Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

MILITARY-TECHNICAL COOPERATION OF RUSSIA WITH FOREIGN STATES IN THE CONTEXT OF NATIONAL SECURITY

Anischenko N.D. 1 Yumashev D.V. 1 Yumasheva E.V. 1
1 Krasnodar Higher Military School. General of the Army S.M. Shtemenko
The article examines the role of Russia’s military-technical cooperation, identified problems and measures to strengthen Russia’s position in the world arena, and its cooperation with Western countries. -industrial complex for the development of scientific and technical cooperation with the CIS countries, the former Warsaw Pact and NATO countries. The main problem issues of the defense industry complex and its enterprises have been analyzed, affecting the efficiency and quality of Russia’s military-technical cooperation in the world arena, pollution and elimination of these problems. The main tasks of military-technical cooperation in the near future and possible scenarios of its development in the future have been set.
Keyword: military-technical cooperation
military-industrial complex
military products
export supplies
import purchases
national security

Военно-техническое сотрудничество (ВТС) России с иностранными государствами как важная часть внешней политики сегодня приобретает особую актуальность. Основу ВТС составляет сложный механизм экспортно-импортных отношений между государствами, связанными между собой системой исторических международных отношений.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации особо подчеркнута значимость проблемы национальной безопасности, обеспечение которой является гарантом независимости, политического и экономического развития страны, стабильности в условиях глобализации мирового хозяйства [1]. В настоящее время важное место в обеспечении национальной, и ее основных элементов военной и экономической безопасности, принадлежит военно-техническому сотрудничеству.

В соответствии с Федеральным законом «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» военно-техническое сотрудничество – деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения [2].

В настоящее время Российская Федерация ведет политику военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, как правило, по трем основным направлениям:

– экспортные поставки образцов военного назначения;

– сотрудничество в области разработки и производства перспективных видов образцов военного назначения;

– импортные закупки образцов военного назначения.

Систему военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами возглавляет Президент России. Ему принадлежит право определения политических направлений в этой сфере, принятия решений по всем вопросам, связанным с военно-техническим сотрудничеством, в том числе об экспорте, сдаче в аренду (лизинге), временном вывозе и ввозе образцов военного назначения и определении государств, в отношении которых эта деятельность разрешена [2].

Важнейшим органом, регулирующим ВТС России с иностранными государствами, является Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству.

Органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения национальной безопасности, является Совет безопасности, среди основных полномочий которого особое место занимает военно-техническое сотрудничество РФ с иностранными государствами. Положение о Совете безопасности РФ обязывает осуществлять своевременное рассмотрение вопросов обеспечения национальной безопасности в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами; проведение стратегической оценки на основе анализа информации о его текущем состоянии, разработке, производстве и внедрении современных ВВТ; участие в реализации основных направлений государственной политики в области военного и военно-технического сотрудничества [3].

Военно-техническое сотрудничество способствует расширению сферы политического, военного и экономического влияния России на мировой арене, масштабов и спектра взаимодействий, развитию и укреплению партнерских отношении, обеспечивающих формирование совместных систем военной безопасности (объединенная система ПРО России и Белоруссии, ОДКБ, и др.) Совершенствование ВТС способствует инновационному развитию вооружения и военной техники. Прочность экономической основы страны в рамках государственной безопасности определяется надежностью ее элементов, экономических и организационных связей внутри системы, способностью выдерживать внутренние и внешние нагрузки. Важнейшим элементом экономической основы государства является его промышленный потенциал, представляющий собой совокупность возможностей промышленных предприятий страны.

Субъектами ВТС являются предприятия оборонно-промышленного комплекса, составляющие совокупность научно-исследовательских, испытательных организаций и производственных предприятий, разрабатывающих и производящих вооружение, военную и специальную технику, амуницию, боеприпасы для Вооруженных Сил и на экспорт. Современные предприятия ОПК представляют наиболее наукоемкий сектор российской экономики. Уровень развития ОПК определяет современное состояние машиностроения, радиоэлектроника, судо- и авиастроение, ракетно-космической отрасли, телекоммуникации, и другие.

Важным фактором развития ОПК является его финансирование. Динамика расходов Федерального бюджета России на национальную оборону в 2018–2020 гг. приведена на рис. 1

anis1.tiff

Рис. 1. Динамика расходов Федерального бюджета России на национальную оборону в 2018–2020 гг. [4]

По отношению к объему ВВП доля расходов на национальную оборону представлена на рис. 2.

anis2.tiff

Рис. 2. Динамика доли расходов РФ на национальную оборону в общем объеме ВВП [4]

Бюджетные ассигнования, зарезервированные при формировании проекта бюджета на 2018–2020 годы по разделу «Национальная оборона», будут ежегодно направлены в размере 4,4 млрд. руб. на выполнение обязательств по военно-техническому сотрудничеству, на возмещение расходов Минобороны России, связанных с выполнением работ по договорам, заключенным с «РЖД», на обеспечение выполнения международных обязательств по размещению воинских формирований РФ на территориях иностранных государств в 2018 – 2020 годах, а также на реализацию иных мероприятий, сведения о которых составляют государственную тайну.

Объем экспортных поставок российских вооружений и военной техники по итогам 2017 года составит 15,3 млрд. долларов. По итогам трех кварталов текущего года портфель заказов по линии ВТС превысил 45 млрд. долларов [4].

Россия с каждым годом увеличивает количество совместных с зарубежными странами разработок военной продукции. Рособоронэкспорт сегодня ведет сотрудничество с зарубежными странами более чем по 200 проектам НИОКР. Наибольшее число проектов по разработке оружия приходится на Индию и Китай. В разработке находится продукция для космоса, ВКС, ВМФ, ПВО и сухопутных войск. В 2017 году в двусторонних переговорах на высшем уровне тематика ВТС обсуждалась в 6 из 10 случаях.

Россия уверенно удерживает второе место в мире по объему военного экспорта, на ее долю приходится около 23 % всего проданного оружия. Главными партнерами России являются Индия, Вьетнам и Китай, но в целом в период 2012 – 2016 годы Москва сотрудничала в сфере вооружения более чем с 50 государствам. Благодаря оптимистическим показателям военно-технического сотрудничества Россия пытается конкурировать при жестких условиях рынка с успешным опережением.

Несмотря на все достигнутые успехи России в военно-техническом сотрудничестве с зарубежными странами еще остается ряд нерешенных проблем.

Важной проблемой является передача изделий и технологий еще в советское время без оформления необходимой документации для подтверждения интеллектуальной собственности. Лицензионные производители, дорабатывая изделия, сегодня считают их своими. В результате таких действий партнеров Россия несет не только финансовые потери, но из-за низкого качества плагиата падает доверие к российскому оружию.

Острой проблемой остается недостаточная проработанность правового аспекта сотрудничества в военно-технической сфере.

Технологическое отставание в области производства оружия создает определенную зависимость от иностранных поставщиков.

Важнейшей проблемой остается финансовая недостаточность развития ОПК.

Сотрудничество России в военно-технической сфере осложняет недобросовестная конкуренция, искусственно усложняются финансовые расчеты, придумываются барьеры в логистике, что приводит к дополнительным издержкам .

В целях решения проблем сотрудничества России с иностранными государствами в военно-технической сфере необходимо:

– укрепление военно-политического влияния РФ в различных регионах мира;

– удовлетворение растущих потребностей зарубежных стран в современных видах вооружения и военной техники и обеспечение высокого качества российской продукции военного назначения;

– укрепление научно-технической и производственной базы ОПК, их научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений и организаций;

– восстановление прав на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, переданные иностранным государствам при организации на их территориях лицензионных производств вооружения и военной техники;

– устранение громоздкости разрешительной процедуры сервисного обслуживания поставленной ПВН в зарубежные страны на высоком уровне;

– ликвидация таможенных пошлин на оборудование, поставляемое иностранными государствами для осуществления совместных проектов;

– значительное сокращение экспортных пошлин на высокотехнологичную продукцию, включая ВВТ;

– введение льготного налогообложения военного производства;

– льготное кредитование импортеров российского оружия из числа развивающихся стран и др.

Следует заметить важность ВТС в политическом контексте, но помимо всего прочего оно обеспечивает пополнение Федерального бюджета иностранной валютой, сокращения безработицы за счет занятости персонала в отраслях оборонно-промышленного комплекса, создание технологий двойного назначения, обеспечивая продукцией не только Вооруженные Силы, но и гражданские отрасли экономики, способствуя развитию инфраструктуры оборонных отраслей. Укрепление этих позиций будет способствовать повышению национальной безопасности, нивелируя риски и угрозы в этой сфере.