На данный период ОП являются неотъемлемой частью современного облика городской среды, реализовывая незаменимую функцию нравственного и физического объединения социума. Общественные пространства представляют очень значительную роль в развитии архитектурно-художественного вида города, а также экономического фактора и показывают точное воздействие на общество как место социализации граждан.
Общественное пространство – это звено городской среды, которое беспрерывно и свободно доступно для населения.
Обычно под публичными понимаются места, где развивается городская общественная жизнь (площади, набережные, парки, пешеходные зоны, улицы). Можно сказать, что в основном общественные пространства развивают единство городской среды, связь, воплощая возможность для всеобщего проведения досуга, общения, претворения в жизнь творческих идей и т.д.
На сегодняшний день общественное пространство это считается «третьим местом», занимающим неотъемлемую часть в жизни человека после дома «первое место» и работы «второе место» [1]. Под ОП подразумевается не только открытые пешеходные зоны (улицы, парки, набережные), но и существуют и крытые такие как торгово-развлекательные комплексы, офисные здания и как показывает мировой опыт корпуса университетов, отведенные именно под общественное пространство.
Обзор зарубежного и отечественного опыта строительства и планирования общественных пространств данного уровня позволяет провести анализ факторов, влияющих на структуру, экономические показатели, архитектурный образ и место расположения.
На отечественном «рынке» множество примеров, но за основу как правило возьмем сердце социума страны – Москва. Одним из наиболее ярких примеров создания общественного пространства, не пренебрегая сохранением исторического облика города и качеством места и организации ОП для населения.
Данный торговый комплекс построен по проекту А.Н. Померанцева. Основной корпус сконструирован в виде пассажа – популярного в европейской архитектуре второй половины XIX века типа торгового здания, где размещение магазинов осуществлялось ярусами по сторонам просторного прохода-галереи, с остеклённым перекрытием. Здание состоит из 16 корпусов, соединённых тремя продольными и тремя поперечными галереями («линиями»), над которыми расположены световые фонари.
Интересным фактом данного проекта является, что изначально Померанцев сделал в ГУМе обычные, плоские, балочные перекрытия, но от эволюции в строительстве никуда не деться, а также и немалая доля самолюбия сконструировать «что было не хуже, чем за границей, а то и лучше!» перевернули этот изначальный проект в совершенно феноменальную сторону. Именно в данном проекте в полной мере явился талант русского инженера Владимира Шухова, предложившего сделать перекрытия из арочных металлических конструкций в виде сетчатых оболочек лучевыми перекрестными затяжками, забирающими на себя большую часть нагрузки. Потолочные арочные пролеты имеют размеры от 12,3 до 15,4 метров. Абсолютно феноменальным является перекрытие над средними и центральными рядами: так называемое «Небо Рядов», представляющее собой восьми лепестковый купол, который удерживает тяжелейшую конструкцию из металла и стекла с невесомым, воздушным изяществом [2].
Рис. 1. ГУМ в Москве
Рис. 2. ГУМ в Москве
В качестве ярких зарубежных примеров Парк Гуэль Испания(Барселона); так как он имеет внешний исторический и красочный облик, который сохраняет нить архитектурной культуры определенной эпохи и развитую внутреннюю систему общественных пространств данного времени [3].
Рис. 3. План парка Гуэль, Испания, Барселона
Рис. 4. План парка Гуэль, Испания
А также Галерея Виктора Эмануила II в Милане, Италия. Старейшая в мире монументальная галерея воплощена в виде изящнейшего пассажа, который не устают называть миланским гостиным двором, в ней располагаются модные магазины, исторические рестораны и уютные бары.
Данная галерея возведена архитектором Джузеппе Менгони в конце XIX столетия, а ее архитектурная форма на плане напоминает продольный крест. Арочные перекрытия и центральный купол, выполненные из стекла, держатся на прочных металлических конструкциях, на которых закреплены стеклянные пластины. Для XIX столетия такая конструкция была инновационной и требовала от инженеров того времени применения точных расчетов. Протяженность торгового пассажа с севера на юг составляет 196 метров, а с запада на восток – всего 105 метров, ее ширина достигает 14, а высота – 21 метра не учитывая купола. Верхняя точка центрального купола достигает отметки в 47 метров [4].Так же можно взять во внимание новые концепции благоустройства и возведения новых общественных территорий в городах России, приуроченных к ЧМ по футболу FIFA 2018.
На примере стадиона «Ростов-Арена» в городе Ростове-на-Дону можно детально рассмотреть целостную концепцию благоустройства приведенной территории, подразделяющуюся на 6 тематических зон.
Рис. 5. Схема зонирования левобережной части г. Ростова-на-Дону
Зона I – Спортивно-парковая – главная пешеходная линия. На отмеченной территории будут находиться музей «Россия – моя история», парк, многофункциональный спортивный комплекс «Ростов Арена». Данная местность должна стать наиболее выразительной и комфортабельной зоной ул. Левобережной, рассчитанной для прогулок и развлечений гостей и жителей нашего города.
Зона II – пешеходная зона.
Зона III – является зоной общественного питания. Тут будут располагаться: кафе и точки быстрого питания, базы отдыха.
Зона IV и V делятся на территории пешеходной и без пешеходной линий. Зона V предусматривает только транспортное движение, которое ограничивает пешеходный трафик.
Зона VI спортивно-рекреационная, расположенная вдоль канала. На данной местности запланировано строительство спортивных комплексов круглогодичного использования.
Заключение
Тенденция российского и европейского опыта технологий проектирования ОП заключается в пути сохранения архитектурно-исторического облика города (парков, улиц и площадей), не забывая идти в ногу со временем технологий. Так как сегодня от функциональности общественного пространства будь это парк или торгово-развлекательный комплекс зависит развитие свободы социума населения.