Процесс перехода Казахстана на инновационный путь развития формирования протекал в несколько этапов. На каждом из них правительством были приняты нормативно-правовые акты, основным предназначением которых, было формирование механизмов повышения инновационной активности экономических субъектов. Достаточно сложный и длительный процесс представляет собой создание национальной инновационной системы.
Программой ПФРНИС предусматривалось становление и развитие национальной инновационной системы Казахстана в несколько этапов, на каждом из которых предусматривалось выполнение определенных задач (табл. 1).
Таблица 1
Этапы формирования и развития НИС Казахстана согласно программе ПФР НИС
Этап |
Годы |
Характеристика |
1 |
2005 – 2007 |
Формирование инновационной системы с активным участием государства: развитие научно-технического потенциала, определение приоритетов научно-технологического развития: развитие инновационного предпринимательства, создание и развитие основных элементов инновационной инфраструктуры, реализация крупных капиталоемких инновационных проектов в ведущих отраслях |
2 |
2008 – 2010 |
Совершенствование механизмов взаимодействия и функционирования элементов НИС: усиление взаимодействия между сформированными элементами НИС: активное развитие механизма венчурного инвестирования посредством создания венчурных фондов с зарубежными инвесторами: развитие государственно-частного партнерства в финансировании НИОКР и инновационных проектов: развитие кластерной кооперации вокруг проектов, сформированных на предыдущем этапе |
3 |
2011 – 2013 |
Устойчивое развитие инновационной системы, создание региональных венчурных фондов с долевым участием каждого региона, сокращение доли государственных расходов, рост частных инвестиций, использование преимущественно косвенных инструментов стимулирования инновационной деятельности |
4 |
2014 – 2015 |
Эффективное взаимодействие государства, частного бизнеса и исследователей в рамках «тройной спирали», увеличение числа инновационных разработок, внедрение отечественных инновационных продуктов и технологий в промышленное производство, «выход» государства из инновационных проектов, венчурных фондов и повышение международных рейтингов Казахстана по фактору «Инновации» |
Стоимость ПФРНИС на 2005 – 2015 годы составила 139 795,13 млн. тенге, в том числе из республиканского бюджета 77 272,3 млн. тенге и из местного бюджета – 2 112 млн. тенге, а также привлечение частного отечественного и зарубежного капитала в сумме не менее 60 410,83 млн. тенге (табл. 2).
НИС была определена программой как ключевой механизм формирования экономики, основанной на знаниях. В программе ПФРНИС была обозначена структура отечественной инновационной системы, выделены ее основные подсистемы и элементы, участвующие в инновационном процессе.
Таблица 2
Стоимость программы по этапам формирования и развития НИС млн. тг.
Источники финансирования |
1 этап 2005–2007 |
2 этап 2008–2010 |
3 этап 2011–2013 |
4 этап 2014–2015 |
Всего |
Всего: |
38 797,50 |
48 782,67 |
31 328,98 |
20 885,98 |
139 795,13 |
республиканский бюджет |
24 786,77 |
30 814,03 |
13 002,9 |
8 668,6 |
77 272,30 |
местный бюджет |
2 112,00 |
– |
– |
– |
2 112,00 |
частный капитал |
11 898,73 |
17968,64 |
18 326,08 |
12 217,38 |
60 410,83 |
В целом, с принятием стратегии и программы по формированию НИС Казахстана, правительством были созданы основные институты, обеспечивающие инновационное развитие, это:
– Национальный фонд, обеспечивающий стабильное социально-экономическое развитие страны;
– АО «Фонд НБ «Самрук-Казына», основным направлением деятельности которого является содействие в модернизации и диверсификации национальной экономики;
– институты развития, способствующие реализации инновационных проектов;
– технологические парки национального и регионального уровней, специальные экономические зоны.
Также в рамках совершенствования инвестиционной политики была сформирована законодательная база, определяющая правовые и экономические основы стимулирования инвестиций.
Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, цели Стратегии и Программы не были достигнуты в полной мере. Так, по итогам 2012 года значительный рост инновационной активности был отмечен в Северо-Казахстанской области – с 2,4 % до 10,4 %, в Костанайской области – с 4,8 % до 7,1 %, в Акмолинской области – с 1до 4,6 % и в г. Астане – с 4,1 до 6,8 %. Небольшое увеличение отмечено в г. Алматы – с 5,7 % до 6,7 % и Алматинской области – с 4,6 % до 5,4 %. При этом в других регионах произошел спад инновационной активности, в том числе в Жамбылской области – с 10,2 % до 7,9 %, Западно-Казахстанской – с 12,7 % до 7,5 %, Кызылординской – с 8 % до 5,3 %, в Актюбинской – с 8,5 % до 4 %, Карагандинской – с 7,2 % до 3,8 %. Это свидетельствует о нестабильности производства на предприятиях и недостаточности оказываемых мер поддержки со стороны государственных органов и институтов развития в большинстве регионов страны.
Во всех регионах, за исключением Западно-Казахстанской и Актюбинской областей, отмечалось наращивание производства инновационной продукции, которое в целом по республике в ценовом выражении составило 379 млрд. тенге с ростом на 160,6 % к уровню 2011 г. Наибольший вклад продолжает вносить Восточно-Казахстанская и Павлодарская области с объемом инновационной продукции 99,3 и 97,6 млрд. тенге [2]. Вместе с тем, казахстанские предприятия не стремились заниматься НИОКР самостоятельно, и не склонны вкладывать деньги в создание новых продуктов. В этом смысле сравнительно инертны были даже те предприятия, которые занимались модернизацией производства. Они предпочитали проекты под ключ, когда технологические решения уже воплощены в импортной технике и оборудовании. Таким образом, мы разделяем вывод, что на тот период в Казахстане инновационное предпринимательство находится в стадии своего становления [3].
Сейчас стало уже очевидным, что от развития технологий и внедрения инноваций дальнейшая судьба Казахстана зависит не меньше, чем от политического курса. Полноценное использования инноваций для национального развития возможно только при условии целенаправленной инновационный политики, проводимой на государственном уровне. Эта задача особенно актуальна для Казахстана, обладающего значительным инновационным потенциалом, который используется явно недостаточно [1].
Среди основных проблем, препятствующих активному инновационному развитию казахстанских предприятий на первом этапе можно выделить:
– недостаточность формирования инновационной деятельности предприятиями в связи с высокой стоимостью внедрения и освоения нововведений, а также долгосрочностью вложений;
– отсутствие у производственных предприятий современной базы для внедрения разработок по причине износа или отсутствия необходимого оборудования;
– сопротивление инновациям, которое наиболее часто происходит по двум причинам: отсутствия кадров, способных эффективно руководить инновационным процессом, причем кадровая проблема ощущается на всех уровнях предприятий; трудности в проведении маркетинговых исследований инновационных продуктов;
– отсутствие на предприятиях организационной структуры управления инновационный деятельностью [4].
Для исправления ситуации был издан Указ Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 года № 874 «Об утверждении Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015–2019 годы». Данная программа разработана в соответствии с долгосрочными приоритетами Стратегии «Казахстан – 2050», и в реализацию ключевого направления «Ускорение диверсификации экономики» Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, Концепции по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира. Она также отражает меры по исполнению поручения Главы государства, данного на ХХVI пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан, и в рамках реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее».
Мероприятия Программы направлены на решение задач по преодолению ключевых барьеров и на реализацию проектов в приоритетных секторах, что позволит достижения целевых и экономических индикаторов. В целом, можно отметить, что принятые на различных этапах законодательные акты и программы в области инновационной деятельности охватывает все сферы взаимоотношений, которые возникают в результате создания, внедрения и распространения инноваций и служат основой для развития в республике эффективной национальной инновационной системы [5, 6].
Важным направлением развития инновационного предпринимательства в республике является создание эффективной системы подготовки и переподготовку кадров в области инновационного предпринимательства. Она включает в себя как вузовское, так и послевузовское обучение, в том числе, и за рубежом, а также кратковременные курсы, семинары, круглые столы для повышения квалификации уже действующих менеджеров и др.
В рамках реализации Программы Министерством образования и науки, Министерством индустрии и торговли и Национальным инновационным фондом совместно с ведущими зарубежными бизнес-школами и ведущими казахстанскими вузами разработана учебная программа по подготовке управленческих кадров по специальности «Инновационный менеджмент». Также открываются учебные центры при технопарках, целью деятельности которых является проведения кратко и среднесрочных программ по теории и практики менеджмента инноваций для инновационных предпринимателей, сотрудников инфраструктурных организаций, менеджеров промышленных предприятий [7].
В связи с этим перед страной стоит задача сформировать новый класс предпринимателей, которые занимались бы инновационным бизнесом. Именно они должны обладать умением находить знания, научные разработки, патенты, чтобы предложить их рынку. Инновационное предпринимательство предполагает развитие посреднической роли между научно-технической и производственной сферами. Развитие инновационного предпринимательства имеет своей конечной целью-создание широкой сети предприятии, способных быстро наладить выпуск наукоемкой продукции, обладающей высокой конкурентоспособностью на мировых рынках [8].
Обобщая имеющиеся в отечественной литературе предложения, можно их систематизировать и предложить наши рекомендации по существу анализируемого вопроса, в том числе:
1. Заключение с ведущими мировыми производителями соглашений, которыми гарантируются им существенная доля рынка в обмен на создание совместных производств с полным трансфером технологий, что позволило бы получить у ведущих производителей различные ноу-хау.
2. Необходимо увеличить государственное участие в программах посевного, стартового финансирования и программах развития инфраструктуры малого предпринимательства.
3. Необходимо обратить внимание на такой инструмент для реализации инновационной политики, как инновационный ваучер, который активно используют в зарубежных странах.
4. Необходимо разработать «дорожную карту» инновационного развития, с учетом инноваций, как ключевого фактора социально-экономической политики.
5. Требуют пересмотра показатели эффективности финансирования научных инноваций, в том числе необходимо исключить коррупционную составляющую; а также поставить под сомнение гладко составленные отчетные документы и ориентироваться только на реальные показатели эффективности освоения бюджетных средств и полученные инновационные результаты.
6. Совершенствование инновационного образовательного менеджмента. Инновационные процессы в экономике требуют не только технологических и организационных преобразований, но и изменения типа социальной ментальности. Инновационное сознание можно формировать, а инновационное мышление нужно развивать.