Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ANALYSIS OF INNOVATIVE ACTIVITY OF ORGANIZATIONS IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Martynov I.A. 1 Erokhina E.V. 1
1 KF MSTU. N.E. Bauman (National Research University)
Innovative activity all over the world. The traditional branches of production have largely exhausted both extensive and intensive opportunities for their development. Therefore, in many countries, not those branches that have recently determined the "face" of the economy of all industrialized countries, but quite different ones based on the use of the latest technologies, are coming to the fore. The innovative way of development is the only way of growth. The redistribution of oil resources occurring in the country does not contribute to the growth of the country's economy. Only innovations can promote economic growth. And innovation is always associated with greater risks. To mitigate these risks, at least in part, the necessary development and support in the field of support of scientific and technological activities, innovative entrepreneurship. This is a tactical task. The strategic goal of the state policy is the implementation of a breakthrough in basic innovations that form the structure of the post-industrial technological process of production, which should ensure sustainable economic development of Russia. Without the active introduction of new production technologies at enterprises and organizations and increasing their innovative activity in all regions of the country, the successful growth of the Russian economy and the modernization of industrial production are impossible. But at the same time, when carrying out economic reforms, it is necessary to take into account the existing specialization of the region, allocating production based on local resources.The article considers the level of development of innovation activity in the subjects of the Russian Federation. The dynamics of the main indicators of the innovative activity of organizations in the country and its subjects is studied. Conclusions are made on the decrease in indicators characterizing the level of development of innovation activity in the period under review in the Russian Federation.
innovations
innovative activity
innovative development
innovative activity
technological innovations
specific weight of organizations implementing technological innovations.

В условиях усиления конкуренции на мировых рынках и сохранения антироссийских санкций со стороны отдельных государств уровень экономического развития страны во многом зависит от инновационной деятельности предприятий и организаций, которая предполагает модернизацию производства, создание конкурентоспособной на международном рынке продукции.

Инновационная деятельность - это вид деятельности, связанный с трансформацией идей в технологически новые или усовершенствованные продукты (или услуги), внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности [2].

Инновационное развитие предполагает “реализацию национальных, региональных, отраслевых, корпоративных инновационных программ и проектов” .

“Достижения науки и техники выступают ключевым фактором для роста производительности труда, повышения качества продукции и услуг, совершенствования организации производства и повышения его эффективности, экономии трудовых и материальных затрат. Все это, в конечном счете, определяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции как на мировом, так и на внутреннем рынках” [4].

Важнейшим видом инноваций являются технологические инновации, под которыми подразумевают конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности [3].

В связи с различиями социально-экономического развития субъектов РФ в стране сохраняется существенная дифференциация регионов по уровню инновационной деятельности, что оказывает негативное влияние на процессы модернизации и технического перевооружения производства, а также на уровень жизни населения [1].

 На инновационную деятельность организаций в регионах оказывают значительное влияние как объективные факторы (географическое положение, наличие сырьевых ресурсов, функционирование крупных предприятий и др.), так и субъективные факторы (объем привлекаемых инвестиций, структура регионального бюджета, политика региональных властей и т.д.).

Инновационную деятельность организаций характеризуют, следующие основные показатели:

  • удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации;
  • объем затрат на технологические инновации;
  • объем отгруженных инновационных товаров, работ и услуг, т.е. товаров, работ, услуг, которые являются новыми или подвергавшимися в течение последних трех лет технологическим изменениям различной степени;
  • удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг;
  • удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг [8].

Показателем, характеризующим инновационную активность организаций, является удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в стране в отчетном году в общем числе обследованных организаций (табл. 1).

Таблица 1 - Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций в федеральных округах РФ, %

Федеральный округ

2014 г.

2016 г.

Изменение, %

Центральный

9,8

9,0

-0,8

Северо-Западный

8,9

7,1

-1,8

Южный

6,6

6,2

-0,4

Северо-Кавказский

5,8

2,6

-3,2

Приволжский

10,4

8,4

-2,0

Уральский

7,1

6,5

-0,6

Сибирский

7,9

6,0

-1,9

Дальневосточный

7,9

5,7

-2,2

 

Анализ данных, представленных в таблице, показывает снижение удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе обследованных организаций в 2016 г. по сравнению с 2014г. более чем на 0,4% по всем федеральным округам Российской Федерации.

В 2016 г. в РФ данный показатель, по данным Росстата, составил 7,3 %, сократившись по сравнению с 2014 г. на 1,5 %, а по сравнению с 2015 г. снизившись на 1,0 %.

В 2016 г. по сравнению с 2014 г. наблюдается сокращение удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций во всех федеральных округах страны. Если в Центральном федеральном округе величина данного показателя в течение рассматриваемого периода сократилась на 0,8 %, то в Северо-Кавказском федеральном округе - на 3,2 %.

Из регионов страны в 2016 г. высокие значения удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации в стране в отчетном году в общем числе обследованных организаций, наблюдаются в Чувашской Республике (23,1 %), Республике Татарстан (20,0 %) и Липецкой области (18,0 %). А регионами-аутсайдерами по величине данного показателя являются Чеченская Республика (0,3 %) и Карачаево-Черкесская Республика (0,8 %).

Наибольший удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в отчетном году в общем числе обследованных организаций, отмечается в Центральном и Приволжском федеральных округах, значения которых в 2016 г. составляли 9,0 и 8,4 %, соответственно, а минимальное значение - в Северо-Кавказском федеральном округе (2,6 %).

Таблица 2. Группировка субъектов РФ по удельному весу организаций, осуществляющих технологические инновации в стране, в 2016 г., %

№ группы

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации

1

До 3

Респ. Адыгея, Респ. Дагестан, Кабардино-Балкарская Респ., Карачаево-Черкесская Респ.,Респ. Калмыкия, Респ. Крым, Респ. Тыва, Респ. Хакасия, Чеченская Респ., Забайкальский кр.,Ивановская обл., Кемеровская обл., Сахалинская обл., г. Севастополь

2

3-5

Респ. Карелия, Респ. Коми, Респ. Марий Эл, Респ. Северная Осетия - Алания, Приморский кр.,Ставропольский кр., Архангельская обл., Волгоградская обл., Иркутская обл., Калининградская обл., Курганская обл., Курская обл., Самарская обл., Саратовская обл.,Ульяновская обл.

3

5-7

Респ. Алтай, Респ. Башкортостан, Респ. Бурятия, Респ. Саха (Якутия), Удмуртская Респ., Красноярский кр., Еврейская авт. обл., Амурская обл., Брянская обл., Вологодская обл.,Калужская обл., Ленинградская обл., Мурманская обл., Новгородская обл., Новосибирская обл., Омская обл., Оренбургская обл., Орловская обл., Псковская обл., Смоленская обл., Тюменская обл., Челябинская обл., Ярославская обл.

4

7-10

Камчатский кр., Краснодарский кр., Пермский кр., Хабаровский кр., Чукотский ав. окр., Астраханская обл., Владимирская обл., Воронежская обл., Кировская обл., Костромская обл., Московская обл., Ростовская обл., Рязанская обл., Свердловская обл., Тамбовская обл., Тверская обл.

 

Продолжение таблицы 2

5

10-15

Респ. Мордовия, Алтайский кр., Белгородская обл., Магаданская обл., Нижегородская обл., Томская обл., Тульская обл., г. Москва, г. Санкт-Петербург

6

Более 15

Респ. Татарстан, Чувашская Респ., Липецкая обл., Пензенская обл.

 

Как видно из Таблицы 2, в 52 регионах страны наблюдается низкая инновационная активность организаций, так как удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в стране в отчетном году в общем числе обследованных организаций, меньше аналогичного показателя в РФ в целом.

Во всем мире инновационная деятельность рассматривается сегодня как одно из главных условий модернизации экономики. Традиционные отрасли производства во многом исчерпали как экстенсивные, так и интенсивные возможности своего развития. Поэтому во многих странах выдвигаются на первый план уже не те отрасли, еще недавно определившие «лицо» экономики всех промышленно развитых государств, а совсем иные, основанные на использовании новейших технологий[7].

Инновационный путь развития - это единственный путь роста. Перераспределение  ресурсов нефти, происходящее  в  стране, не способствует росту экономики страны. Только инновации могут способствовать экономическому росту. А инновации всегда связаны с большими рисками [5].

Чтобы сгладить эти риски хотя бы частично, необходимы разработка и осуществление специальной государственной политики в области поддержки научно-технической деятельности, инновационного предпринимательства. Это - тактическая задача. Стратегической же целью государственной политики является осуществление прорыва в базовых инновациях, формирующих структуру постиндустриального технологического способа производства, что должно обеспечить устойчивое экономическое развитие России [6].

Без активного внедрения новых производственных технологий на предприятиях и в организациях и повышения их инновационной активности во всех регионах страны невозможен успешный рост российской экономики и модернизация промышленного производства. Но в то же время при проведении экономических преобразований необходимо учитывать сложившуюся специализацию региона, выделяя производства, базирующиеся на основе местных ресурсов .