Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

CONSTRUCTION`S FEATURES OF THE CONCEPT`S NOMINATIVE FIELD (BASED ON THE STORY “NEVSKY PROSPEKT” BY N. V. GOGOL)

Klimenko A.V. 1
1 Belgorod state national research University
This article deals with the features of the literary text. we mean the text as a sequence of language signs, united by a single semantic link. The article reveals the peculiarity of its structure, which is considered from the cognitive point of view. The terms "concept", "conceptsphere", " literary concept" are considered from various points of view. The concept is studied as a construct having the information about the reflected object or phenomenon, which is interpreted by public consciousness. The conceptsphere is considered as a set of national concepts. The literary concept is thought of as a unit of "individual" creation representing in the conceptsphere, verbalized in a single writer's work. The literary text «Nevsky prospect» by N.V. Gogol is analyzed by a conceptual point of view in this article. The conceptual sphere of a literary text is explored. Author's terms are introduced. The previous experience is generalized. This article analyzes the features of the conceptual sphere of literary text “Nevsky prospect” by N. B. Gogol. This novel is a treasury of Russian literature. The text is considered in the aspect of the cognitive approach, which examines the word as a linguistic sign. The frequency of nominees representing the prospect`s social aspect in the work is revealed. Textual culturological markers verbalizing the capital are identified. The parameters of kernal-peripheral nominees`s structure in the textual concept are designated. The specifics of the textual architectonics is identified. Textual architectonics means as the structure of a complex literary object, which is the subject of our research.
fiction text
concept
nominative field of the concept
conceptsphere
kernal-peripheral structure.

В настоящее время становится весьма актуальным комплексное исследование художественных текстов, а именно, их концептуальной структуры. Такое исследование проходит в рамках методологических подходов и приемов когнитивной лингвистики.

Когнитивная лингвистика – это одно из активно развивающихся направлений современной лингвистической науки. По определению В.З.Демьянкова и Е.С.Кубряковой, когнитивная лингвистика изучает язык как когнитивный механизм, играющий роль в кодировании и трансформировании информации [3]. Как известно, в сферу исследований, проводимых в парадигме когнитивной лингвистики, входят основы понимания и продуцирования текста, поэтому возникает необходимость рассмотрения когнитивного аспекта изучения текста. Итак, рассмотрим понятие «текст», представленное в трудах многих отечественных лингвистов.

Ахманова О.С. в своем словаре лингвистических терминов дала следующее определение текста, которое считается общепринятым в лингвистике: «Текст - это реально высказанное (написанное) предложение или совокупность предложений, могущее служить материалом для наблюдения фактов данного языка» [2]. Из данного определения следует, что понимание текста, его структуры основывается на комплексном исследовании структуры как отдельно взятых предложений, так и совокупности предложений, репрезентирующих одно из явлений текста.

Алефиренко Н.Ф. под текстом понимает объединенную смысловой связью последовательность языковых знаков [1]. Всестороннее исследование языковых знаков, их триединой природы, спроецированной в архитектонику текста, позволяет выйти на уровень комплексной интерпретации текста, в частности художественного текста, исследованию которого посвящены труды многих отечественных и зарубежных лингвистов.

Текст произведения можно представить в виде концептосферы. Академик Д.С. Лихачев под концептосферой понимал совокупность концептов нации. Он говорил, что концептосфера национального языка тем богаче, чем богаче вся культура нации – ее литература, фольклор, наука, изобразительное искусство (оно также имеет непосредственное отношение к языку, и, следовательно, к национальной концептосфере), она соотносима со всем историческим опытом нации и религией особенно. Дмитрий Сергеевич также подчеркнул, что концептосфера образована всеми потенциями концептов носителей языка [5].

Примечательно, что И.А. Стернин и З.Д. Попова понимают под концептосферой упорядоченную совокупность концептов народа, информационную базу мышления. Они также отмечают, что данное понятие – сущность ментальная (мыслительная), ненаблюдаемая и что концептосфера человека является информационной базой когнитивной картины мира, обеспечивает ее упорядоченность, структурированность и системность, обеспечивает во многом понимание воспринимаемой человеком действительности, но не исчерпывает когнитивную картину мира, которая предполагает, кроме системы ментальных единиц-опор еще и динамические механизмы познания, когнитивные стереотипы восприятия и др. [8].

Единицей концептосферы являются концепт. Существует возможность комплексного подхода к исследованию концептов произведения. Следует сказать, что в настоящее время именно «концепт» является главным и ключевым понятием в когнитивной лингвистике. Многие ученые дают свое толкование данного понятия. Например, Е.С. Кубрякова в своем словаре когнитивных терминов предлагает такое определение концепта: «Концепт - оперативная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, квант знания. Самые важные концепты выражены в языке» [4].

М.В.Пименова определяет концепт как «это некое представление о фрагменте мира или части такого фрагмента, имеющее сложную структуру, выраженную разными группами признаков, реализуемых разнообразными языковыми способами и средствами» [7], тогда как И.А. Стернин дает свое понимание концепта: «дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной (когнитивной) деятельности личности и общества и несущее комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и отношении общественного сознания к данному явлению или предмету» [10]. Мы придерживаемся определения концепта, данного Иосифом Абрамовичем Стерниным.

Существует языковая и речевая репрезентация концепта, в частности, речевая репрезентация концепта в концептосфере художественного текста.

Анализ художественного текста с концептуальной точки зрения является актуальным в современной лингвистике. При этом, вводится новое понятие «художественный концепт». И.А. Тарасова рассматривает художественный концепт как единицу «индивидуального» создания концептосферы, вербализованную в едином тексте творчества писателя [11]. Она выделяет различные типы художественных концептов (такие, как концепты-гештальты, топологические концепты, эмоциональные концепты и т.д.) и предлагает при исследовании отдельных художественных концептов последовательно выделять их слои, при этом уровень когнитивной выделенности этих слоев художественного концепта будет зависеть от его типа.   

В результате когнитивно-герменевтического анализа художественного текста можно выяснить взаимосвязь структуры концепта, его номинативного поля, с особенностями построения художественного произведения, в котором репрезентирован концепт, тогда как, например, в результате трансформационного анализа художественного текста можно «фиксировать особенности переводческих трансформаций» [6] в тексте. Анализ структуры номинативного поля концептов помогает адекватно воспринимать содержательную сторону произведения. Характер и способы представления художественного концепта в тексте позволяют определить особенности индивидуальной концептосферы того или иного автора.

Как известно, концепт имеет ядерно-периферийную структуру, то есть иметь, так называемое полевое описание, так как он может быть описан в терминах ядра и периферии. К ядру концепта будут относится номинанты с наибольшими яркими образами, с наибольшей частотностью, а к периферии – более абстрактные слои. По мнению лингвистов Стернина И.А. и Поповой З.Д., периферийный статус того или иного концептуального признака вовсе не свидетельствует о его малозначности или маловажности в поле концепта, статус признака указывает на меру его удаленности от ядра по степени конкретности и наглядности образного представления [9]. Номинанты, находящиеся в ближней или дальней периферии ядра, являются также значимыми и важными, как и номинанты, находящиеся в приядерной зоне. Они помогают глубже и ярче охарактеризовать той или иной концепт, наиболее насыщенно репрезентировать его. Номинанты, расположенные в перифериях, в совокупности составляют совершенную картину данного концепта.

По словам М.В. Пименовой, концептуальный признак объективируется в закрепленной и свободной формах сочетаний соответствующих языковых единиц - репрезентантов концепта. Концепт отражает категориальные и ценностные характеристики знаний о некоторых фрагментах мира [7]. Фрагменты мира, по нашему мнению, будучи репрезентированными различными концептами, складываются в общую концептуальную картину мира.

Концепт, будучи ментальной единицей, может быть раскрыт через анализ средств его языковой объективации. Языковые средства объективации – это те языковые средства, которые выражаются в объективных, доступных восприятию понятиях. Совокупность языковых средств, вербализующих концепт, определяются З.Д. Поповой и И.А. Стерниным как номинативное поле концепта. Номинативное поле концепта, по мнению исследователей, это совокупность языковых средств, объективирующих (вербализирующих, репрезентирующих) концепт в определенный период развития общества [8]. По своей структуре, номинативное поле неоднородно. Оно может содержать как прямые номинации самого концепта, то есть номинации в данном случае будут составлять ядро концепта, так и номинации отдельных его признаков, номинации будут в периферии номинативного поля.

Проведенный нами когнитивно-герменевтический анализ текста повести Николая Васильевича Гоголя «Невский проспект» с точки зрения комплексной интерпретации номинантов, репрезентирующих социальную сторону проспекта, позволил выявить ядро и периферию номинативного поля концепта «Невский проспект». Наряду с принципами когнитивно-герменевтического анализа был применен квантитативный анализ, позволивший классифицировать материал по критерию частотности. Нами были выявлено ядро – «социум Невского проспекта» и номинанты от высокочастотных до низкочастотных, которые представлены в следующей таблице:

Таб. Номинативное поле концепта «Невский проспект»

Номинант

Количество в произведении

%

1

Магазины

12

9,92%

2

Сюртук

11

9,09%

3

Толпа

10

8,26%

4

Чиновник

9

7,44%

5

Усы

7

5,79%

6

Дамы

6

4,96%

7

шляпки

6

4,96%

8

бакенбарды

6

4,96%

9

вывески

5

4,13%

10

благородство

5

4,13%

11

советник

4

3,31%

12

секретари

3

2,48%

13

старики

3

2,48%

14

старухи

3

2,48%

15

прохожие

3

2,48%

16

Кареты

3

2,48%

17

жители

3

2,48%

18

характеры

2

0,02%

19

Заботы

2

0,02%

20

перемены

2

0,02%

21

выставка

2

0,02%

22

Тени

2

0,02%

23

улыбка

2

0,02%

24

Платья

2

0,02%

25

Ароматы

2

0,02%

26

гувернеры

2

0,02%

27

Мужики

2

0,02%

28

Гулянья

2

0,02%

 

В результате распределения данных номинантов по частотности мы получили, что номинанты «магазины», «сюртук», «толпа» находятся в приядерной зоне. Это говорит о том, что данные номинанты находятся ближе к ядру концепта. Это иные лексические репрезентации важного концепта, и они наиболее ярко и наглядно репрезентируют социальную сторону проспекта. Номинанты «чиновник», «усы», «дамы», «шляпки», «бакенбарды» располагаются в ближней периферии ядра номинативного поля концепта. Они характеризуются меньшей частотностью и яркостью, чем номинанты, находящиеся приядерной зоне. А остальные номинанты, приведённые нами в таблице, находятся в дальней периферии номинативного поля концепта. Дальняя периферия состоит из лексических единиц, имеющих невысокую частотность. Это говорит о том, что данные номинанты являются слабыми лексическими репрезентациями концепта. Стоит отметить, что число номинантов, принадлежащих дальней периферии, превышает число номинантов, которые находятся в приядерной зоне и в ближней периферии ядра.

В произведении Н.В. Гоголя «Невский проспект» мы выделили культурологически обусловленные единицы. М.В Пименова указывала, что в структуре концепта отображаются признаки, функционально значимые для соответствующей культуры. Полное описание того или иного концепта, значимого для определенной культуры, возможно только при исследовании наиболее полного набора средств его выражения» [7].

Таким образом, проведённое нами исследование выявило особенности построения концепта «Невский проспект», а именно частотность номинантов его ядерно-периферийной структуры, характеризующих идиостиль писателя.