Алхимия – по сути своей – не считалась, да и до сих пор не считается наукой. Хотя её вполне обоснованно можно отнести к истокам таких сфер, как химия, физика, даже в какой-то степени медицина. То есть если бы алхимию называли наукой, тогда она была бы тесно взаимосвязана с вышеописанными. Но к сожалению, или к счастью, она уже утратила возможность на существование. Но почему? Почему то, что мы называем псевдонаукой, на самом деле – если хорошенько разобраться – является началом начал, прародителем естественных наук? И почему мы позволили себе забыть об этом? Вопросы эти действительно интересные, в особенности если говорить не столько о самой химии, сколько о медицине. Казалось бы, каким образом связаны между собой область, изучающая химические элементы, с наукой о здоровье человека?
Множество мыслей, которые напрямую касались данного вопроса, посещали как учёных, так и простых обывателей. И если в кругу людей, неравнодушных ко всему, что представляет из себя тайну, начать обсуждать эту проблему – немало найдется желающих добраться до сути дела. В этом-то и таится ключ к разгадке! В стремлении обрести истину! И здесь легко можно провести аналогию с эпохой Средневековья – алхимики тернистым путём шли к той же цели. Не для того ли они тратили годы в попытках создать «философский камень», «жизненный эликсир», то, что позволит человеку переродиться, чтобы обрести новую жизнь и наконец – стать бессмертным? Но при чём же, всё-таки, здесь медицина?
Связь медицины и алхимии – как таковую – проследить трудно. Но нам доступна информация о врачевателях Средневековья, которые были не поняты не только обществом, но и церковью в особенности. Бытовало мнение, что они занимались магией, совершали различные ритуалы и имели отношение к тёмным силам. Но что мы имеем на самом деле? Врачевателями той эпохи были именно алхимики, которые лишь имели свои взгляды на природу вещей и на самого человека, стремились изучить их свойства и преуспеть в этом. Но это вовсе не говорит о том, что лекари были некомпетентны в медицине, ведь они лишь применяли на практике те способы и средства, которые им навеяли суеверия, что господствовали в ту эпоху. Алхимики использовали то, что даровала им природа – те самые группы химических элементов и различные эликсиры, которые были изготовлены из их соединений [2].
Рис. 1. Алхимический рисунок и гравюра
Многие из врачевателей, как упоминалось выше, стремились создать «философский камень», «жизненный эликсир», чтобы позволить человеку управлять своим здоровьем, иметь власть над собственной продолжительностью жизни. То есть они встали на путь непосредственного спасения жизни человека. А не это ли главный догмат врачебной деятельности? Пусть алхимики видели эту цель несколько искаженной, но суть их стремления была той же. Процесс постижения того, что ранее было неизвестным, положил начало едва ли не всей современной медицине и фармакологии, потому как алхимики совершали открытие новых химических элементов, высказывали предположения о единстве самой материи и превращении вещества, – и это стало предвосхищением мыслей их современников и зарождением некоторых современных наук.
До современного человека дошло немало информации о различных учёных, философах и даже монахах, которые были увлечены алхимией и отдали жизнь на её изучение. Но подавляющее большинство из них мало задумывались о том, что алхимия не ограничивается лишь процессом создания золота, превращения низших химических элементов в высшие. Они не стремились отыскать взаимосвязь её с другими областями знаний – физикой, медициной. Но были и те алхимики, которые в своей деятельности сделали уклон именно на медицину, которые старались объединить эти две науки в оно целое [3].
Рис. 2. Статуя Роджера Бэкона
Известный английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон был одним из тех, кто задолго до Парацельса высказал мысль о том, что алхимия должна быть направлена на лечение людских недугов [4]. Он-то и стал одним из первых алхимиков, который обратил внимание на медицинские знания и знания о материи, на их связь. Его прозвали Удивительным доктором, но не за открытия в области медицины, а за его философские утверждения, которые поразительно отличались от убеждений философов того времени. Несмотря на то, что Бэкон большую часть жизни посвятил именно философии, он также занимался и алхимией, что и стало для него роковым – в итоге его отлучили от церкви за ересь и занятия чёрной магией. Но было ли это так на самом деле?
Роджер Бэкон шёл к созданию связи между медициной и алхимией довольно долго. Изначально он был лишь недоволен утверждением прочих алхимиков о «единой первичной материи» и выдвинул идею об изначальном различии веществ и элементов, комбинации которых образуют собственно материю. Это и отличало его от коллег. Но на этом изучение алхимии не прекратилось, потому что Бэкон начал работать над трактатами, которые в последствии стали фундаментальными именно в этой области и коснулись вопросов медицины. Можно предположить, что это различие и послужило движущей силой для дальнейшего изучения взаимосвязи алхимии и медицины.
Казалось, что естествоиспытатель всё же не отступает от своей основной идеи – получения Философского камня, и это верно. Но нужно учесть тот факт, что в процессе изучения данного вопроса Роджер Бэкон всё больше убеждался в том, что именно этот путь – совершенствование металлов, превращение их в золото – обеспечивал не только поддержание наилучшего состояния здоровья человека, но и обретение бессмертия. То есть философ мыслил шире, не думал лишь о себе и собственном состоянии, а встал на путь, который должен был привести к более масштабным результатам.
Но чем дальше алхимик погружался в изучение химических элементов, тем меньше становилось химии в его трудах и тем больше они приобретали медицинские черты. Вдохновленный несколько сомнительной работой под названием «Тайна Тайн» – автор которого ныне неизвестен – Роджер Бэкон создал собственный трактат, где говорил по большей части именно о медицине, о том, что алхимия напрямую связана с ней, поскольку даёт возможность управлять собственным здоровьем. Данная работа произвела на естествоиспытателя неизгладимое впечатление и послужила толчком для углубленного изучения медицины, астрологии и прочих областей знаний.
В более поздних трудах были заметны большие изменения, которые прозошли в мировоззрении алхимика: в них Бэкон обучал продлевать жизнь, более фанатично преследовал идеи создания «эликсира жизни», того самого, который и даровал власть над здоровьем и продолжительностью жизни. Но он так же говорил не столько о себе, сколько о человечестве в целом. Философ был убежден в тесной взаимосвязи алхимии и медицины, считал их одним целым, неделимым и несомненно важным для полноценной жизни человека. По его мнению, чудесный эликсир приводил все жидкости, учение о которых было весьма популярно в ту эпоху, и элементы человеческого организма в состояние абсолютной гармонии, омолаживал и очищал как тело, так и душу.
На трактатах Роджера Бэкона не закончились поиски взаимосвязи между алхимией и медициной. Более того, именно этот выдающийся философ навёл последующие поколения на нужные мысли [4]. Позднее многие философы и известные алхимики высказывали свои предположения, касающиеся данного вопроса, но практически все они повторяли слова своего предшественника. Главным отличием было лишь то, что с каждым веком данные утверждения становились все более и более весомыми, аргументированными, но суть их всегда заключалась в одном и том же и вела к одному прародителю – Удивительному доктору.
И потому нельзя утверждать, что алхимия – лженаука и ей нет места среди современников. Необходимо также воспринимать алхимию серьёзно, не обращая внимания на огромное количество предубеждений и те предрассудки, которые связаны с ней. Достаточно лишь обратиться к истокам, забыв на мгновение о вере в существование магии и сверхъестественных сил, и они непременно приведут именно к алхимии. Будь то область химии, физики и, что самое главное, медицины.