В настоящее время становится весьма актуальным комплексное исследование художественных текстов, а именно, их концептуальной структуры. Такое исследование проходит в рамках методологических подходов и приемов когнитивной лингвистики.
Когнитивная лингвистика – это одно из активно развивающихся направлений современной лингвистической науки. По определению В.З.Демьянкова и Е.С.Кубряковой, когнитивная лингвистика изучает язык как когнитивный механизм, играющий роль в кодировании и трансформировании информации [3]. Как известно, в сферу исследований, проводимых в парадигме когнитивной лингвистики, входят основы понимания и продуцирования текста, поэтому возникает необходимость рассмотрения когнитивного аспекта изучения текста. Итак, рассмотрим понятие «текст», представленное в трудах многих отечественных лингвистов.
Ахманова О.С. в своем словаре лингвистических терминов дала следующее определение текста, которое считается общепринятым в лингвистике: «Текст - это реально высказанное (написанное) предложение или совокупность предложений, могущее служить материалом для наблюдения фактов данного языка» [2]. Из данного определения следует, что понимание текста, его структуры основывается на комплексном исследовании структуры как отдельно взятых предложений, так и совокупности предложений, репрезентирующих одно из явлений текста.
Алефиренко Н.Ф. под текстом понимает объединенную смысловой связью последовательность языковых знаков [1]. Всестороннее исследование языковых знаков, их триединой природы, спроецированной в архитектонику текста, позволяет выйти на уровень комплексной интерпретации текста, в частности художественного текста, исследованию которого посвящены труды многих отечественных и зарубежных лингвистов.
Текст произведения можно представить в виде концептосферы. Академик Д.С. Лихачев под концептосферой понимал совокупность концептов нации. Он говорил, что концептосфера национального языка тем богаче, чем богаче вся культура нации – ее литература, фольклор, наука, изобразительное искусство (оно также имеет непосредственное отношение к языку, и, следовательно, к национальной концептосфере), она соотносима со всем историческим опытом нации и религией особенно. Дмитрий Сергеевич также подчеркнул, что концептосфера образована всеми потенциями концептов носителей языка [5].
Примечательно, что И.А. Стернин и З.Д. Попова понимают под концептосферой упорядоченную совокупность концептов народа, информационную базу мышления. Они также отмечают, что данное понятие – сущность ментальная (мыслительная), ненаблюдаемая и что концептосфера человека является информационной базой когнитивной картины мира, обеспечивает ее упорядоченность, структурированность и системность, обеспечивает во многом понимание воспринимаемой человеком действительности, но не исчерпывает когнитивную картину мира, которая предполагает, кроме системы ментальных единиц-опор еще и динамические механизмы познания, когнитивные стереотипы восприятия и др. [8].
Единицей концептосферы являются концепт. Существует возможность комплексного подхода к исследованию концептов произведения. Следует сказать, что в настоящее время именно «концепт» является главным и ключевым понятием в когнитивной лингвистике. Многие ученые дают свое толкование данного понятия. Например, Е.С. Кубрякова в своем словаре когнитивных терминов предлагает такое определение концепта: «Концепт - оперативная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, квант знания. Самые важные концепты выражены в языке» [4].
М.В.Пименова определяет концепт как «это некое представление о фрагменте мира или части такого фрагмента, имеющее сложную структуру, выраженную разными группами признаков, реализуемых разнообразными языковыми способами и средствами» [7], тогда как И.А. Стернин дает свое понимание концепта: «дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной (когнитивной) деятельности личности и общества и несущее комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и отношении общественного сознания к данному явлению или предмету» [10]. Мы придерживаемся определения концепта, данного Иосифом Абрамовичем Стерниным.
Существует языковая и речевая репрезентация концепта, в частности, речевая репрезентация концепта в концептосфере художественного текста.
Анализ художественного текста с концептуальной точки зрения является актуальным в современной лингвистике. При этом, вводится новое понятие «художественный концепт». И.А. Тарасова рассматривает художественный концепт как единицу «индивидуального» создания концептосферы, вербализованную в едином тексте творчества писателя [11]. Она выделяет различные типы художественных концептов (такие, как концепты-гештальты, топологические концепты, эмоциональные концепты и т.д.) и предлагает при исследовании отдельных художественных концептов последовательно выделять их слои, при этом уровень когнитивной выделенности этих слоев художественного концепта будет зависеть от его типа.
В результате когнитивно-герменевтического анализа художественного текста можно выяснить взаимосвязь структуры концепта, его номинативного поля, с особенностями построения художественного произведения, в котором репрезентирован концепт, тогда как, например, в результате трансформационного анализа художественного текста можно «фиксировать особенности переводческих трансформаций» [6] в тексте. Анализ структуры номинативного поля концептов помогает адекватно воспринимать содержательную сторону произведения. Характер и способы представления художественного концепта в тексте позволяют определить особенности индивидуальной концептосферы того или иного автора.
Как известно, концепт имеет ядерно-периферийную структуру, то есть иметь, так называемое полевое описание, так как он может быть описан в терминах ядра и периферии. К ядру концепта будут относится номинанты с наибольшими яркими образами, с наибольшей частотностью, а к периферии – более абстрактные слои. По мнению лингвистов Стернина И.А. и Поповой З.Д., периферийный статус того или иного концептуального признака вовсе не свидетельствует о его малозначности или маловажности в поле концепта, статус признака указывает на меру его удаленности от ядра по степени конкретности и наглядности образного представления [9]. Номинанты, находящиеся в ближней или дальней периферии ядра, являются также значимыми и важными, как и номинанты, находящиеся в приядерной зоне. Они помогают глубже и ярче охарактеризовать той или иной концепт, наиболее насыщенно репрезентировать его. Номинанты, расположенные в перифериях, в совокупности составляют совершенную картину данного концепта.
По словам М.В. Пименовой, концептуальный признак объективируется в закрепленной и свободной формах сочетаний соответствующих языковых единиц - репрезентантов концепта. Концепт отражает категориальные и ценностные характеристики знаний о некоторых фрагментах мира [7]. Фрагменты мира, по нашему мнению, будучи репрезентированными различными концептами, складываются в общую концептуальную картину мира.
Концепт, будучи ментальной единицей, может быть раскрыт через анализ средств его языковой объективации. Языковые средства объективации – это те языковые средства, которые выражаются в объективных, доступных восприятию понятиях. Совокупность языковых средств, вербализующих концепт, определяются З.Д. Поповой и И.А. Стерниным как номинативное поле концепта. Номинативное поле концепта, по мнению исследователей, это совокупность языковых средств, объективирующих (вербализирующих, репрезентирующих) концепт в определенный период развития общества [8]. По своей структуре, номинативное поле неоднородно. Оно может содержать как прямые номинации самого концепта, то есть номинации в данном случае будут составлять ядро концепта, так и номинации отдельных его признаков, номинации будут в периферии номинативного поля.
Проведенный нами когнитивно-герменевтический анализ текста повести Николая Васильевича Гоголя «Невский проспект» с точки зрения комплексной интерпретации номинантов, репрезентирующих социальную сторону проспекта, позволил выявить ядро и периферию номинативного поля концепта «Невский проспект». Наряду с принципами когнитивно-герменевтического анализа был применен квантитативный анализ, позволивший классифицировать материал по критерию частотности. Нами были выявлено ядро – «социум Невского проспекта» и номинанты от высокочастотных до низкочастотных, которые представлены в следующей таблице:
Таб. Номинативное поле концепта «Невский проспект»
№ |
Номинант |
Количество в произведении |
% |
1 |
Магазины |
12 |
9,92% |
2 |
Сюртук |
11 |
9,09% |
3 |
Толпа |
10 |
8,26% |
4 |
Чиновник |
9 |
7,44% |
5 |
Усы |
7 |
5,79% |
6 |
Дамы |
6 |
4,96% |
7 |
шляпки |
6 |
4,96% |
8 |
бакенбарды |
6 |
4,96% |
9 |
вывески |
5 |
4,13% |
10 |
благородство |
5 |
4,13% |
11 |
советник |
4 |
3,31% |
12 |
секретари |
3 |
2,48% |
13 |
старики |
3 |
2,48% |
14 |
старухи |
3 |
2,48% |
15 |
прохожие |
3 |
2,48% |
16 |
Кареты |
3 |
2,48% |
17 |
жители |
3 |
2,48% |
18 |
характеры |
2 |
0,02% |
19 |
Заботы |
2 |
0,02% |
20 |
перемены |
2 |
0,02% |
21 |
выставка |
2 |
0,02% |
22 |
Тени |
2 |
0,02% |
23 |
улыбка |
2 |
0,02% |
24 |
Платья |
2 |
0,02% |
25 |
Ароматы |
2 |
0,02% |
26 |
гувернеры |
2 |
0,02% |
27 |
Мужики |
2 |
0,02% |
28 |
Гулянья |
2 |
0,02% |
В результате распределения данных номинантов по частотности мы получили, что номинанты «магазины», «сюртук», «толпа» находятся в приядерной зоне. Это говорит о том, что данные номинанты находятся ближе к ядру концепта. Это иные лексические репрезентации важного концепта, и они наиболее ярко и наглядно репрезентируют социальную сторону проспекта. Номинанты «чиновник», «усы», «дамы», «шляпки», «бакенбарды» располагаются в ближней периферии ядра номинативного поля концепта. Они характеризуются меньшей частотностью и яркостью, чем номинанты, находящиеся приядерной зоне. А остальные номинанты, приведённые нами в таблице, находятся в дальней периферии номинативного поля концепта. Дальняя периферия состоит из лексических единиц, имеющих невысокую частотность. Это говорит о том, что данные номинанты являются слабыми лексическими репрезентациями концепта. Стоит отметить, что число номинантов, принадлежащих дальней периферии, превышает число номинантов, которые находятся в приядерной зоне и в ближней периферии ядра.
В произведении Н.В. Гоголя «Невский проспект» мы выделили культурологически обусловленные единицы. М.В Пименова указывала, что в структуре концепта отображаются признаки, функционально значимые для соответствующей культуры. Полное описание того или иного концепта, значимого для определенной культуры, возможно только при исследовании наиболее полного набора средств его выражения» [7].
Таким образом, проведённое нами исследование выявило особенности построения концепта «Невский проспект», а именно частотность номинантов его ядерно-периферийной структуры, характеризующих идиостиль писателя.