Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PRC and USA: FROM CONFRONTATION TO MULTIDISCIPLINARY INVESTMENT COOPERATION

Minok Y.P. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
The article examines the main trends in the development of investment cooperation between China and the United States: the general flows of investment between countries are unbalanced: Chinese FDI in the US is twice as high as the level of US investment in China. It has been established that in terms of total volume, US investments in China significantly exceed Chinese FDI in the US. China is the world leader in the volume of attracted foreign direct investment, and the observed growth in FDI in China will continue in the coming years. The structure of investments by types of activity between countries is revealed, in particular, it is established that the US allocates significant resources to ICT, chemicals and energy, and China invests in real estate and ICT. Quite sharp discussions are possible in the United States, connected, on the one hand, with the need to attract foreign capital to create new jobs, on the other hand, fears that the US technology and economy «serves» the economic development of the PRC. Therefore, attempts by large Chinese companies to enter the US market, especially in sensitive industries such as energy, will experience significant political pressure from the US.
china-us investment cooperation
foreign direct investment
treasury securities

Одним из важных аспектов реформ КНР является привлечение в страну инвестиций. Они играют растущую роль в коммерческих связях США и Китая в настоящий момент.

Инвестиции США в Китай в основном выражаются в форме потоков прямых иностранных инвестиций (ПИИ). США являются одним из основных инвесторов среди развитых стран, наряду с Японией. В китайском правительстве неоднократно подчеркивается заинтересованность в развитии инвестиционного сотрудничества с этими странами, так как именно они являются носителями наиболее современных технологии?, управленческого опыта и крупнеи?шими финансовыми центрами мира. Более того, США и Япония входят в состав Азиатско-тихоокеанского региона, что географически представляет собои? существенное преимущество в плане развития экономических отношении? с Китаем. Первоначально большинство ПИИ США в Китае после начала рыночных реформ в 1979 году пошли на экспортно-ориентированное производство, чтобы воспользоваться относительно низкой заработной платой в Китае. В последние годы, когда экономика Китая быстро росла, большая доля прямых иностранных инвестиций в Китае ушла на то, чтобы воспользоваться растущим внутренним спросом Китая на товары и услуги. Однако многие американские фирмы высказывают опасения, что китайские инвестиционные ограничения и требования часто препятствуют их усилиям.

Инвестиции Китая в активы США можно разделить на несколько категорий, включая вложения в ценные бумаги США, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и другие инвестиции, не связанные с облигациями. Зарубежные инвестиции в Китае во многом были обусловлены накоплением валютных резервов, которые в 2017 г. составили 3,08 трлн. долл., что является крупнейшими в мире накопленными резервами.

Вложения Китая в государственных и частных ценных бумагах США значительны и представляют собой крупнейшую категорию китайских инвестиций в Соединенных Штатах (рисунок 1) [3].

Рисунок 1. Вложения КНР в казначейские ценные бумаги США 2010-2017 гг., трлн. долл.

Рассмотрим основные тенденции развития инвестиционного сотрудничества между КНР и США в 2010-2017 гг. На рисунке 2 и 3 отражен совокупный объем прямых иностранных инвестиций между США и Китаем накопительным итогом [5].

Рисунок 2. Совокупный объем китайских прямых инвестиции в США

Наблюдается ежегодное увеличение совокупных китайских ПИИ в США, темп роста инвестиций в 2015 г. составил 131,75% или 15,33 млрд. долл., в 2016 г. наблюдается максимальный темп роста инвестиций в экономику США в размере 173,07% или 47,29 млрд. долл., в 2017 г. показатель увеличился всего на 127% или 29,72 млрд. долл., что обусловлено снижение общей величины ПИИ.

Рисунок 3. Совокупный объем американских прямых инвестиции в Китай

Величина совокупного объема американских прямых инвестиций в КНР также существенна, однако темп роста показателей ниже, чем из Китая в США. Отметим, что с 2012 г. замедлился темп роста американских инвестиций в экономику Китая, так показатель составил в 2012 г. – 109,05%, а в 2017 г. – всего 105,75%.

Определим структуру инвестиций США и Китая по видам деятельности за 2017 г. на рисунке 4.

Рисунок 4. Структура ПИИ между странами по видам деятельности за 2017 г., млрд. долл.

Основные инвестиции Китай вкладывает в США в недвижимость и гостиничный бизнес – 40,76 млрд. долл., также в ИКТ – 16,92 млрд. долл., транспорт и инфраструктуру 16,63 млрд. долл.

В структуре инвестиций США в Китае преобладает ИКТ – 41,34 млрд. долл., химикаты, металлы и основные материалы – 31,18 млрд. долл., а также энергетику – 22,48 млрд. долл.

В число важнейших для американского бизнеса отраслей китайской экономики входит также освоение альтернативных источников энергии. Особое внимание уделяется производству атомной и солнечной энергии. Китайский автопром также привлекателен для американского инвестора, так как рынок автомобилей КНР уже в течение нескольких лет является крупнейшим в мире. Еще одним рынком, который активно привлекает американский капитал – это строительное оборудование. Такие крупнейшие корпорации США, как «Катерпиллар», «Джон Дир», «Тирекс», уже наладили свое производство машин и оборудования в Китае. Стоит отметить, что китайское машиностроение рассматривается в США как самая многообещающая отрасль для вложения предпринимательского капитала. Китай испытывает необходимость в иностранных машинах ввиду значительного технического отставания от развитых стран.

В то же время, наряду со стремлением использовать широкие возможности, открываемые перед американцами рынком Китая, инвесторы из США испытывают серьёзные опасения, связанные с политическими рисками, которые, безусловно, угрожают долгосрочным вложениям капитала в экономику Китая.

На рисунке 5 представлена годовая стоимость операций ПИИ между странами [3].

Рисунок 5. Годовая стоимость операций ПИИ между странами, млрд. долл.

Под влияние кризиса 2014-2015 гг. величина ПИИ Китая в США в 2014 г. сократилась с 14,23 млрд. долл. до 12,68 млрд. долл. В 2016 г. показатель существенно возрос с 15,33 млрд. долл. до 46,48 млрд. долл. В 2017 г. наблюдается резкое сокращение показателя до 29,72 млрд. долл., что обусловлено рядом причин: политические вмешательства повлияли на отраслевой состав инвестиций в обоих направлениях, изменения в политике повлияли на действия инвесторов, произошел пересмотр двусторонних инвестиций Пекином и Вашингтоном из-за переоценки экономических и политических отношений.

Общие потоки между странами неуравновешенные: китайские ПИИ в США в два раза выше уровня американских инвестиций в Китай (29,72 млрд. долл. против 13,94 млрд. долл.). А по совокупному объему американские инвестиции в Китае (256,49 млрд. долл.) существенно превышают китайские ПИИ в США (139,81 млрд. долл.).

Несмотря на то, что поток китайских ПИИ в США относительно невелик, многие китайские фирмы рассматривают США как неотъемлемое слагаемое при попытке стать конкурентоспособными на глобальном уровне, приблизиться к американскому покупателю, обойти определенные законы и инвестиционные барьеры и избежать американских торговых мер (таких как антидемпинговые пошлины).

Многие американские аналитики полагают, что увеличение потоков прямых иностранных инвестиций из Китая в США, в особенности в высокотехнологичные стартап-проекты, которые производят продукцию и поставляют услуги в США, а также создают дополнительные рабочие места, могли бы поспособствовать улучшению двусторонних экономических отношений [2].

Критики текущей инвестиционной политики и практики КНР полагают, что страна слишком концентрируется на слияниях и поглощениях, которые призваны улучшить конкурентоспособное положение китайских фирм, которым государство отдает предпочтение с целью поддержания экономического развития (при этом некоторым из них могут выплачиваться государственные субсидии). Некоторые считают, что такие инвестиции осуществляются с целью приобретения технологий и ноу-хау китайскими предприятиями, но не для того, чтобы поддерживать американскую экономику путем строительства новых фабрик и найма работников. В качестве примера сдерживания США китайских инвестиций можно привести ситуацию с фирмой Lenovo Group Limited, данная компьютерная компания, ранее принадлежавшая китайскому правительству, подписала соглашение с IBM Corporation на покупку филиала по производству персональных компьютеров за 1,75 млрд. долл. США. Некоторые американские официальные лица были обеспокоены проблемой угрозы национальной безопасности, связанной с возможным шпионажем за США, который мог иметь место в связи с доступом китайских сотрудников Lenovo к оборудованию по проведению исследований, принадлежавшему IBM. Данное соглашение между фирмами было рассмотрено Американским Комитетом по иностранным инвестициям, в результате чего фирмы приняли на себя ряд обязательств, вязанный с обеспечением безопасности. Так, 1900 работников предприятия в Северной Каролине из исследовательского центра, которые IBM делила с рядом других технологических компаний, были перемещены в другое здание. Лишь после принятия ряда мер безопасности сделка была заключена [1].

Отметим, что в 2018 г. Конгресс США планирует пересмотреть режим проверки инвестиций, разработать действия против китайских ПИИ в рамках раздела 301 по угрозам интеллектуальной собственности. Несмотря на то, что существуют возможности продолжения двустороннего инвестиционного роста между странами даже при усиленном режиме безопасности со стороны США, риски стратегического и политического конфликта угрожают перспективам роста.

Таким образом, на современном этапе инвестиционный обмен играет все большую роль в двусторонних экономических отношениях США и КНР. Характерной особенностью данного процесса является то, что основная часть китайских инвестиций в США представлена вложениями в ценные бумаги, а основную часть американских инвестиций в Китай составляют прямые инвестиции. Казначейские облигации США, которые помогают государству финансировать бюджетный дефицит, - самая значительная категория американских ценных бумаг, которыми владеет Китай.

После кризиса 2008 года Китай является самым крупным держателем государственных ценных бумаг США. Однако в США подтвердили, что не видят в этом никого инструмента давления Китая на США. Если сравнивать потоки прямых иностранных инвестиций между США и КНР с объемом торговли, то они являются незначительными, хотя в последнее десятилетие наблюдает активизация инвестиционного сотрудничества. Поток ПИИ из США в Китай значительно больше, чем из Китая в США, что связано с опасениями США, что китайские инвестиции не способствуют экономическому росту США, а обеспечивают Китаю доступ к современным технологиям.

Инвестиционные отношения между США и Китаем являются важным фактором, который определяет взаимоотношения других стран с Китаем по инвестиционной деятельности. Большинство стран придерживается точки зрения Вашингтона, о возможных последствиях для национальных экономик развитых стран от инвестиционной политики и деятельности Китая. Поэтому для развития двухстороннего сотрудничества не только между Китаем и США, но и другими развитыми странами необходимо создать многостороннюю структуру по управления прямыми инвестициями.