В настоящее время существует множество подходов территориального деления мира. Принадлежность к континенту или части света, историко-культурные особенности, зависимость от туристических районов или уровня развитости экономики и т.д. Но еще с давних времен один критерий всегда выступал в приоритете у всех лидеров государств – уровень влияния и авторитета на мировой арене.
В 1904 г. британский географ и профессор Оксфордского университета Хэлфорд Дж. Маккиндер, потрясенный поездкой в царскую Россию, опубликовал доклад «Географическая ось истории», который содержал его геополитическую концепцию. Согласно ей судьбу народов и государств главным образом определяет их географическое положение. Хартленд, «Сердце Мира», именно так Маккиндер назвал осевой регион, являющийся «великой природной крепостью» обитателей суши. Маккиндер утверждал, что самым выгодным географическим положением для государства было бы центральное. Пусть данный критерий является относительным, но с планетарной точки зрения Евразийский континент располагается в центре мира, а сам континент в свою очередь имеет свой центр – «сердце мира», «хартленд» – наиболее благоприятный географический простор для контроля над всем миром. И именно Российская империя занимала большую часть этого важнейшего геополитического пространства.
По мнению Маккиндера, роль осевого региона мировой истории и политики играет огромное внутреннее пространство Евразии, а господство над ним может привести к господству над всем миром. Данная идея является стартом для развития классической западной геополитики и геостратегии [5].
Прошло много лет, но данная теория до сих пор актуальна. Мир изменился, сейчас трудно однозначно отдать бразды правления какой-либо одной сверхдержаве, но, факт остается фактом, несмотря на то, что политическая арена пополнила свои ряды, продолжается битва тяжеловесов, затянувшаяся на долгие десятилетия. Тогда этими титанами были Российская Империя и страны Мирового океана, затем СССР и запад (в лице США). На сегодняшний день наблюдается картина экономического подъема многих государств, о чем свидетельствует уровень ВВП за прошедший 2017 год (табл. 1) [10].
Таблица 1
Производство ВВП в 2017, в $ млрд.
Место |
Страна |
Млрд $ |
1 |
США |
19284.99 |
2 |
Китай |
12263.43 |
3 |
Япония |
4513.75 |
4 |
Германия |
3591.69 |
6 |
Франция |
2537.92 |
9 |
Бразилия |
1556.44 |
11 |
Южная Корея |
1379.32 |
13 |
Россия |
1267.55 |
Геополитическая модель мира сегодня находится в неравновесном переходном состоянии. Отсутствие международных гарантий безопасности неизбежно толкает мир к новой гонке вооружений (табл .2) [9].
Таблица 2
Военные расходы стран на 2016 год по данным SIPRI
№ |
Страна |
Расходы, млрд $ |
Доля в мире, % |
Доля от ВВП, % |
1 |
США |
611,0 |
36 |
3,3 |
2 |
Китай |
215,0 |
13 |
1,9 |
3 |
Россия |
70,2 |
4,1 |
5,3 |
4 |
Саудовская Аравия |
63,7 |
3,8 |
10,0 |
6 |
Франция |
55,7 |
3,3 |
2,3 |
8 |
Япония |
46,1 |
2,7 |
1,0 |
10 |
Республика Корея |
36,8 |
2,2 |
2,7 |
13 |
Бразилия |
23,7 |
1,4 |
1,3 |
14 |
ОАЭ |
22,8 |
1,3 |
5,7 |
Всего в мире |
1686 |
100 |
2,2 |
Глобализация, на которую делали ставки многие экономисты и главы государств, вопреки всем ожиданиям, из мирового единения превратилась в угрозу вселенского масштаба:
• Международный терроризм: За 2016 год во многих странах было совершено 1787 терактов различной величины. Статистика жертв терроризма в мире зафиксировала 13 759 убитых и 16 683 раненых [7].
• Неконтролируемый поток мигрантов (рисунок) [8].
• Неограниченные возможности влияния мировых элит на ход жизни всего человечества [6].
Показатели легального/нелегального пребывания беженцев в странах ЕС на 2015 год
Глобальные мировые проблемы, конечно же, не обошли стороной и Россию. С каждым годом возрастает угроза террористических актов (за 2016 год насчитывалось около 5000 преступлений террористического и экстремистского характера), постоянно растет количество конфликтов или нестабильных государств вдоль границ нашей страны, а также множество экономических проблем, связанных с политикой ограничения потенциала РФ на мировом рынке, вследствие различного рода санкций.
Тем не менее, за Россией остается Хартленд – географическое «сердце Земли». Преимущество такого положения заключается в том что: во-первых, большая часть России находится в центре Евразийской тектонической плиты, поэтому она не подвержена таким катастрофическим природным явлениям, как землетрясение, вулканические извержения, цунами, смерч, ураган и т.д.; во-вторых, Россия по суммарному природно-ресурсному потенциалу является одной из крупнейших держав мира и лидирует по запасам топливно-энергетических ресурсов (50 % мировых потенциальных запасов угля, 23 % запасов нефти, 33 % запасов природного газа, 1/5 мировых запасов пресных вод и др); в-третьих, Россия была и остается своеобразным мостом между прагматической цивилизацией Запада и традиционно живущим вековыми обычаями Востоком, в связи с чем для неё исторически характерно быть участником всех основных мировых и региональных процессов и событий. [3]
В наши дни внешнеполитический курс РФ нацелен на превращение России в одного из ведущих глобальных игроков формирующегося мирового порядка. Внешняя политика России – один из главных инструментов поступательного развития страны, обеспечения ее конкурентоспособности в глобализирующемся мире. Приоритетными задачами внешнеэкономической политики России в стратегическом плане являются такие, как обеспечение отечественным предприятиям доступа к мировым рынкам (машин и оборудования, технологий, информации, капиталов, минерально-сырьевых ресурсов и т.д.); восстановление благоприятных торгово-политических отношений с зарубежными странами, организациями и союзами, а также снятие имеющихся ограничений (активизация отношений с Китаем, странами Юго-Восточной Азии, участие в миротворческих акциях прекращения вооруженных конфликтов под эгидой ООН.) [1]; создание действенной системы зашиты внешнеэкономических интересов РФ (валютный, экспортный, таможенный контроль и др.).
Особое значение для страны, по мнению Минэкономразвития, имело вступление России в ВТО в 2012 году. Страны-члены организации сократили ограничения, направленные на российские товары и услуги. Россия вышла на новые рынки (например, было подписано соглашение о свободной торговле с Вьетнамом). Был принят пакет правил для сельхозпроизводителей, который направлен на развитие конкуренции на сельскохозяйственных рынках, в результате чего определенно выиграл агропромышленный комплекс страны [4].
В марте 2014 года ЕС и США приняли первые решения о введении антироссийских санкций в результате конфликта на юго-востоке Украины и проведения референдума о статусе Крыма. Ключевыми были такие меры, как ограничение доступа ряду российских банковских организаций к дешевым кредитным продуктам, ограничения на оборот ценных бумаг к финансированию со стороны иностранных банков и ограничения на приобретение их продукции, запрет инвестирования в российские компании. Не без внимания остались и наиболее конкурентоспособные отрасли российской экономики (в основном это коснулось энергоресурсов). Результат данных санкций далеко неоднозначен. Согласно официальным данным, на март 2015 года экономика страны потеряла порядка 150 млрд. долл. Однако РФ на фоне действия санкций: нашла выход на новые рынки импорта и сбыта продукции, способствовала развитию аграрного сектора страны, сделала акцент на развитие высоких технологий в стране, а также расширила производственную базу в противовес сбыту полезных ископаемых. Таким образом, влияние санкций на экономику России несомненно привнесло негативные последствия, но в то же время дало толчок к перспективам развития экономики для перехода на новый уровень качества [2].
Россия – крупнейшее по размерам территории государство мира, где сосредоточены огромные природные ресурсы. Вместе с тем территория страны – это и пространственный базис деятельности. Усилиями многих поколений в России был создан огромный экономический и научный потенциал. Здесь сосредоточены человеческие ресурсы, люди, обладающие уникальными и разнообразными интеллектуальными способностями и знаниями.
Россия продолжает играть важную роль в системе международных отношений, внося свой вклад в формирование полицентричного миропорядка. В то же время дальнейшее наращивание внутри- и внешнеполитического потенциала в тандеме с эффективным решением текущих и потенциальных угроз и вызовов позволит России не только сохранить, но и укрепить статус великой державы в XXI веке.