В настоящее время все более активно идет борьба с простоями транспортно-технологических машин на объектах их работы по техническим причинам. Для воплощения данных процедур необходимы мощные и эффективные инструменты и оборудование.
В таких глобальных сферах, как строительство, добыча полезных ископаемых и подобных им, часто возникают весьма специфические технологические задачи. Вполне логично, что при работе в столь тяжелых условиях техника испытывает сильные нагрузки, которые приводят к неизбежному выходу из строя узлов и агрегатов машин. Часто техника требует ремонта непосредственно в местах ее работы из-за затрудненной транспортировки подобных неисправных машин до места проведения ремонта. Для выполнения данных операций используют погрузчики, в частности, фронтальные и вилочные, с применением на них различного навесного оборудования [2].
Фронтальный погрузчик Dressta с установленным на него шинным манипулятором
Объектом исследования данной работы являются шинные манипуляторы (колесосъемники) на базе погрузчиков для монтажа-демонтажа и транспортировки снятых колес карьерной техники, например самосвалов БелАЗ.
Фирм, производящих, оборудование для выполнения вышеуказанных процессов немного, что связано в основном со сложностью его изготовления, крупными габаритами и узкой направленностью действия данных приспособлений. Конструкция множества погрузчиков исключительно индивидуальна, что и требует создания оригинального оборудования для ее обслуживания и ремонта [3].
Использование колесосъемников позволит увеличить производительность труда при замене колес карьерной техники, исключить ручной труд при установке/снятии колес, а так же значительно снизить травматизм персонала [1]. Выбор колесосъемника напрямую зависит от следующих факторов:
– Наличия погрузчика в автотранспортном цехе (или корпоративных правил приобретения погрузчиков определенной марки);
– Круга задач, поставленных перед колесосъемником (работа в цехе или в карьере);
– Диапазона крупногабаритных шин, с которыми придется работать колесосъемнику.
В зависимости от потребностей и основываясь на указанных факторах, можно рассмотреть несколько вариантов поставки колесосъемников [1].
Таблица 1
Основные сравнительные характеристики предлагаемых колесосъемников [4]
Описание |
|||||
Назнчач. |
Установка на существующий вилочный погрузчик для использования в цехе |
Установка на вилочный или фронтальный погрузчик российского или иностранного производства |
Готовый колесосъемник для использования внутри цеха |
Для работы с широким диапазоном колес в карьере |
Установка на российский погрузчик для работы внутри цеха |
Коммент. |
Оптимальный вариант получения колесосъемника при имеющемся импортном погрузчике |
Оптимальный вариантшинного манипулятора для крупногабаритных и сверхкрупногабаритных шин |
Достаточно дешевый вариант полноценного колесосъемника в комплекте (навеска + погрузчик) |
Мощный колесосъемник для работы в карьере |
Дешевый вариант колесосъемника на базе вилочного погрузчика |
Наимен. |
Навесное оборудование моделей Т421 |
Шинный манипулятор KG3800 |
Колесосъемник на базе дизельного вилочного погрузчика |
Колесосъемник на базе фронтального погрузчика |
Навесное оборудование для снятия и установки колес |
Тип обор. |
быстросъемное |
быстросъемное |
быстросъемное |
несъемное |
несъемное |
Пр-тель |
|||||
– навесн.об. |
Германия |
Россия |
Германия |
Россия |
Россия |
– шасси |
любой импортный вилочный погрузчик соответствующей г/п с кареткой по классу ISO |
любой российский или импортный вилочный/фронтальный погрузчик соответствующей г/п |
дизельный вилочный погрузчик DOOSAN- DAEWOO, Корея |
фронтальный погрузчик STALOWA WOLA , Польша |
погрузчики Амкадор (Россия) |
Диап.обсл. техники |
г/п от 30 до 130т. |
г/п от 30 до 320т. |
г/п от 30 до 130т. |
г/п от 30 до 130т. |
г/п от 30 до 220т. |
Диап. обслуж. шин |
18.00–25...24.00–35 18.00–25...27.00–49 18.00–25...33.00–51 |
KG3800–35 18.00–25...24.00–35KG3800–51 18.00–25...33.00–51 |
18.00–25...24.00–35 18.00–25...27.00–49 18.00–25...33.00–51 |
18.00–25...33.00–51 |
СКС-5 18.00–25...21.00–33 31–13 18.00–25...27.00–49 31–67 27.00–49...40.00–57 |
Таблица 2
Достоинства и недостатки навесного оборудования
Название оборудования |
Достоинства |
Недостатки |
Навесное оборудование моделей Т421 |
– возможность установки на любой имеющийся погрузчик – возможность быстрого монтажа/демонтажа поворотных лап |
– срок поставки 130–150 дней |
Шинный манипулятор KG3800 |
– возможность установки практически на любой имеющийся погрузчик – высочайшее качество изготовления – использование только высококачественных импортных комплектующих – короткие сроки изготовления – техническая поддержка |
|
Колесосъемник на базе дизельного вилочного погрузчика |
– достаточно низкая цена за комплект на российском рынке – оптимальный подбор модели навески и г/п погрузчика – мобильность – возможность быстрого демонтажа поворотных лап |
– не может работать в условиях карьера |
Колесосъемник на базе фронтального погрузчика |
– возможность работать в условиях карьера – широкий диапазон обслуживаемых колес |
– очень дорогая система |
Навесное оборудование для снятия и установки колес |
– достаточно короткие сроки поставки – дешевый погрузчик и навеска |
– несъемное навесное оборудование |
Основными потребителями являются предприятия, автопарк которых составляет карьерная техника, в частности, карьерные самосвалы БелАЗ. На территории Белгородской области наиболее крупными таковыми являются «Стойленский» и «Лебединский» ГОКи (крупнейшие в России).
Для выбранных предприятий с учетом обслуживания среднегабаритных карьерных самосвалов БелАЗ наиболее приемлемым будет выбор шинных манипуляторов (колесосъемников) Российских производителей, а именно марки KG3800 (быстросъемный) или колесосъемник на базе фронтального погрузчика, например Dressta 534C, так как работы по демонтажу-монтажу колес самосвалов часто приходится производить непосредственно в местах работы машин, в карьерах, там где невозможно применение манипуляторов на базе вилочных погрузчиков. Демонтированное на карьере колесо отправляется дальше к месту его ремонта [5].
Хотя и выбор данного оборудования не особо богат разнообразием, учитывая характеристики, а также достоинства и недостатки каждого из видов оборудования, можно подобрать более оптимальный вариант для нужных условий эксплуатации и параметров обслуживаемой техники.