Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

EVALUATION OF INVESTMENT DEVELOPMENT OF THE REGION AS A BASIS FOR THE CREATION OF A NEW FORMAT OF INTERACTION WITH REPRESENTATIVES OF THE ENTERPRISE COMMUNITY

Stepanova Yu.N. 1 Komarova E.P. 1
1 The Voronezh state timber university of G. F. Morozova
The modern development of the region predetermines the formation of its positive investment image and the creation of comfortable conditions for starting and conducting business by representatives of the business community. All this is undoubtedly the result of systematic and purposeful work carried out by the regional administration in conjunction with the population and representatives of the business community. In order to maintain a favorable investment climate in the region at the proper level, it is necessary to have key tools and mechanisms that facilitate the promotion and development of investment and entrepreneurial activities, the implementation of road maps for improving the investment climate based on best practices identified by the annual National Investment Status Rating climate in the subjects of the Russian Federation. Along with the above, work in this area should be complemented by identifying and implementing the best management practices for attracting investment in the regions, motivating regional governments and local governments to improve the quality of the business environment and assess the conditions for doing business in the region. In this case, it is the assessment of the region's investment attractiveness that will serve as a key factor for the improvement of the region's normative legal base in the sphere of protection of rights and support for investment and business entities that receive tax breaks, subsidies, and also provides financial, organizational, methodological and property support in the process business activity.
region
investments
investment attractiveness
investment potential
business community

Разработка инвестиционной стратегии развития региона решает ряд задач, таких как: повышение его инвестиционной привлекательности; формирование условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику региона; расширение источников инвестирования для бизнес проектов, которые инициируются местными органами власти; повышение эффективности инвестиций; развитие региональной инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП); сокращение разрыва в уровне социально-экономического развития между муниципальными образованиями области.

Цель инвестиционной стратегии прежде всего заключается в обеспечении лидирующего положения области в своем федеральном округе путем применения современных управленческих подходов, эффективного оборота и расходования ресурсов, выполнения экономических, финансовых, социальных обязательств перед обществом [7].

Формирование инвестиционной стратегии обусловлено потребностью в создании надежного инструментария, дающего представление об экономических, отраслевых и территориальных приоритетах развития региона, а также о применяемых механизмах поддержки инвестиционной деятельности [9]. Что позволит преодолеть инфраструктурные ограничения и ускорить социально-экономическое развитие региона. Таким образом региональная инвестиционная стратегия определяет вектора направлений инвестиционной политики [5].

На сегодняшний день в воронежской области действует инвестиционная стратегия развития региона, разработанная на период до 2030 года с определением ее основных направлений. Это документ, определяющий долгосрочные цели и ожидаемые результаты деятельности органов государственной власти Воронежской области, хозяйствующих субъектов по созданию благоприятного инвестиционного климата в Воронежской области [4].

Инвестиционная стратегия Воронежской области опирается на ряд ключевых положений программных документов развития Российской Федерации, разработанных Правительством Российской Федерации, с той целью, что бы она не шла в разрез с общей инвестиционной политикой страны.

Согласно инвестиционной стратегии Воронежской области выделим наиболее привлекательные направления реализаций, рисунок 1.

Рисунок 1 - Ключевые направления инвестиционной стратегии развития Воронежской области

Содержательной характеристикой инвестиционной стратегии является комплексный подход, базирующийся на оценке факторов внешней и внутренней среды и вытекающих из них причинно-следственных связей и разработке предложений, для создания нового формата взаимодействия с представителями предпринимательского сообщества [8].

Итак, отметим, что, в целом исходя из федеральной оценки инвестиционной привлекательности Воронежской области, тенденция развития определяется совокупностью следующих факторов [2].

1. Высокий образовательный и трудовой потенциал, что подтверждается статистическими данными. Регион находится на третьем месте в Центрально-Федеральном округе (ЦФО) после г. Москвы и Московской области. По общей численности студентов вузов Воронежская область также занимает третье место в ЦФО и тринадцатое место — в общероссийском рейтинге.

2. По численности персонала, занятого исследованиями и разработками Воронежская область принадлежит третье место в ЦФО и одиннадцатое место — в Российской Федерации.

3. Благоприятные природные условия для развития сельского хозяйства, в связи чем области принадлежит первое место в ЦФО.

4. Высокий институциональный потенциал, при этом значительное развитие получило предпринимательское сообщество в лице малого предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей. По числу фактически действующих индивидуальных предпринимателей регион занимает третье в ЦФО и шестнадцатое в общероссийском рейтинге.

Но, проблема заключается в том, что Воронежская область существенно отстает по объему прямых инвестиций, как российских, так и иностранных на фоне других регионов, поэтому необходимо проводить мероприятия по улучшению инвестиционного климата, рисунок 2.

Рисунок 2 – Прямые иностранные инвестиции по регионам ЦФО

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» Воронежская область занимает промежуточное положение среди регионов России в рейтинговой шкале инвестиционной привлекательности, региону присвоены следующие значения [1]:

– 0,193 % - инвестиционный риск;

– 1,116 % - инвестиционный потенциал;

– рейтинг — ЗА1 - пониженный потенциал — минимальный риск [3].

В целях повышения инвестиционной привлекательности в Воронежской области, необходимо сформировать условия для привлечения внутренних и внешних инвестиционных ресурсов, разработать инструментарий содействия развитию инвестиционной и предпринимательской деятельности, способствующий эффективности работы как прямой, так и обратной связи инвесторов и руководства региона [10]. Составляющим звеном, обеспечивающим инвестиционную привлекательность региона должен стать инвестиционный портал Воронежской области, который при наличии качественного регионального законодательства воссоздаст механизм взаимодействия специализированных организаций по работе с инвесторами, защите их интересов и поддержке инвестиционной деятельности что послужит вливанию представителями предпринимательского сообщества финансовых активов и денежных средств в экономику региона.

Решить этот вопрос возможно при помощи проведения анализа лучших мировых практик и российской практики функционирования порталов, обеспечивающих взаимодействие инвесторов с органами госдарственной власти. Данное направление тесно связано с проблематикой цифрового государства, его архитектуры, принципов организации взаимодействия субъектов правоотношений, технологической инфраструктуры и т.д.

Стремительное изменение отечественной и зарубежной экономики в сторону цифровизации, необходимость решения существующих проблем предпринимательского сообщества, формирования стандартов работы и адаптации предпринимателей к условиям развития бизнеса в сети Интернет, создания привлекательной инновационно-венчурной среды, а также отсутствие серьёзной теоретической базы по указанным вопросам в России определили актуальность написания данной статьи.

Основной аспект данного вопроса должен быть направлен на решение следующих задач [6]:

- выбора и обоснования оптимальной организационно-правовой формы, состава управляющих органов портала, включая формирование алгоритма создания, функционирования, оперативного, тактического и стратегического управления портала, в том числе с учетом возможности использования принципов государственно–частного партнерства;

- определение потребности в финансовых ресурсах для запуска и функционирование портала с учетом различных плановых периодов и формирование рекомендации по ресурсному обеспечению функционирования портала;

- оценке рисков и определение порога безубыточности функционирования портала;

- прогнозирование результатов функционирования портала, включая оценку его возможного влияния на развитие инновационной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности региона.