Разработка инвестиционной стратегии развития региона решает ряд задач, таких как: повышение его инвестиционной привлекательности; формирование условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику региона; расширение источников инвестирования для бизнес проектов, которые инициируются местными органами власти; повышение эффективности инвестиций; развитие региональной инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП); сокращение разрыва в уровне социально-экономического развития между муниципальными образованиями области.
Цель инвестиционной стратегии прежде всего заключается в обеспечении лидирующего положения области в своем федеральном округе путем применения современных управленческих подходов, эффективного оборота и расходования ресурсов, выполнения экономических, финансовых, социальных обязательств перед обществом [7].
Формирование инвестиционной стратегии обусловлено потребностью в создании надежного инструментария, дающего представление об экономических, отраслевых и территориальных приоритетах развития региона, а также о применяемых механизмах поддержки инвестиционной деятельности [9]. Что позволит преодолеть инфраструктурные ограничения и ускорить социально-экономическое развитие региона. Таким образом региональная инвестиционная стратегия определяет вектора направлений инвестиционной политики [5].
На сегодняшний день в воронежской области действует инвестиционная стратегия развития региона, разработанная на период до 2030 года с определением ее основных направлений. Это документ, определяющий долгосрочные цели и ожидаемые результаты деятельности органов государственной власти Воронежской области, хозяйствующих субъектов по созданию благоприятного инвестиционного климата в Воронежской области [4].
Инвестиционная стратегия Воронежской области опирается на ряд ключевых положений программных документов развития Российской Федерации, разработанных Правительством Российской Федерации, с той целью, что бы она не шла в разрез с общей инвестиционной политикой страны.
Согласно инвестиционной стратегии Воронежской области выделим наиболее привлекательные направления реализаций, рисунок 1.
Рисунок 1 - Ключевые направления инвестиционной стратегии развития Воронежской области
Содержательной характеристикой инвестиционной стратегии является комплексный подход, базирующийся на оценке факторов внешней и внутренней среды и вытекающих из них причинно-следственных связей и разработке предложений, для создания нового формата взаимодействия с представителями предпринимательского сообщества [8].
Итак, отметим, что, в целом исходя из федеральной оценки инвестиционной привлекательности Воронежской области, тенденция развития определяется совокупностью следующих факторов [2].
1. Высокий образовательный и трудовой потенциал, что подтверждается статистическими данными. Регион находится на третьем месте в Центрально-Федеральном округе (ЦФО) после г. Москвы и Московской области. По общей численности студентов вузов Воронежская область также занимает третье место в ЦФО и тринадцатое место — в общероссийском рейтинге.
2. По численности персонала, занятого исследованиями и разработками Воронежская область принадлежит третье место в ЦФО и одиннадцатое место — в Российской Федерации.
3. Благоприятные природные условия для развития сельского хозяйства, в связи чем области принадлежит первое место в ЦФО.
4. Высокий институциональный потенциал, при этом значительное развитие получило предпринимательское сообщество в лице малого предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей. По числу фактически действующих индивидуальных предпринимателей регион занимает третье в ЦФО и шестнадцатое в общероссийском рейтинге.
Но, проблема заключается в том, что Воронежская область существенно отстает по объему прямых инвестиций, как российских, так и иностранных на фоне других регионов, поэтому необходимо проводить мероприятия по улучшению инвестиционного климата, рисунок 2.
Рисунок 2 – Прямые иностранные инвестиции по регионам ЦФО
По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» Воронежская область занимает промежуточное положение среди регионов России в рейтинговой шкале инвестиционной привлекательности, региону присвоены следующие значения [1]:
– 0,193 % - инвестиционный риск;
– 1,116 % - инвестиционный потенциал;
– рейтинг — ЗА1 - пониженный потенциал — минимальный риск [3].
В целях повышения инвестиционной привлекательности в Воронежской области, необходимо сформировать условия для привлечения внутренних и внешних инвестиционных ресурсов, разработать инструментарий содействия развитию инвестиционной и предпринимательской деятельности, способствующий эффективности работы как прямой, так и обратной связи инвесторов и руководства региона [10]. Составляющим звеном, обеспечивающим инвестиционную привлекательность региона должен стать инвестиционный портал Воронежской области, который при наличии качественного регионального законодательства воссоздаст механизм взаимодействия специализированных организаций по работе с инвесторами, защите их интересов и поддержке инвестиционной деятельности что послужит вливанию представителями предпринимательского сообщества финансовых активов и денежных средств в экономику региона.
Решить этот вопрос возможно при помощи проведения анализа лучших мировых практик и российской практики функционирования порталов, обеспечивающих взаимодействие инвесторов с органами госдарственной власти. Данное направление тесно связано с проблематикой цифрового государства, его архитектуры, принципов организации взаимодействия субъектов правоотношений, технологической инфраструктуры и т.д.
Стремительное изменение отечественной и зарубежной экономики в сторону цифровизации, необходимость решения существующих проблем предпринимательского сообщества, формирования стандартов работы и адаптации предпринимателей к условиям развития бизнеса в сети Интернет, создания привлекательной инновационно-венчурной среды, а также отсутствие серьёзной теоретической базы по указанным вопросам в России определили актуальность написания данной статьи.
Основной аспект данного вопроса должен быть направлен на решение следующих задач [6]:
- выбора и обоснования оптимальной организационно-правовой формы, состава управляющих органов портала, включая формирование алгоритма создания, функционирования, оперативного, тактического и стратегического управления портала, в том числе с учетом возможности использования принципов государственно–частного партнерства;
- определение потребности в финансовых ресурсах для запуска и функционирование портала с учетом различных плановых периодов и формирование рекомендации по ресурсному обеспечению функционирования портала;
- оценке рисков и определение порога безубыточности функционирования портала;
- прогнозирование результатов функционирования портала, включая оценку его возможного влияния на развитие инновационной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности региона.