Тенденции к изменению в системе образования России (внедрение инклюзивного обучения) повышают значимость платных дополнительных услуг, необходимых для формирования и удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в обучении на протяжении всей жизни.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ введены понятия «инклюзивное образование» – обеспеченье равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (статья 2, пункт 27) [1] и «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья»– это физическое лицо, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (статья 2, пункт 16). [1] Инклюзивное обучение остается одним из актуальных и дискуссионных вопросов, поднимает острые проблемы планирования и успешной реализации проекта.
Рынок образовательных услуг имеет ряд особенностей, главной из которых является уникальность выносимого товара – образовательной услуги. В классической теории маркетинга услуги обладают рядом специфических характеристик: неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость. Учитывая эти характеристики, образовательная услуга является:
• Неосязаемой (для убеждения клиентов в необходимости приобретения данного вида услуг, производители стараются формализовать наиболее значимые аспекты услуги и представить их наглядно);
• Неотделимость от субъекта (любая замена преподавателя может привести к изменению в результатах обучения, кроме того сама технология оказания услуги включает активное взаимодействие с потребителем);
• Непостоянство качества (изменения могут быть вызваны отсутствием жестких стандартов, усвоение материала зависит от потребителя);
• Услуги несохраняемы (устаревание полученных знаний).
Учитывая вышеизложенные условия можно сказать, что внедрение платных образовательных услуг – трудоемкий процесс. Для успешной реализации дополнительных услуг образовательных учреждений (далее ОУ) необходима тщательная подготовка.
Создание доступной среды для особенных детей включает главный аспект по адаптации не только обучающихся и их родителей, но и физического окружения, в первую очередь – педагогов. В связи с объединением школ (коррекционных и общеобразовательных), происходит сокращение штата сотрудников ОУ. В результате, часть функций таких специалистов как психологи, логопеды, дефектологи должен взять на себя учитель. Однако данная задача на практике оказывается слишком сложна и недоступна.
Обращаясь к анализу работ С.В. Алехиной, О.С. Кузьминой, отразившие структуру педагогической готовности специалистов, можно сделать вывод, о недостаточном уровне сформированного когнитивного и эмоционального компонента готовности к инклюзии [2]. Отмечается разница в ожидании и понимании задач подобного обучения. Эти и многие другие факторы повышают востребованность специалистов, оказывающие платные услуги в различных формах: коррекционно-развивающих центрах,freelance-проектах, дополнительные услуги на базе ОУ.
Образовательная услуга представлена в сложной системе взаимодействия производителя и потребителя по оказанию и приобретению данного блага. Каждое учреждение выбирает наиболее подходящую организационную модель, что позволяет привлечь дополнительные финансовые средства и сохранить кадровый состав, расширить материально-техническую базу, улучшить качество образования.
В соответствии с законом № 83–ФЗ (подпункт 6 пункта 11 статьи 3) ОУ могут оказывать платные услуги населению, так как это помогает достигать целей, ради которых они созданы, открывать новые специализации и разнообразить сектор платных услуг.
Внедрение платных услуг ставит перед ОУ следующие задачи: оценка и изучения рынка подобных услуг (кто и на каких условиях предоставляет похожие услуги);анализ собственных возможностей (оценка потенциала сотрудников, их квалификации, опыта, профессионализма); оценка материально-технической базы (комфортна ли окружающая физическая среда); разработать методическое и техническое обеспечение; определить ответственных и состав участников;документальное оформление принятого решения об оказании платных образовательных услуг, а также множества сопроводительных документов (учебных планов, программ, штатного расписания, служебных инструкций договора с заказчиком);провести рекламную компанию, огласив предложения по оказываемым услугам на текущий год.
В ОУ могут привлекаться как основные сотрудники школы, так и специалисты со стороны – организации, работающие в системе аутсорсинга.
Аутсорсинг – использование внешнего ресурса. [5] Такими организациями могут выступать ППМС – центры, организации дополнительного образования, коррекционно-развивающие центры, которые берут на себя функции психолого-педагогического сопровождения, методическое сопровождение педагогического персонала, адаптация и реализация модифицированных программ, а также тьютерство главная задача, которого организовать условия для успешной адаптации ребенка в образовательной социальной среде учреждения.
Образовательное учреждение осуществляет передачу определенных функций на обслуживание другой организации. Экономическое значение аутсорсинга заключается в перераспределении функций основной организации за счет привлечения аутсорсера, специализирующегося на определенных видах деятельности с целью повышения эффективности основной организации. В рамках данной модели образовательный аутсорсинг выполняет функции на основе длительного контракта, например, в течение целого учебного года.
Использование аутсорсинга в образовательной среде для привлечения внешних ресурсов, обусловлено следующими выгодами:возможность сосредоточить все внутренние ресурсы на основных видах образовательной деятельности; оптимизация образовательных процессов; снижение затрат и уменьшение инвестиций в образовательную инфраструктуру; повышение способности быстро реагировать на внешние изменения; улучшение качества образовательных услуг в целом.
Порядок определения платы за услуги устанавливается соответствующим органом, осуществляющие функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом. Министерством образования и науки РФ утверждён Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки РФ, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определённых федеральными законами, в пределах установленного государственного задания [4].
Данный порядок позволяет самостоятельно определять возможность оказания платных услуг, выбирать размер оплаты на оказываемые услуги, кроме случаев, установленных законодательством РФ. Форма расчетов указывается в договоре и не должна быть ниже величины финансового обеспеченья таких же услуг в расчете на единицу услуг в рамках муниципального задания. Исходя из себестоимости и необходимого уровня рентабельности определяется стоимость платных услуг.
Руководство учреждения самостоятельно определяет направления и порядок использования своих средств от приносящий доход деятельности, в том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников [1].
Школа обязана предоставить информацию для родителей (иных законных представителей) о самой школе и оказываемых ею дополнительных услугах (перечень, условия, сопровождающие тот или иной вид услуги, стоимость). Безусловно, публичность и открытость учреждения задают более высокий уровень ответственности перед учредителями и потребителями услуг. Данная информация должна быть размещена в самом учреждении и на официальном сайте школы.
Кроме того, пункт 8 Правил детализирует информацию, которую школа обязана довести до потребителя:
• наименование и место нахождения (адрес) школы, сведения о наличии лицензии на право вести образовательную деятельность и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;
• уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
• перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;
• стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты [3].
Таким образом, контроль оказания платных образовательных услуг осуществляется на основе нормативно-правовой базы, комплексом документов разработанным учредителем школы и определяющий перечень услуг, финансируемых за счет соответствующего бюджета. Модернизация образовательной системы позволяет ОУ выбрать экономически выгодную стратегию ведения дополнительной деятельности. Платные услуги предоставляют большие возможности для дальнейшего развития самой организации и улучшение эффективности ее деятельности.