В последние годы в большинстве стран мира с рыночной экономикой происходит синтез государства и частного бизнеса. Еще Дж. Кейнс в работе «The End of Laissez-Faire» утверждал, что на крупных предприятиях должен преобладать полусоциалистический способ регулирования отношений. В связи с этим Кейнс предполагает, что предприятия коммунального хозяйства не должны быть в прямом государственном подчинении, а должны стать полуавтономными корпорациями [1]. Можно сделать вывод, что Кейнс писал о предприятиях, функционирующих на стыке частного и государственного секторов экономики, фактически о государственно-частном партнерстве.
Термин «государственно-частное партнерство (ГЧП)» (Public-Private Partnership, РРР) появился в начале 80-х годов для характеристики особых отношений между государством и частным сектором в сфере производственной и социальной инфраструктуры. Это касалось автомобильных и железных дорог, аэропортов, морских портов, энергетических сетей, коммунального хозяйства, телекоммуникаций, объектов образования, здравоохранения и культуры [2]. Можно сделать вывод, что ГЧП – особая форма сотрудничества между государством и частным сектором, предполагающая совместную реализацию проектов, имеющих важное социально-экономическое значение для жизни страны.
В Российской федерации развитие ГЧП является актуальным направлением, начиная с 2000-х годов, когда начали приниматься меры для перестройки России на рыночную экономику. Наиболее перспективным направлением ГЧП является развитие транспортной инфраструктуры. Это связано с тем, что экономика страны несет значительные потери вследствие её несовершенства. Более того это влияет на обеспечение целостности регионов России в целом. Именно этот пробел указывает на необходимость применения государственно-частного партнёрство на территории России.
В рейтинге регионов России по уровню развития ГЧП лидерами являются г. Москва, Московская область и Самарская область. Новосибирская область занимает 4 строчку [3]. Стоит заметить, что согласно Центру развития ГЧП в России, наибольшая доля реализованных и запланированных проектов относится к Сибирскому федеральному округу. Наименьшее количество проектов государственно-частного партнёрства относится к Северо-Кавказскому федеральному округу (рисунок) [4].
Тем не менее, по результатам анкетирования, проводимого Центром развития ГЧП, было выявлено, что 92 % опрошенных, а это – представители наиболее крупных и перспективных отраслей с точки зрения ГЧП, ответили, что существующие отношения между государством и частным бизнесом являются малоэффективными. В первую очередь проблема состоит в отсутствии единой государственной политики в области ГЧП, несовершенстве институтов регулирования ГЧП. Вследствие чего частный бизнес может нести необоснованные риски. Более того, важно подчеркнуть необходимость разработки отраслевых законодательных актов о ГЧП [4].
Структура ГЧП в федеральных округах России
Впервые в России механизм ГЧП в форме концессионного соглашения был реализован при строительстве трассы М11 «Москва – Санкт-Петербург», в котором 25 % финансирования обеспечивали инвесторы и 75 % государство. Ввод автотрассы планируется в 2018 году, однако, в 2017 году стало известно о проблемах финансирования со стороны одного из инвесторов, что поставило под угрозу завершение строительства к Чемпионату миру по футболу 2018 г. Данный факт сигнализирует лишь о недостаточной развитости ГЧП в российских реалиях.
Еще одним фактом, подтверждающим слабую развитость государственно-частного партнёрства в России, является коррупция. Ведь, как известно, выбор частного бизнесмена происходит на конкурсной основе, что, на первый взгляд, даёт возможность всем желающим инвесторами принять в этом участии. Однако по факту, победителями конкурса становятся предприятия, приближенные к государственным структурам. Вследствие чего возникает необходимость более детального и глубокого антимонопольного регулирования. В сложившейся ситуации более мелкие частные инвесторы, но в тоже время достаточно перспективные остаются не способными конкурировать с предприятиями, приближенными к государству.
По этой же причине, например, был прекращен проект ремонта дорог в Кировской области. Ведь на стадии определении победителя конкурса был выявлен факт нарушения антимонопольного законодательства. Безусловно, предприятия, близкие к государственным структурам, обладают большим количеством ресурсов для стабильного финансирования проекта, однако это в разы снижает эффективность применения государственно-частного партнёрства в России.
Из уже реализованных успешных проектов стоит отметить станцию метро «Маякино», расположенную в г. Москве. Это первая в практике российского метростроения станция, построенная на условиях государственно-частного партнёрства. Сдана в эксплуатацию станция была в 2009 году. Инвестором проекта выступал российский холдинг Crocus Group. Стоит заметить, что после завершения строительства инвестор передал станцию в бессрочную и безвозмездную аренду метрополитену [5].
Одним из самых перспективных проектов не только Новосибирской области, но и России в целом может стать строительство четвертого моста, который будет реализован в рамках государственно-частного партнёрства. По предварительным расчётам стоимость постройки составит 32,1 млрд. рублей, из которых более 60 % будет финансироваться за счёт частных инвесторов [6].
Механизм государственно-частного партнёрства только начинает формироваться в российской практике. 1 января 2016 году в силу вступил закон «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что в значительной мере ускорило процесс развития данного механизма. В сфере транспортной инфраструктуры частных инвесторов привлекает автодорожная инфраструктура на федеральном и региональном уровне. Кроме этого инвесторы преимущественно вкладывают средства в реализацию проектов транспортно-перевозочных узлов, вокзалов и многоуровневых парковок. В свою очередь наименее привлекательными остаются железнодорожная инфраструктура и авиационная на муниципальном уровне.
10 января 2018 года Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект № 157778–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Проект разработан во исполнение поручения Президента России № 2346 об утверждении программы «Цифровая экономика» и направлен на включение сооружений связи в перечень объектов, которые могут являться объектами соглашения о ГЧП [7].
Установление возможности заключать соглашения о государственно-частном партнерстве в отношении объектов ИКТ позволит привлечь частные инвестиции и новые технологии в развитие ГИС и IT-инфраструктуры, что, в свою очередь, обеспечит экономию средств бюджетов разных уровней. Признание IT-систем объектами ГЧП значительно ускорит темпы информатизации и цифровизации страны, сделает многие рынки более прозрачными и улучшит качество конкуренции на них.