Введение. Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Связное высказывание представляет собой сложное последовательное изложение мыслей, желаний, что в свою очередь является одним из главных показателей овладения языком, поэтому проблемы формирование связной речи у детей являются актуальными и на данный момент.
Ее изучению были посвящены труды многих ученых-исследователей, таких как: Выготский Л.С., Лурия А. Р., Рубенштейн С.Л., Жинкин Н.И., Зимняя И.А. и другие.
Рубенштейн С.Л. дал следующее определение связной речи: «Связной <…> мы называем такую речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания» [4, с. 404]. Таким образом, связная речь – это умение грамотно и связно выражать свои мысли, что является важнейшим компонентом нормального речевого взаимодействия между людьми, а также основой для овладения школьной программой обучения детьми. .
Детям с общим недоразвитием речи овладение связной речью без специального коррекционного обучения представляется очень трудным. Так, Жулина Е.В. отмечает, что «при правильном восприятии логической цепочки событий, общение детей ограничивается простым перечислением действий» [5, с.178]. Баряева Л.Б. указывает, что в сознании детей с ОНР искажено формирование норм и правил реализации языка в речи [1, с.164].
Исходя из анализа теоретической части, нами были сформулированы основные положения экспериментального изучения связной речи у старших дошкольников с ОНР, которое было проведено на базе следующих учреждений: МАДОУ «Детский сад №49 «Светлячок» Советского района города Нижнего Новгорода, МБДОУ «Детский сад №355» Московского района города Нижнего Новгорода, МБУ ДО ЦДТ «Исток» городского округа город Выкса. Для исследования были отобраны две группы детей старшего дошкольного возраста: контрольная – 20 детей с нормальным речевым развитием и экспериментальная – 20 дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: выявить особенности и недостатки навыков связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В качестве диагностического материала использовалась составленная нами диагностическая методика, которая представляет собой серию из пяти заданий, которые направлены на изучение: уровня сформированности фразовой речи; навыков пересказа; умения составлять рассказы по серии картинок, рассказ-описание, рассказ на заданную тему.
Количественная и качественная система оценивания была основана на бальной системе, указанной В.П. Глуховым [2, с. 20-27] и В.Л. Сиротиной [3, с.20].
Рис. 1. Сравнение уровня развития фразовой речи у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием
Как видно из диаграммы у детей с нормальным речевым развитием более 95% испытуемых с заданием на определение уровня сформированности фразовой речи справились без ошибок.
В экспериментальной группе больше половины детей справились с заданием, только троим детям этот этап дался тяжелее всех. Сложности возникали в назывании действий «поливает», «ловит», только один ребенок ответил вместо «ловит рыбу» - «рыбачит». Некоторые из испытуемых не смогли сразу ответить, что изображено на картинке, а сначала перечисляли ее части. Помимо этого у многих детей присутствовали нарушения слоговой структуры слова и фонетического оформления высказывания и грамматические ошибки по типу неверного употребления предлогов, времени глаголов и нарушения согласования.
Рис. 2. Сравнение состояния развития связной речи на уровне умения воспроизводить небольшой по объему литературный текст у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием
Дети из контрольной группы с этим заданием справились в абсолютном большинстве. Только у двух детей мы отметили небольшие промахи в смысловом содержании и в синтаксической связи предложений, некоторые аграмматизмы.
Детям из экспериментальной группы пришлось оказывать разного рода помощь. Многим потребовалось дополнительно прочитать текст еще 1 или даже 2 раза. Большинство воспроизвели текст недостаточно полно, «схематично». Многие «теряли» конец басни или середину. Речь детей была малопонятна из-за нарушений слоговой структуры и звукового состава слов, множественных аграмматизмов, нарушенной и обрывистой интонации.
Рис. 3. Сравнение уровня развития связной речи на уровне составления самостоятельного связного сюжетного рассказа по серии картинок
По результатам выполнения задания №3 можно сделать вывод, что у детей с общим недоразвитием речи нарушено понимание логических связей и последовательности событий. Недостаточно развит словарный запас. При построении высказывания дети предпочитают использовать простые не распространенные предложения. В речи присутствуют множественные нестойкие аграмматизмы, необоснованные паузы, лексические и логические повторы, однако многие дети пытаются контролировать свое высказывание путем подбора нужной словоформы.
Рис. 4. Сравнение уровня развития связной речи у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием на уровне составления самостоятельного рассказа-описания
Данное задание обнажило разрыв в уровне развития связной речи у детей с нормой и с патологией речи. Дети с патологией избегают распространенных предложений, а многие вообще ограничиваются перечислениями; не соблюдают структуру рассказа, в процессе теряют многие детали; в рассказе присутствуют повторы и возвраты; речь очень аграмматична, интонация прерывистая, отсутствует плавность.
Рис. 5. Сравнение уровня развития связной речи у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием на уровне составления самостоятельного рассказа на заданную тему
Полученные данные свидетельствуют о том, что детям обоих групп очень тяжело дается сочинение самостоятельного рассказа, тем более что в обеих группах присутствовали отказы выполнять задание. Рассказы примитивны, просты по содержанию и смысловому наполнению. У детей с патологией речи это выражено в большей степени. Процесс составления рассказа у них шел очень медленно, дети делали множество длительных пауз прямо посреди высказывания, подбирая нужное слово или его форму. То есть, хоть качественные недостатки были выявлены в обеих группах, у детей с патологией речи они намного более выражены, количественные показатели также свидетельствуют не в их пользу.
Теоретическая значимость данного исследования заключена в том, что проведенная диагностика показала разрыв в качественном уровне развития связной речи у детей с выбранным дефектом и у детей с нормой речевого развития.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи уровень развития связной речи значительно ниже, чем у их сверстников с нормальным речевым развитием и требует специального коррекционного воздействия для достижения более высоких показателей.