Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

SCALE IN THE ARCHITECTURAL ENVIRONMENT OF KRASNOYARSK

Lipovtseva S.R.  1 Karepov G.E. 1
1 Siberian Federal University
The article presents the results of exploration of the influence of small architectural forms on the organization of public spaces in Krasnoyarsk – square, street territory. The process of improvement of the modern city includes a competent structural organization of the landscape and recreational areas. According to the laws of urban development, this factor stimulates the social activity that stimulates historical progress. The specifics of the design of open urban spaces are considered as part of the research of the creation of recreational areas in the urban context. Small architectural forms are one of the main elements of landscape forming. They are considered as aesthetically important landscape improvement of the city. Their self-sufficiency and relevance is confirmed by the presence of the territory of realization, application in the process of society’s life. Space-volume compositions are regularly used in urban areas due to aesthetic improvement of the urban space. This is owing to the ability of small architectural forms to create chamber, cozy spaces.
architectural expressiveness
human scale

Благодаря признанной тенденции увеличения процента высотной застройки в крупных городах появляется необходимость говорить о соблюдении постройками правил эстетики, художественной выразительности, соответствии масштабу. Эти критерии помогают архитекторам создавать наиболее подходящую среду жизнедеятельности для людей. В этой области уже проведены исследования Яном Гейлом, делающем акцент на масштабности, как основном градостроительном приеме, благотворно влияющем на гуманную психологическую атмосферу в городе. Малые архитектурные формы, как правило, являются частью благоустройства города. Они имеют определенное влияние на жителей, обладая художественной выразительностью, выгодным положением, необычной формой. Чаще всего объекты подобного значения имеют небольшие габариты (до 25 метров высоту), благодаря чему их без труда удается рассмотреть сверху до низу. Этот фактор обеспечивает принадлежность к самым легко воспринимаемым, а значит, и наиболее влиятельным объектам архитектуры города. Делая территорию города приятной для обозрения, проектировщик заранее располагает жителя к положительному отношению, мирному поведению. Такая особенность работы с мышлением людей делает проектную работу важной, обуславливает необходимость в должном знании эстетических норм и правил организации общественных пространств.

Больших успехов в теории профессиональной проектной деятельности достигли А. Иконников, Б. Михайлов, Н. Кордо, Н. Брунов, Л. Кириллова, А. Цирес. В статье «Масштабность в современной архитектуре» Д.Л. Мелодинский раскрывает практическую значимость композиционного градостроительного приема. Подробно описана история важного эстетического правила в его статье «Архитектурная масштабность как система- эволюция понятия». Тема значимости малых архитектурных форм в процессе эстетического восприятия архитектурного контекста Красноярска еще не поднималась. Этим исследованием и интересна наша статья.

Начнем с критериев анализа эстетической значимости объектов ландшафтной архитектуры. Основополагающими стали образность, масштабность.

Образность, как известно, один из признаков художественного произведения. Она обеспечивает вовлеченность зрителя в изучение объекта искусства. В архитектурной практике используются ассоциативные образы для обеспечения эстетической весомости объекта, зрительной привлекательности. Весомость малых архитектурных форм в эмоциональном, образном плане обеспечивает выразительность, информативность городской среды. Масштабность – пропорциональное превосходство сооружения в сравнении с воспринимающим человеком. Этот термин созвучен понятию «масштаб», обозначающему линейную сопоставимость деталей чертежа с действительными размерами объекта. Путать эти понятия неполезно, даже вредно. Масштабность (нужное нам определение) отвечает за «ощущение индивидуальной вовлеченности к образному диалогу». В основе лежит действие зрительного аппарата человека – наш глаз легко воспринимает объекты, по высоте достигающих 25 метров. То, что выше, уже выходит за рамки комфортного восприятия. Более того, объекты, превышающие 140 м в высоту «с давних времен воспринимались как очень большие, а в отдельных случаях и гипертрофированные» [1]. Известный теоретик В.А. Филин объясняет эту закономерность так: «Наши дома должны быть не выше деревьев. Нам незачем «высовываться» из природы». Для проектирования благоприятной среды жизнедеятельности нужно соблюдать «природный» масштаб, соответствовать критериям канонической красоты.

Ландшафтный объект-репродукция картины Шишкина «Утро в сосновом лесу» объективно может быть оценена как малая архитектурная форма с легко угадываемым художественным замыслом (рис. 1). Прием масштабности (самая высокая из фигур не превышает по высоте 25 метров) помогает сделать форму удобной для обозрения (рис. 2). Объект благоустройства располагает зрителей своей простотой, лаконичностью, ясностью очертаний.

Lip1.tiff

Рис. 1

Lip2.tiff

Рис. 2

Lip3.tiff

Рис. 3

Композиция «Жирафы», состоящая из двух малых архитектурных форм – второй объект анализа (рис. 3). Образным решение стал экзотический мотив, не свойственный сибирским условиям. Этой абсурдностью объект и привлекает внимание. Рассматривая скульптуры, несложно разнообразить обычную жизнь яркими эмоциями. Небольшие габариты скульптур позволяют рассмотреть их с первого взгляда (их высота, как видно на фотографии, не превышает пятиэтажного дома; для эксперимента взят человек ростом 1,7 м). Композиция объемно-пространственная, её можно рассмотреть со всех сторон. Согласно анализу с точки зрения масштабности и образности, можно утверждать, что малая архитектурная форма помогает зрителям наладить визуальный контакт со средой, стать индивидуально вовлеченными в процесс культурного развития территории города. Положительное влияние на психологическую атмосферу в городе позволяет назвать объект социально значимым, эстетически верно организованным.

Изучение градостроительной ситуации в городе Красноярске помогло выявить наиболее продуктивные методы организации комфортной среды жизни людей. Поведенный анализ поможет в будущем избежать ошибок в проектной деятельности, негативно сказывающихся на психике проживающих в городском пространстве людей. Работая с архитектурной средой города важно учитывать эстетические факторы, использовать возможности малых архитектурных форм для создания зон отдыха и просто хороших и безопасных мест для жизни людей.