни, не уберег себя. Осенью 1889 г. он вновь заразился брюшным тифом во время борьбы с эпидемической вспышкой в Петербурге. На этот раз Доброславин не смог выкарабкаться и 4 декабря 1889 г. скончался в полном расцвете творческих сил и энергии в возрасте 46 лет [3].
Алексей Петрович Доброславин похоронен в некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище) Александро-Невской Лавры, Плита установлена в 1958 году (так как первоначальный памятник был утрачен), на ней простая надпись: «Профессор гигиены Алексей Петрович Доброславин.1842-1889».