Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FEATURES OF CONNECTED SPEECH THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

Makarova E.O. 1 Medvedeva E.Y. 1
1 the "Nizhny Novgorod state pedagogical University named after Kozma Minin"
Authors (Makarova E. - student of 4-th course of Novosibirsk state pedagogical University them. K. Minin and Medvedeva, E. Y. - scientific supervisor, candidate of psychological Sciences, associate Professor of Special (correctional) pedagogics and psychology) was carried out theoretical and experimental study of coherent speech of the senior preschool children with the NRO on the basis of the following institutions: MADOU "the kindergarten №49 "the Glowworm" of the Soviet district of the city of Nizhny Novgorod, MBDOU "kindergarten №355" Moscow district of the city of Nizhny Novgorod, MBU TO CDT Istok city district city of Vyksa. Two groups of children of senior preschool age were selected for the study: control group – 20 children with normal speech development and experimental group – 20 preschool children with General speech underdevelopment. Based on the research was written an article that discusses the characteristics and shortcomings of the coherent speech of the senior preschool children with General underdevelopment of speech in comparison with the level of development of coherent speech in children with normal speech development. The article reveals and actualizes the theoretical aspect of the study of the problem, describes the goals and methods of the study of coherent speech, which can be applied to children of this age. The results of a comprehensive study of children's coherent speech conducted in the framework of ascertaining experiment are presented.
General underdevelopment of speech
coherent speech
phrasal speech
retelling
story writing skills.

Введение. Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Связное высказывание представляет собой сложное последовательное изложение мыслей, желаний, что в свою очередь является одним из главных показателей овладения языком, поэтому проблемы формирование связной речи у детей являются актуальными и на данный момент.

Ее изучению были посвящены труды многих ученых-исследователей, таких как: Выготский Л.С., Лурия А. Р., Рубенштейн С.Л., Жинкин Н.И., Зимняя И.А. и другие.

Рубенштейн С.Л. дал следующее определение связной речи: «Связной <…> мы называем такую речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания» [4, с. 404]. Таким образом, связная речь – это умение грамотно и связно выражать свои мысли, что является важнейшим компонентом нормального речевого взаимодействия между людьми, а также основой для овладения школьной программой обучения детьми. .

Детям с общим недоразвитием речи овладение связной речью без специального коррекционного обучения представляется очень трудным. Так, Жулина Е.В. отмечает, что «при правильном восприятии логической цепочки событий, общение детей ограничивается простым перечислением действий» [5, с.178]. Баряева Л.Б. указывает, что в сознании детей с ОНР искажено формирование норм и правил реализации языка в речи [1, с.164].

Исходя из анализа теоретической части, нами были сформулированы основные положения экспериментального изучения связной речи у старших дошкольников с ОНР, которое было проведено на базе следующих учреждений: МАДОУ «Детский сад №49 «Светлячок» Советского района города Нижнего Новгорода, МБДОУ «Детский сад №355» Московского района города Нижнего Новгорода, МБУ ДО ЦДТ «Исток» городского округа город Выкса. Для исследования были отобраны две группы детей старшего дошкольного возраста: контрольная – 20 детей с нормальным речевым развитием и экспериментальная – 20 дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель исследования: выявить особенности и недостатки навыков связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В качестве диагностического материала использовалась составленная нами диагностическая методика, которая представляет собой серию из пяти заданий, которые направлены на изучение: уровня сформированности фразовой речи; навыков пересказа; умения составлять рассказы по серии картинок, рассказ-описание, рассказ на заданную тему.

Количественная и качественная система оценивания была основана на бальной системе, указанной В.П. Глуховым [2, с. 20-27] и В.Л. Сиротиной [3, с.20].

Рис. 1. Сравнение уровня развития фразовой речи у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием

Как видно из диаграммы у детей с нормальным речевым развитием более 95% испытуемых с заданием на определение уровня сформированности фразовой речи справились без ошибок.

В экспериментальной группе больше половины детей справились с заданием, только троим детям этот этап дался тяжелее всех. Сложности возникали в назывании действий «поливает», «ловит», только один ребенок ответил вместо «ловит рыбу» - «рыбачит». Некоторые из испытуемых не смогли сразу ответить, что изображено на картинке, а сначала перечисляли ее части. Помимо этого у многих детей присутствовали нарушения слоговой структуры слова и фонетического оформления высказывания и грамматические ошибки по типу неверного употребления предлогов, времени глаголов и нарушения согласования.

Рис. 2. Сравнение состояния развития связной речи на уровне умения воспроизводить небольшой по объему литературный текст у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием

Дети из контрольной группы с этим заданием справились в абсолютном большинстве. Только у двух детей мы отметили небольшие промахи в смысловом содержании и в синтаксической связи предложений, некоторые аграмматизмы.

Детям из экспериментальной группы пришлось оказывать разного рода помощь. Многим потребовалось дополнительно прочитать текст еще 1 или даже 2 раза. Большинство воспроизвели текст недостаточно полно, «схематично». Многие «теряли» конец басни или середину. Речь детей была малопонятна из-за нарушений слоговой структуры и звукового состава слов, множественных аграмматизмов, нарушенной и обрывистой интонации.

Рис. 3. Сравнение уровня развития связной речи на уровне составления самостоятельного связного сюжетного рассказа по серии картинок

По результатам выполнения задания №3 можно сделать вывод, что у детей с общим недоразвитием речи нарушено понимание логических связей и последовательности событий. Недостаточно развит словарный запас. При построении высказывания дети предпочитают использовать простые не распространенные предложения. В речи присутствуют множественные нестойкие аграмматизмы, необоснованные паузы, лексические и логические повторы, однако многие дети пытаются контролировать свое высказывание путем подбора нужной словоформы.

Рис. 4. Сравнение уровня развития связной речи у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием на уровне составления самостоятельного рассказа-описания

Данное задание обнажило разрыв в уровне развития связной речи у детей с нормой и с патологией речи. Дети с патологией избегают распространенных предложений, а многие вообще ограничиваются перечислениями; не соблюдают структуру рассказа, в процессе теряют многие детали; в рассказе присутствуют повторы и возвраты; речь очень аграмматична, интонация прерывистая, отсутствует плавность.

Рис. 5. Сравнение уровня развития связной речи у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием на уровне составления самостоятельного рассказа на заданную тему

Полученные данные свидетельствуют о том, что детям обоих групп очень тяжело дается сочинение самостоятельного рассказа, тем более что в обеих группах присутствовали отказы выполнять задание. Рассказы примитивны, просты по содержанию и смысловому наполнению. У детей с патологией речи это выражено в большей степени. Процесс составления рассказа у них шел очень медленно, дети делали множество длительных пауз прямо посреди высказывания, подбирая нужное слово или его форму. То есть, хоть качественные недостатки были выявлены в обеих группах, у детей с патологией речи они намного более выражены, количественные показатели также свидетельствуют не в их пользу.

Теоретическая значимость данного исследования заключена в том, что проведенная диагностика показала разрыв в качественном уровне развития связной речи у детей с выбранным дефектом и у детей с нормой речевого развития.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи уровень развития связной речи значительно ниже, чем у их сверстников с нормальным речевым развитием и требует специального коррекционного воздействия для достижения более высоких показателей.